hcube:
Изобретать вертикальную посадку я не стал. Длина корабля такого класса (по-моему) достаточна чтобы организовать нормальную посадку для
такого лёгкого самолёта без ненужных ухищрений.
Подготовка к взлёту так и задумана автоматизированной, может даже и автоматической. Поскольку тип самолёта фактически один, и типов оружия очень мало, это мне представляется реально возможным.
Я когда замахивался на 5 тонн, посмотрел и на Миг-АТ, и на Як-130, и в результате замахнулся-таки
Но всё же
Су-99 (надо было как-то назвать "это") концептуально отличается от обоих. Например, нет двухместной кабины (и вообще никакой кабины), нет катапультных кресел, и прочих атрибутов "военно-пассажирских самолётов"
И "высвободившееся" место не должно быть непременно заполнено блоками железа — есть такое заблуждение. Сенсоры и блоки можно (и нужно) распределить по всей машине, что с пилотом невозможно: один глаз смотрит вперёд, другой — в трёх метрах от первого — назад, и их не больше двух, и т.п.
Один двигатель — это вариант, но по-моему не лучший. Во-1, если один из двух накроется, машина
сядет на одном. Во-2, подвесить одну большую ракету удобнее внизу по центру — как раз там, где обычно находится двигатель у однодвигательных машин. Можно и под него, но это уже корявая этажерка выходит. Насчёт тяги: лишнее тоже не нужно. На старте концептуально лучше применить ускоритель, что сэкономит топливо (форсаж — это 2.5-кратный его расход при небольшом увеличении тяги), а значит и время полёта будет больше. Я хочу чтобы ТТРД придавал самолёту (на минимальной тяге движков) именно такую кинетическую энергию, чтобы самолёт оказался на максимальной высоте полёта и дозвуковой скорости. Это самый изящный (и оптимальный) способ преобразования топлива в энергию самолёта, и очень хорошо проработанный.
paralay:
Спасибо — это очень интересные и полезные цифры. Одно лишь "но" — искомый самолёт не является масштабной моделью Су-27. У него будут некоторые "нелинейности" в масштабировании. Так, например, не будет "кабины" со всем её содержимым — нос самолёта не должен быть таким удлиннённым, но там всё же будет РЛС и ПГО. Я предварительно посмотрел на С-54 — за исключением одного двигателя и кабины, это, наверное, близко к искомому. А в целом ваши цифры очень радуют
Насчёт оружия желаемое несколько отличается. На одну тонну мы закладываемся бескомпромисно. Точек подвески только четыре, и точно никаких пушек.
Насчёт движков — именно
пара АЛ-55 со всеми их необязательными фишками и предполагается. Их максимальная тяга (без форсажа) и определила ограничение по взлётной массе для самолёта с таким расчётом, чтобы где-то к середине полёта (по мере расхода топлива) была возможность достичь тяговооружённости >1 без форсажа. На форсаже (2х3000) при полной (а она всегда будет полной - топливом округляется) взлётной в 5 тонн имеем 1.2, но это скорее на случай "срочной работы"
Поскольку топлива много не будет, форсаж без нужды (уклонение от ракеты, ближний бой, перехват AF-1,..) использовать не планируется.
Насчёт РЛС — именно подобная малогабаритная РЛС подразумевается для истребителя. Но с одним важным моментом, из-за чего номенклатура оружия не ограничивается короткими ракетами. Этот самолёт задуман для работы в группе, и в первую очередь в группе с самолётом ДРЛО (о нём ниже). В этом случае истребитель может тащить и пускать даже КС172 на максимальную дальность, но его роль сводится к транспортной. На ближних и средних дистанциях истребитель может уже воевать сам как по ЦУ от ДРЛО или корабельных средств, так и по своему, фактически выступая в роли многоразовой ЗУР.
Да, АЛ-55 вроде в два раза короче чем вы указали.
yuu2:
Над названием я долго не думал
Концепция действительно отличается, и постараюсь показать что это всё же шаг вперёд (ниже, отдельно).
Насчёт самолёта и его варианта ДРЛО. На самом деле Су-99 (условно так назвал — тоже долго не думал) уже в некотором роде "есть". Самолёт С-54 — это очень близко к желаемому, с учётом переделок под новую концепцию. Очень важно что уже есть двигатель. Есть РЛС, большинство сенсоров, уже есть необходимое вооружение. Всё это, особенно движок, — это куча работы и денег, которые уже сделаны/заплачены. Как и в своё время с Кузьмичём, уже существующее на процентов на 80 составило искомое. Чего нет или почти нет — это системы управления самолётом (на тактическом уровне) и правильной тактической связи, и (главное) опыта и (ещё хуже) представления о том что это за штука и что с ней делать. Опыта нет ни у кого, но у меня вот представление вырисовывается
Насчёт ДРЛО — никаких вопросов что это ключевой элемент системы. Безлюдность её так же строго безоговорочна. На эту роль я предложил тот же истребитель, но модифицированный под это дело. Из него исчезает всё связанное с оружием, остаётся только минимальный набор сенсоров и связь. РЛС структурно интегрируется в самолёт: применяются конформные ФАР, блоки РЛС распределяются по машине. По сути это просто "сплав" самолёта и РЛС, просто солидный летающий радар вдали от корабля. Запускать и возвращать его можно и каждый час — это всего 24 запуска в сутки, 24 тонны керосина в день, 168 в неделю, 720 в месяц... теперь становятся заметны плюсы от маленького самолёта?
Плотность потока информации... ну, можно грубо прикинуть. 1 оборот луча в секунду, радиус 500 км, сектор 270 градусов, разрешение 10 метров, и динамический диапазон "пикселя" отфонарные 8 бит — это чуть менее 6 ГБ/с сырых данных для обработки. Из них информация, скажем, от 10к целей (реальных и прочих), с обновлением раз в секунду — это уже (щедро) сотня килобайт в секунду на корабль. С корабля поток будет ещё меньше. Как выяснилось, ничего страшного
Что при этом РЛС делает сама? Она сканирует пространство и измеряет координаты откликов, в меру возможностей фильтрует ложные цели. Что она
не делает сама? Она не анализирует характер движения целей, их предполагаемую тактику, не принимает решения кого валить, и т.д. — это делается на борту корабля содержимым красивой фуражки. Что ещё делает такое ДРЛО? Может сопровождать указанные ей цели, выдать ЦУ (т.е. навести) истребителю из группы, аналогично выдавать команды дальней ракете, и т.д. — ничего требующего наличия интеллекта. Предполагаю что должен быть специальный режим "валить всех", когда группа будет вести бой полностью автономно по заложенным в неё простым тактикам — это значит что она получит преимущество в скорости (неглубокого) тактического анализа ситуации и принятия решений. Например, это пригодится против залпа ПКР. Грубо говоря, истребители могут атаковать всё что не кричит "я свой", или просто всё что шевелится в зоне "зачистки" и похоже на самолёт (для особо хитрых противников с MALDами). Детали устаканятся в ходе обсуждения, а пока что выходит довольно интересный инструмент, как мне кажется.
Теперь насчёт размера корабля, самолёта, денег и прочих концептуальных вещей.
Сперва про размер. Я понял что размер и тип самолёта имеет невероятно далекоидущее влияние буквально
на всё — где кончается эта цепочка зависимостей я сказать не берусь, но как минимум она проходит до оборонного бюджета страны и боевых возможностей флота на десятилетия вперёд. На строгость не претендую, на иллюстрацию сгодится. Возьмём пятитонный беспилотный истребитель, и сравним с кузьмичёвский Су-32 в деле. Точно не помню, но он взлетает и садится раз в 5-6 тяжелее. Записываем длинную палубу и всё сопутствующее процессу хозяйство. Далее, это же строго ограничивает ресурс корабля по вылетам, либо мы получаем "настоящий" авианосец. Конечно, по функциональности Су-32 просто затмевает "Су-99", но вспомним что на Кузьмиче главнейшая задача истребительного крыла сводилась к выносу ДРЛО противника перед атакой. Непосредственно "вынос" осуществлялся с помощью своего ДРЛО и дальних ракет. А теперь смотрим на 2020 — там сохранено и то и другое! В плюс Су-32 идёт то что его подвесная РЛС может быть в 8 раз тяжелее. Но ресурс по вылетам сильно увеличивается при одновременном уменьшении корабля. Теперь ещё один важный, если не важнейший, элемент — люди. Не просто люди, и спецы экстра класса, которые в реальности годами учатся чтобы таковыми стать, и это гора денег за каждого. Потерять их можно по массе причин от поноса до гибели в бою, и заменить в походе их будет некем, а в случае ранения или смерти — вообще некем, т.к. нового подготовить это целая история. Далее, люди на борту — это расходы места и ресурсов, и в 2020 их будет меньше. А поскольку люди не только на борту живут, а ещё тренируются, получают налёт и т.п., расходы походом не ограничиваются. В общем, переход к беспилотнику все эти коэффициенты и показатели степени с расходов снимает, и добавляет значительно меньшие коэффициенты и показатели степени <1 за счёт сохранения вложенных в "навыки" средств. Машина будет только совершенствоваться, а пилотов нужно готовить снова и снова, причём порой в самое неудачное время вроде войны (с соответствующими результатами). Даже замена пенсионера на молодого — это чистая потеря. Всё это, и много прочего, по-моему обосновывает ставку на беспилотники в палубной авиации (минус вертолёты — им попроще) — это многократно окупится даже если первоначальные затраты будут значительными. Но именно с этим повезло — есть и движок, и в значительной степени планер, и часть БРЭО, и если на испытаниях и в ходе освоения десяток машин побьют, то это всё равно не превысит стоимости одного Су-32. На войне же потери беспилотников полностью восполняются "со склада". Если такая машина, как сказали выше, будет стоит $2-5м, то это на уровне 1-2 ЗУР серьёзного ЗРК. Если за эти деньги Су-99 в среднем завалит хотя бы один пилотируемый самолёт противника (в чём я не сомневаюсь), то это 1:10 даже чисто по железу, а пилотов/операторов заменить просто некем. Такая ассиметрия "бывает раз в жизни, и то не у каждого"© — за неё нужно просто хвататься. А у наименее вероятного союзника в пилотируемую морскую авиацию вложено не просто много, а всё — ни за год, ни за 10 лет это не поменяется. Так что 2020 может стать новым "Дредноутом".
Итак, чем не угодил Кузьмич:
1. Тяжёлый основной самолёт. Это в значительной степени лечится, например, заменой (уже неэквивалентной) на Миг-29.
2. Пилотируемый основной самолёт. Это не лечится.
3. Комплексно масштаб проекта сильно велик чтобы оставаться реалистичным. Это лечится компромисом — 2020 и есть такой компромис.
В чём компромис? Ограничены (по сравнению с Су-32) возможности основного самолёта как по боевой нагрузке, так и по функциям. Если в Су-32 предполагался оператор для всех его систем оружия, то Су-99 — это либо ракетовоз, либо многоразовая ЗУР, в зависимости от ситуации. Как ракетовоз он в принципе может нести и ПКР, и ПРР, и контейнер мощной РЭБ, если они подходят по весу, но летать на штурмовку с ними он сам не сможет — военная мысль у него напрочь отсутствует. Из волшебной палочки (Су-32) новый самолёт (Су-99) стал одним из элементов системы — ПВО дальнего рубежа. На всякий случай тут напомню что на этом самом дальнем рубеже он будет работать в паре (тройке, десятке,..) с самолётом ДРЛО. Этот компромис многократно окупается плюсами, так что можно считать что 2020 — это не замена для Кузьмича, а альтернатива. Лучше всего иметь и то и другое, а ещё лучше чтобы они дуэтом трудились
Если Кузьмича усилить Су-99ми в роли патрульного ДРЛО (экономим на топливе), а так же ездовых и гончих собак, то Кузьмич "удвоится" (** в самом низу пример)
Но если нужно выбирать, то лучше пара 2020 (быстрее и легче построить, меньше инвестиции), чем ни одного полностью укомплектованного Кузьмича. И ещё, ВВП сказал что нужно заглянуть за 2015-2020 год в плане морских систем — вот я заглянул и рассказал что там видно
Насчёт дальности ЦУ от ДРЛО — это (грубо говоря) 500+/-10% км с большой высоты (порядка 10км) по цели на земле. По цели на такой же высоте расстояние (теоретически конечно) удваивается. У ERIEYE это 550км вроде.
Насчёт стоимости/эффективности. Первое что приходит на ум: получаем два корабля (в разных районах) за тот же тоннаж; два Су-99 (в разных местах) за один Су-32, замыкание боеготовности и боевой мощи на технику и финансы, с исключением человеческого фактора (высокопрофессиональные кадры, обучение, усталость, потери,..). По стоимости самолёт на порядок дешевле, по эффективности
в главной функции он уступает Су-32 явно менее чем на порядок. По частоте вылетов уже Су-32 уступит на порядок, т.к. Су-99 будет летать в цикле пока не сломается. В результате в воздухе можно получить больше "стволов" в произвольное время, не думая о погоде, рисках, обязательном возврате машины, и т.д. Беспилотником можно моментально пожертвовать, например, если он прорвался к важной цели (бомбер, ДРЛО, заправщик, AF-1), не думая об угрозе, выходе на огневую позицию, вдовах, и т.д. Су-99 в широком смысле — это боеприпас, а Су-32 — это пилоты (и на порядок-другой больше денег за всю программу). Всё это сложить в одну цифру "эффективнее в столько-то раз" невозможно, но перевес по-моему явно в пользу беспилотника. Как иллюстрацию к вопросу приведу мысленный пример. Ближний-средний бой группы 20 Су-99 с 2020 против обычных. При размене 1:1 противник потерял 20 пилотов и железа на полмиллиарда, а 2020 потерял железа на 50 млн (цена порядка одного Су-32). Но размер 1:1 по-моему неоправданно занижен. Я считаю что Су-99 в силу заложенного в него сочетания возможностей (беспилотность, сверхманевренность и бортовой РЭБ*) смогут выйти на дистанцию среднего и потом ближнего боя с малыми (или вообще без) потерями, и тогда уже полностью реализовать своё преимущество. Размен не менее 1:3 мне кажется более реальным.
Война всё это сложит в цифры.
Насчёт ГЭУ. Если не лодочный, то возможен ли "правильный" реактор? Или лучше просто дизель, как на скоростных паромах? А пиковая электрическая мощь от турбины? Что порекомендуете кроме вёсел, мастер джедай??
Очень уж не хочется тратить объёмы на паровые машины и бассейны с мазутом... За державу обидно
Насчёт расходников. Раз уж мне подтвердили цифры по самолёту, то считай тонна-полторы топлива на каждый полёт, и до полтонны-тонны оружия на каждый боевой (со стрельбой) полёт. Если без стрельбы, то на 1000 вылетов получаем до 1500т топлива — это
две недели непрерывного висения в воздухе дежурного звена из 1 ДРЛО и 2 истребителей. Ещё за 500т можно устроить противнику
непрерывную карусель на три с лишним сотни боевых вылетов с максимальной интенсивностью. Если, например, на всю цепочку
автоматизированных конвейерных (3 шага, 2 конвейера) операций подготовки к вылету выделить щедрые 15 минут (хотя скорее уж это 5), то за 100 минут взлетит 40 машин — всё крыло. Возвращаясь к задачам, это позволило бы не только выбить всё ДРЛО с гарантией, но и почти всё что летает вне зоны корабельной ПВО целой АУГ! Ведь вести непрерывный воздушный бой высочайшей напряжённости в течение такого времени люди совершенно не способны (снова асимметрия!). А ведь ещё у нас есть большие ракеты (40+160 дырок пока что)...
Даже если это будет стоить потери половины крыла (20 машин), большая медаль и лампасы шириной в ладонь неизбежны — сорвано всё что супостат там себе запланировал, ущерба непоправимого (потеря десятков опытных морских пилотов-истребителей) ему нанесено сколько...
По ресурсу — у выбранных движков он вроде на уровне 4000 часов — этого хватит с песней на поход без приключений. Пару-тройку запасных движков (в силу малой массы и размеров) на борту можно держать для ценных вещей вроде самолётов ДРЛО, но это в таких количествах на водоизмещении не скажется, а мелкий ЗИП — тем более.
Насчёт использования канала связи между ДРЛО и 2020 как ЦУ — это уж врядли. Во-1, нужно быть либо выше и дальше (от корабля), либо ниже и ближе, и в любом случае в границах луча (от корабля). Во-2, это значит что приёмник в зоне прямой видимости корабельной обзорной РЛС, со всеми вытекающими... В-3, сигнал может быть сделан "неудобным" для использования в роли маяка — скорости передачи там нужны небольшие, а значит можно "творчески" подойти к построению сигнала. Не сработает просто такой метод получения ЦУ.
Кстати о птицах. Всё это хозяйство может ответить на убийственный вопрос Конструктора куда (тогда ещё Кузьмичу) ныкаться от залпа Гранитов. Если есть УР (а по-моему это любая из выбранных для Су-99), способная Гранит перехватить "на марше", то быстро поднятая (то что уже стоит на конвейере) группа из 6 Су-99 (ДРЛО + 5 истребителей) может перехватить до 20 Гранитов (до полного расхода ракет) и ещё даст ЦУ дальним корабельным ЗРК... А если уж "родина в опасности", то потом до пяти штук ещё и протаранить. Вот такая неожиданная радость
~* - Эти средства РЭБ в сочетании со сверхманевренностью задуманы для уклонения от средних и дальних УР "в лоб" с резким (>15g) маневром (возможно с форсажем для усиления эффекта). Расчёт на то что ракета при этом 1) может потерять цель (от воздействия импульса средств РЭБ, с резким маневром) и/или 2) энергию на отработку маневра. Так можно пройти дальние и средние рубежи ракетного боя. Пилотам такое недоступно.
~** - Вот что получилось на Кузьмиче при замене 8 сушек на один конвейер и 18 Су-99 (картинка обновлённого Кузьмича прилагается). Поскольку высота ангара там под сушку, этот закуток вообще трёхмерный получается. Пара кранов под потолком могут перемещать контейнеры с самолётами и комплектами оружия (благо рядом станция предполётной подготовки сушек, а значит и лифт из арсенала). Всё локализовано и ничему не мешает. 18 машин - это, например, возможность иметь 3 патруля (1 ДРЛО + 2 истребителя), и три группы поддержки атаки сушек (3х5 истребителей авангарда). Это либо 3х20 средних УР на острие атаки с ЦУ от ДРЛО сушки, плюс возможность "разведки боем", с выносом самолёта ДРЛО при первой же возможности любым способом вплоть до тарана — по затратам это не хуже залпа дальних ракет (от которого при этом никто не отказывается). При полном расходе боезапаса машины смогут продолжать бой в роли "магнитов для ракет" (вызывать ракеты на себя имитируя атаку, и уклоняться от них) до расхода топлива (MALD такого не умеет). Палить по ним будут не думая, т.к. они и без ракет остаются боеспособными истребителями до полного расхода топлива. А вот боевой дух пилотов противника будет на уровне моря от одного знания что
такое может им встретиться в небе (тактически для них такой бой — чисто проигрышная ситуация).
Вот ешё пример как обновлённый Кузьмич может дела делать. У него осталось 32 сушки — условно делим их на две группы по 16. Атака "на слона" осуществляется одной из групп. Её делим на два отделения по 8 сушек (ДРЛО + 7 ракетовозов), и придаем каждому отделению ещё 7 истребительных Су-99. Бой ведёт сушка с подвесной ДРЛО: она управляет другими сушками и беспилотниками, ставит всем тактические задачи и даёт непосредственное ЦУ беспилотникам. Рядом с пилотом в этой сушке сидит не иначе как отборный непьющий полковник
Беспилотники идут в авангарде с выключенными РЛС, потом стартуют дальние ракеты с сушек, потом на выживших нападают беспилотники, и дальше... в общем понятно. В результате все довольни: есть возможность вести средний и ближний ракетный бой, и не рисковать при этом дорогими самолётами и отборными полковниками.
По-моему очень даже интересный и полезный апгрейд для Кузьмича