PSS>> Кажется с блоком Д были только проблемы с радиолокатором. Филин в своей книге это описывает.
7-40> Да, я помню. Но даже если были проблемы "только" с локатором, от этого "только" суть не меняется: сама эта проблема внушала серьёзное беспокойство по поводу безопасности и при этом, по-видимому, не была разрешена.
Вовсе нет. Внушала опасение только в одном пуске когда мало что можно было переделать. В дальнейших уже внушала. Цитата:
"И решение было найдено — надо было перераспределить тормозные импульсы первой и второй ступеней Лунного корабля. Но, если с первой ступенью было все ясно — нужно было всего лишь недозаправить баки топливом, не внося изменений в конструкцию, то со второй ступенью было сложнее: нужно было в баки дополнительно влить около 250 кг компонентов, а свободных объемов там не было. Главный конструктор проекта академик В. П. Мишин такую доработку не хотел принимать, так как могут существенно измениться сроки. Спас положение М.К.Янгель, конструкторскому бюро которого было поручено создание ракетного блока Лунной кабины. Изучив наши проблемы, глубоко разобравшись в технической сути предложения, он выступил на Совете главных конструкторов с предложением провести необходимые доработки ракетного блока (речь шла о вставках в топливные баки), по сути не меняя согласованных сроков поставки готовой материальной части. Но это касалось только пилотируемой экспедиции, а что делать на двух ближайших пусках комплекса, которые планировались в 1971 г.? И ракеты и головные блоки лежали в сборочном корпусе практически собранными. Положение складывалось драматическое.
Совещание у заместителя главного конструктора системы управления Лунного комплекса М.С.Хитрика. Жаркий летний день. Около двадцати самых опытных специалистов методом «мозговой атаки» пытаются нащупать выход из, казалось, абсолютно тупиковой ситуации. Уже прошел короткий обеденный перерыв, заканчивается день, все предложения высказаны, обсуждены, а решения нет, как и не было. И тут слово просит молодой инженер-баллистик и робко с мелом у доски излагает, на первый взгляд, совершенно абсурдную идею. Он предлагает не только недотормаживаться на первой ступени, как уже принято для штатного пилотируемого варианта, а наоборот — перетормозиться первой ступенью на 30—40 м/сек. Траектория лунного посадочного комплекса — связка первой, второй ступеней и самой лунной кабины — при этом совершает, образно говоря, «мертвую петлю» (и такой цирковой номер почти у самой лунной поверхности на высоте 3—4 км!). Что это дает? А очень просто — при гашении остаточной скорости на участке прецизионного торможения лунная кабина, а следовательно, и лучи посадочного радиолокатора будут отворачиваться от отделившейся первой ступени дополнительно почти на тридцать градусов, и локатор не схватит отраженный от первой ступени сигнал, в результате нормальное функционирование системы будет обеспечено. То есть вообще не требуется никаких доработок материальной части, а лишь перезакладка в полете «у ставок» на участке торможения. При первом беспилотном пуске запас энергетики на борту для этого имелся. Как все просто! Надо было там присутствовать в эти минуты, чтобы оценить реакцию всех присутствующих и, в первую очередь, хозяина кабинета: удивлялись, что раньше не додумались до этого, шутили на тему, что о нас подумают наши американские коллеги, которые наверняка зафиксируют наш цирк, совершенно непонятный для непосвященного человека — петля Нестерова при посадке на Луну!.. Минуты разрядки прошли, и тут же было подписано решение: делать именно так. Правда, в реальном полете дело до этого не дошло — уже на первых секундах после старта носителя с Земли в очередной раз нас ждало разочарование. "
Видно, что после вставок никакой проблемы автор не видит. Так что этот недостаток исправили к пилотируемой экспедиции.
PSS>> Что до резервного двигателя. Его поставили кажется из-за того, что решили отказаться от разделенных ступеней как у ЛМ. У того можно было допустить повреждение посадочного двигателя (и он повреждался порой). На нашем нужно было еще и улетать. В целом думаю такая схема с резервированием двигателя аналогична по надежности системе ЛМ.
7-40> Я не сомневаюсь в том, что эта схема была не менее надёжной, чем схема ЛМ. Но: ЛМ мог целиком пользоваться преимуществами раздельной конструкции ступеней, каждая из ступеней несла лишь то, что нужно ей. А у ЛК резервный двигатель был, фактически, мёртвым грузом (и немалым грузом), причём в самой "дорогой" с точки зрения веса части: его доставляли на ИСЛ, потом сажали на Луну, потом снова поднимали на ИСЛ - но только для того, чтобы выбросить. Да и система выбора "правильного" двигателя при взлёте была дополнительным усложнением... Вообще, получилось, что взлётная ступень ЛК по массе лишь немногим уступала взлётной ступени ЛМ; но в первой на Луну опускался один человек на сутки, а во второй - два человека на трое суток. Разительное отличие для близких по весу агрегатов.
7-40> дополнительным усложнением...
PSS>> А ограничения есть у любого корабля. Боюсь, без этого никуда.
7-40> Да. Но никуда не дется от того, что ресурс взлётной кабины ЛМ составлял 6 человеко-дней, а у ЛК - 1 человеко-день на Луне. При массе, различавшейся лишь на первые десятки процентов... [»]
7-40?? Откуда у вас такие ужасные данные?????? Сразу что-то вспомнился агитационный аппарат Старого. В реальности все было кардинально не так.
ЛК
"Масса ЛК перед спуском на Луну должна была составлять 5560 кг, включая блок Е массой 2950 кг. Взлетная масса ЛК - 3800 кг. "
ЛМ
ШУНЕЙКО
Номинальный вес лунного корабля 14 710 кг
Посадочная ступень 10 083 кг
Взлетная ступень 4 627 кг
Причем это, насколько понимаю, без астронавтов. Значит нужно приплюсовать еще килограмм двести. Видно, что ЛМ тяжелее ЛК в более чем два с половиной раза. Кстати в ЛК было просторнее, чем в ЛМ. (6 кубометров на двоих, против пяти на одного)
Кстати у ЛМ тоже были ненужный груз в качестве аварийных систем. Скажем
дублирующий контур охлаждения. И с человеко-часами тоже не все так просто.