Как и обещал, выкладываю материал по A380 MRTB. Как справедливо заметил товарищ ttt, статья действительно опубликована в апрельском номере и вполне может быть дезой
, но во-первых, издание вполне солидное и не склонное к шуткам, а во-вторых, ссылки на данный проект приводят и другие журналы (какие, сейчас не вспомню, ибо голова немного другим занята). К тому же был проект А340-300 Валпап, уже готов проект А330 MRTT (Multi-Role Transport-Tanker). Кстати, руководство Боинга заявило,, что на базе Б787 будет сделан танкер. А то где же они возьмут покупателей 3500 самолетов???
В общем, верить или нет - ваше право. Лично я от этих милитаристов готов ожидать всего, чего угодно
Европа
Исследования проекта многоцелевого транспортного
самолета Эрбас А380-МRТВ
На состоявшемся в конце марта 2005 г. совещании в министерстве обороны Франции был рассмотрен вопрос о возможности создания тяжелого многоцелевого транспортного самолета Эрбас А380-МRТВ, представляющего собой вариант грузового самолета А380-800F. Некоторые источники сообщают, что фирма «Эрбас» уже прорабатывает в рамках секретного контракта проект такого самолета. Эксперты полагают, что появлению проекта самолета А380-МRТВ способствуют несколько факторов.
Во-первых, в настоящее время французские вооруженные силы испытывают катастрофическую нехватку в транспортных самолетах, предназначенных для выполнения стратегических перевозок. Во-вторых, опыт боевых действий в Афганистане показал, что для доставки туда нескольких истребителей Дассо Авиасьон «Мираж» 2000 и средств материально-технического обеспечения потребовалось больше месяца. В-третьих, в результате снятия с вооружения бомбардировщика Дассо Авиасьон «Мираж» IV французские ВВС лишились возможности решать боевые задачи непосредственно с авиабаз, расположенных во Франции. Именно эти факторы сыграли решающую роль в решении министерства обороны Франции приступить к поисковым работам в области создания тяжелого многоцелевого транспортного самолета, способного выполнять роль стратегического военно-транспортного самолета или служить в качестве носителя высокоточного оружия класса воздух — поверхность.
Фирма «Эрбас» уже занималась такой проблемой, исследуя в начале 2000-х годов проект самолета А340-300 «Вальпап». Этот самолет должен был служить в качестве носителя малоразмерных крылатых ракет (КР). Проект был представлен командованию ВВС, но развития не получил. Но сейчас с «революционной» концепцией самолета А380-МRТВ дела обстоят иначе, поскольку такой самолет из носителя тактических КР (от 24 до 64 КР SCALР/«Шторм Шэдоу») менее чем за сутки может быть переоборудован в грузовой самолет, способный перевезти платную нагрузку массой 150 т на расстояние свыше 10 000 км или нагрузку массой 100 т на расстояние более 16 000 км.
По словам Жан-Кристофа Пуассона , руководителя проекта, конструкция самолета А380-МRТВ усилена в соответствии с требованиями военного применения, а грузовые кабины оснащены автономной погрузочно-разгрузочной системой СLS, способной работать в условиях неподготовленных аэродромов. Кроме того, на верхней и нижней палубах можно быстро установить поддоны-модули с пассажирскими креслами, в результате чего самолет сможет перевезти 600 военнослужащих с вооружением и багажом на расстояние 14 800 км.
В качестве варианта, Ж.-К. Пуассон предлагает модификацию самолета А380-МRТВ на основе пассажирского варианта А380-800ЕR с большей дальностью полета за счет увеличенного с 310000 до 370 000 л запаса топлива. В этом случае самолет А380-МRТВ может иметь дальность полета до 16 200 км, что позволит оперативно доставлять солдат и грузы на острова в Тихом океане, где Франция имеет экономические и стратегические интересы.
Что касается превращения транспортного самолета в носитель КР, то оно потребует наибольших трудозатрат. Речь идет о том, чтобы разместить в переднем и заднем нижних грузовых отсеках фюзеляжа вращающиеся пусковые установки КР, аналогичные тем, которые используются на бомбардировщиках Боинг В-52Н и Рокуэлл — Боинг В-1В, Пусковая установка (ПУ) представляет собой выполненный из углепластика цилиндр диаметром 700 мм; с узлами крепления ракет она весит 500 кг. ПУ рассчитана на шесть КР SCALP-EG. Вращаясь со скоростью 1,25 оборота/мин, барабан каждые 4 с приводит ракету в пусковое положение. Вся ПУ вместе с ракетами будет иметь длину 5,5 м и массу 8,3 т (при массе одной ракеты 1,3 т). Большие размеры грузовых отсеков (17 м в длину и 2 м в высоту) обеспечивают размещение в каждом из них по две ПУ.
В дальнейшем, когда в 2010 — 2011 гг. будет разработан морской вариант КР «SCALР Наваль», могут быть проведены работы по ее адаптации к самолету А380 МRТВ и преобразованию в КР воздушного бази pования SCALP-TLP с дальностью полета более 1000 км. Ракета SCALP-TLP потребует существенной модификации ПУ, поскольку она имеет большие длину (6,5 м) и стартовую массу 1,5 т. Но за счет того, что ракеты SCALP-TLP имеют цилиндричeский корпус диаметром 0,53 мм (корпус ракеты SCALP-EG имеет почти квадратное сечение), их число на ПУ может быть увеличено до восьми. Таким образом, боевая нагрузка самолета А380-МRТВ может составлять 33,2 т при размещении КР SCALP-EG или 50,4 т при наличии ракет SCALP-TLP.
Ж.-К. Пуассон предложил еще один вариант размещения вооружения на самолете А380-МRТВ. Если в первом случае речь шла о размещении ПУ по продольной оси фюзеляжа, то новый вариант предусматривает размещение в грузовых отсеках по четыре ПУ, поскольку ширина отсеков составляет 4,18 м. В результате самолет может нести от 48 до 64 КР. Этот вариант достаточно сложен, так как требует значительного усиления конструкции планера по причине возрастания боевой нагрузки до 66 — 100 т и увеличения до 12,6 т массы одной ПУ. Поэтому военные пока отложили второй вариант, взяв за основу вариант с восьмью ПУ.
Специалисты отмечают, что переоборудование гражданского самолета в носитель КР достаточно
сложное дело. Для пуска ракет требуется несколько люков. Конструкторы решили отказаться от люков
классического типа с открывающимися люками; вместо этого предлагается использовать сдвижные
двери длиной 7 м на рельсовых направляющих. Наиболее сложной будет проблема с обеспечением гер-
метичности и наддува фюзеляжа, так как пуск КР будет осуществляться на высотах от 6000 до 12 000 м.
Поэтому предлагается передвинуть назад передний гермошпангоут и установить его на расстоянии 5 м
позади передней входной двери. Таким образом полностью загерметизированными окажутся кабина
экипажа и отсек с местами для отдыха сменного экипажа и группы специалистов по обслуживанию воо-
ружения. В негерметизированную часть фюзеляжа будут входить только специалисты по вооружению
во время подготовки КР к пуску, после чего они вернутся в гермоотсек,
Особенностями самолета А380 являются большой внутренний объем, а таюке наличие ВСУ Пратт-Уитни PW980А мощностью 1800 л. с. и электрогенераторов повышенной мощности для питания большого количества электрических устройств и систем. Поэтому рассматривается возможность использова-ния самолета А380-MRТВ в качестве воздушного командного поста с размещением на нем большого числа рабочих мест (в том числе связанных с приемом и обработкой информации, получаемой с разведывательных спутников «Гелиос» 1 и 2), конформной РЛС с фазированной решеткой, расположенной вдоль фюзеляжа, генераторов помех и другого оборудования.
В перспективе самолеты АЗ80-МRТВ могут заменить самолеты ДРЛОУ Боинг Е-ЗС, а также использоваться в качестве носителя разведывательных или боевых БПЛА, выполняя одновременно роль центра управления. Использование самолета в варианте заправщика не предусматривается.
Стоимость разработки самолета А380-МRТВ оценивается в настоящее время в 1,5 млрд. евро. По мнению фирмы «Эрбас», такой суммы достаточно для создания транспортного самолета, который можно переоборудовать в носитель КР с четырьмя вращающимися ПУ. Если потребуются другие варианты (носитель КР с 16 ПУ, воздушный командный пункт, самолет ДРЛОУ), то стоимость программы разработки может превысить 2 млрд. евро. Расчетная цена полностью укомплектованного самолета
составляет 250 — 280 млн. евро. Иными словами, стоимость программы разработки и постройки 10 са-
молетов А380 МRТВ может достигнуть 5 млрд. евро.
В соответствии с существующими планами, первый грузовой самолет А380-800F должен быть поставлен в середине 2007 г. В этом случае военный вариант А380-МRТВ может появиться на вооружении в апреле 2009 г.
(№24 — 25/2392 — 2393,13 — 20.06.2005) Аiг&Сosmos, N 1977, р. 20 — 23.
Реф. А. И. Смоляров