KDvr> Собственно вопрос.
KDvr> Изменяемое сопло (интересует именно изменение формы сопла на сопло "ракетного" типа) используется только на самолетах, имеющих форсажную камеру?
- Сужающе-расширяющееся сопло (сопло Лаваля), в котором струя выходящих газов имеет сверхзвуковую скорость истечения (сверхзвуковую для местной скорости газов) используется только на самолётах, имеющих
мощные двигатели с форсажными камерами (значит, и температуру газов после ФК за 2000
oC и энергию, ей соотвествующую).
Даже не на всех двигателях с ФК их створки на максимальном форсаже формируют сопло Лаваля, - только начиная с двигателей определённых мощностей. Температура выходящих газов без ФК/с невключённой ФК сравнительно невелика, там сопло имеет сужающуюся форму и скорость газов на выходе из него равна местной скорости звука в газе (для наружного воздуха эта скорость будет сверхзвуковой, поэтому местные микроскачки уплотнения возникают всё равно, вызывая, в сумме, характерный рёв ТРД).
Вот разве что - у самых новых двигателей на бесфорсажном режиме... Но это уже будет зависеть от параметров конкретного двигателя.