[image]

Изменяемая геометрия сопла

Теги:авиация
 

KDvr

старожил

Имеются ввиду не те изменения геометрии сопла двигателей, которые изменяют вектор тяги, а просто изменения на различных режимах полета. Например, при маленькой скорости истечения газов - сужающееся сопло, при больших скоростях - расширяющееся сопло (как у ракеты). Это я себе так представляю, как же на самом деле?

Собственно вопрос.
Изменяемое сопло (интересует именно изменение формы сопла на сопло "ракетного" типа) используется только на самолетах, имеющих форсажную камеру?

Заранее спасибо за объяснения. :)

   
+
-
edit
 

Вуду

старожил

KDvr> Собственно вопрос.
KDvr> Изменяемое сопло (интересует именно изменение формы сопла на сопло "ракетного" типа) используется только на самолетах, имеющих форсажную камеру?
- Сужающе-расширяющееся сопло (сопло Лаваля), в котором струя выходящих газов имеет сверхзвуковую скорость истечения (сверхзвуковую для местной скорости газов) используется только на самолётах, имеющих мощные двигатели с форсажными камерами (значит, и температуру газов после ФК за 2000oC и энергию, ей соотвествующую). Даже не на всех двигателях с ФК их створки на максимальном форсаже формируют сопло Лаваля, - только начиная с двигателей определённых мощностей. Температура выходящих газов без ФК/с невключённой ФК сравнительно невелика, там сопло имеет сужающуюся форму и скорость газов на выходе из него равна местной скорости звука в газе (для наружного воздуха эта скорость будет сверхзвуковой, поэтому местные микроскачки уплотнения возникают всё равно, вызывая, в сумме, характерный рёв ТРД).
Вот разве что - у самых новых двигателей на бесфорсажном режиме... Но это уже будет зависеть от параметров конкретного двигателя.
%)

   
Это сообщение редактировалось 11.10.2005 в 13:15

YYKK

опытный

Это есть на базе
"Сопло — важнейшая часть двигателя. Именно в нем заложен секрет высоких скоростей истечения. Обратите внимание на его форму: сопло сначала сужается, затем расширяется. На первый взгляд это противоречит нашему повседневному опыту. Действительно, поливая цветы из шланга, мы сплющиваем его конец, чтобы получить скорость струи побольше. Казалось бы, и для газа, чтобы разогнать его, следует использовать сопло сужающейся формы. Это правильно, но только до тех пор, пока скорость газа не достигнет звуковой. А вот дальше, как бы мы ни уменьшали сечение струи, увеличить скорость не удастся: при сверхзвуковой скорости газ можно разогнать только в расширяющемся канале. Впервые это свойство газа использовал в паровых турбинах шведский ученый Лаваль. Поэтому и сопла такой формы часто называют его именем."



Самостоятельный поиск - это хорошо.

Из этой цитаты должно быть понятен режим работы сопла самолета.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Джентльмены, мне кажется, вы отвечаете несколько не на тот вопрос. Вопрос же был не в том, как именно выглядит профиль сопла конкретного двигателя - Лаваль, не Лаваль - а есть ли сопла, подстраиваемые под различные режимы полёта (помимо использования створок форсажных камер). Это ведь, в принципе, актуально не только для сверхзвуковых течений.

при сверхзвуковой скорости газ можно разогнать только в расширяющемся канале.
 


Строго говоря - не только в сужающемся.
   
+
-
edit
 

Вуду

старожил

Fakir> Джентльмены, мне кажется, вы отвечаете несколько не на тот вопрос. Вопрос же был не в том, как именно выглядит профиль сопла конкретного двигателя - Лаваль, не Лаваль - а есть ли сопла, подстраиваемые под различные режимы полёта (помимо использования створок форсажных камер). Это ведь, в принципе, актуально не только для сверхзвуковых течений.
- Обязательно есть. И уже не один десяток лет. И чем лучше, чем совершеннее двигатель, тем более соответствует диаметр и форма сопла (сужающееся или сопло Лаваля) режиму работы двигателя в данный момент.
   

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru