[image]

РДТТ конструкции технологии материалы - XIII

 
1 2 3 4 5 6 7 12
+
-
edit
 

Serge77

модератор

avmich> Рекомендуется боковые углы сужающейся части сопла брать в пределах 15-30 о, расширяющейся части - в пределах 5-8 о

Это что за боковые углы? Это значит, что полный угол расширяющейся части рекомендуется всего в 10-16 градусов?
   
AR a_centaurus #07.12.2005 22:16
+
-
edit
 

a_centaurus

опытный

в пределах 5-8º;
 


Такие сопла использовал Р. Годдард в первых своих моторах. Потом отказался. Ты посчитай длину дивергентной (расширяющейся) части сопла , скажем при умеренной степени расширения 1:10 для какого-нибудь конкретного случая. Причём в разных масштабах. Затем прикинь, как будешь делать. То есть каким инструментом. Или спроси у токаря. Не думаю, чтобы эта геометрия давала на практике значительные преимущества в Is для двигателей малой тяги на сравнительно малокалорийных топливах типа сахара. А вот солидная прибавка в весе и головная боль при изготовлении гарантирована.
   
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★☆
Узкие сопла используются только там, где это нужно по компоновочным соображениям. Например, если нужно место для складывания стабилизаторов, как у С-5 и ПГ-9
   
+
-
edit
 

Serge77

модератор

А если забыть о компоновке и весе, то какой угол раскрытия оптимален для конического сопла по УИ ? Зависит ли он от топлива, давления в двигателе, наличия конденсированной фазы в выхлопе?
   
+
-
edit
 

avmich

координатор

Повеселили :) . У меня, впрочем, долгое время Абрамович ассоциировался с отчеством.

Генрих Наумович Абрамович, книжка вышла 4-м изданием в 1976 г., я пока такой же толковой книжки по предмету не видел :) .

Варбан, я понимаю, профи не используют узкие сопла по соображениям компоновок и оптимизации по весу. Любителям компоновка менее важна, мне кажется.

Насчёт зависимости от топлива (и конденсированной фазы) Абрамович ничего не пишет - видимо, вопрос за пределами рассматриваемых в книге. От давления угол не зависит - по крайней мере, явно ничего не указано, а это был бы важный фактор, если бы от него существенно зависели углы.

Понятно, что эксперименты, в конечном итоге, дают окончательный результат. Я хотел обратить внимание на то, что по теории важно плавное скругление в критике, с целью избежания отрыва потока и роста потерь. А то такое ощущение, что все делают практически острый угол в критике, и никто не пытается сделать критику плавной.
   
RU avmich #08.12.2005 17:16  @a_centaurus#07.12.2005 22:16
+
-
edit
 

avmich

координатор

a_centaurus>
в пределах 5-8º;
 

a_centaurus> Такие сопла использовал Р. Годдард в первых своих моторах. Потом отказался. Ты посчитай длину дивергентной (расширяющейся) части сопла , скажем при умеренной степени расширения 1:10 для какого-нибудь конкретного случая. Причём в разных масштабах. Затем прикинь, как будешь делать. То есть каким инструментом. Или спроси у токаря. Не думаю, чтобы эта геометрия давала на практике значительные преимущества в Is для двигателей малой тяги на сравнительно малокалорийных топливах типа сахара. А вот солидная прибавка в весе и головная боль при изготовлении гарантирована. [»]

Когда мы говорили с одним практиком (делает и запускает ЖРД), он удивился, зачем у нас полуугол раскрыва конуса сопла 15 градусов - зачем, говорит, УИ терять? Понятно, что вес сопла растёт, но вот по его мнению, оптимум всё же меньше 15.

Я, собственно, всего лишь процитировал учебник. О калорийности там речи не идёт.
   
RU Андрей Суворов #08.12.2005 17:27
+
-
edit
 

Андрей Суворов

координатор

avmich> Понятно, что эксперименты, в конечном итоге, дают окончательный результат. Я хотел обратить внимание на то, что по теории важно плавное скругление в критике, с целью избежания отрыва потока и роста потерь. А то такое ощущение, что все делают практически острый угол в критике, и никто не пытается сделать критику плавной.

Саш, опять ты откуда-то почёрпываешь сведения, противоречащие действительности. Нужен плавный вход в критику, а выход из критики нужно делать неплавным - но совсем неплавным не выходит по технологическим соображениям.

Угол раствора сопла после критики может - и должен быть достаточно большим, потому что там интенсивно идёт рекомбинация, т.е. как бы подвод энергии, несмотря на то, что вроде как всё уже догорело :)

Т.е. в больших ЖРД ступеньку не делают, но не потому, что боятся отрыва потока, а потому, что иначе сваривать неудобно. Тем не менее, в Гахуне есть конструкции, где радиус выхода из критики меньше 0,1 диаметра критического сечения.

В больших РДТТ ступеньку не делают, но не потому, что боятся отрыва потока, а потому что её охладить нечем, да и эрозии боятся.

А в маленьких потери на неидеальность сопла всё равно меньше других потерь, например, на неполноту сгорания.
   

RLAN

старожил

Если взять разрез современных промышленных ЖРД, то там угол у критики явно больше 30 (полный угол), затем уменьшается, на выходе - значительно меньше 30, для высотных - меньше 20.
   
RU Андрей Суворов #08.12.2005 17:30  @Serge77#07.12.2005 22:02
+
-
edit
 

Андрей Суворов

координатор

avmich>> Рекомендуется боковые углы сужающейся части сопла брать в пределах 15-30 о, расширяющейся части - в пределах 5-8 о
Serge77> Это что за боковые углы? Это значит, что полный угол расширяющейся части рекомендуется всего в 10-16 градусов? [»]

Да, потери на трение и потери на расхождение сравниваются где-то при 16 градусах полного угла. Но вес сопла при этом становится значительным, а для долго работающих двигателей ещё и проблема охлаждения заставляет укорачивать сопло.

Если же делать профилированное сопло, то выходной угол может быть и меньше 10 градусов.
   
+
-
edit
 

Kolian

новичок
А разве в современных соплах не правильная парабола(гипербола)? :blink:
   

RLAN

старожил

Kolian> А разве в современных соплах не правильная парабола(гипербола)? :blink: [»]

"Правильная" от какого места? :)
   
+
-
edit
 

avmich

координатор

Сопло с угловой точкой действительно теоретически оптимальнее, и подход к критике действительно нужен плавным, для избегания потерь на скачки. Читайте учебники :) хотя бы того же Абрамовича.

Нет, профиль сопла, строго говоря, не есть парабола, хотя весьма близок к ней. Профиль строится, например, по методу характеристик... а вот подробнее долго объяснять.

Да, потери на трение и потери на расхождение сравниваются где-то при 16 градусах полного угла.
 


Это, наверное, при некоторых специфических условиях?

Если взять разрез современных промышленных ЖРД, то там угол у критики явно больше 30 (полный угол), затем уменьшается, на выходе - значительно меньше 30, для высотных - меньше 20.
 


Совершенно верно, колоколообразные :) сопла одновременно позволяют уменьшать потери на расходимость (малый угол на срезе) и длину и массу сопла (быстрее поток расходится вначале). Точный профиль такого сопла - отдельная тема.

Саш, опять ты откуда-то почёрпываешь сведения, противоречащие действительности.
 


Ну, это не ко мне, а к Абрамовичу :) . Пусть член-корр АН СССР и лауреат Госпремии наконец разберётся, что за антинаучную чушь несёт...

Угол раствора сопла после критики может - и должен быть достаточно большим, потому что там интенсивно идёт рекомбинация
 


Рекомбинация тут идёт не всегда. В конкретном случае - надо смотреть. А угол может быть достаточно большим по другой причине.

А в маленьких потери на неидеальность сопла всё равно меньше других потерь, например, на неполноту сгорания.
 


Это тоже не верно в общем случае.
   
Это сообщение редактировалось 08.12.2005 в 19:42
RU Андрей Суворов #08.12.2005 20:55
+
-
edit
 

Андрей Суворов

координатор

avmich>
Да, потери на трение и потери на расхождение сравниваются где-то при 16 градусах полного угла.
 

avmich> Это, наверное, при некоторых специфических условиях?

Ну, зависит, конечно, от степени расширения, это где-то от 40:1 до 70:1
От состава зависит меньше.

avmich> Ну, это не ко мне, а к Абрамовичу :) . Пусть член-корр АН СССР и лауреат Госпремии наконец разберётся, что за антинаучную чушь несёт...

Ну, пусть эти лауреаты и член-корры хотя бы между собой договорятся, но вот практика в лице Гахуна мне предпочтительнее теории в лице Абрамовича.

   
+
-
edit
 

avmich

координатор

У Абрамовича ссылка на экспериментальные данные. Он, кстати, тоже не только карандашом работал.

В общем, мы залезли в область, в которой либо эмпирика разная у разных исследователей - по вкусу, либо мы тонкие различия в условиях не видим.

Ещё раз, вся идея была - подчеркнуть полезность плавного скругления в критике :) по крайней мере, в дозвуковой области.
   
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Полезность плавных скруглений всем ясна. Но для токаря это лишняя работа, хотя я не знаю, насколько сложная.
   
+
-
edit
 

avmich

координатор

Это, безусловно, сильный довод против, по технологическим причинам.
   

VDG

втянувшийся
Не вижу сложности по скруглению в технологическом плане. Точится мелкими ступеньками. Затем абразивной штукой по внутренним обводам сопла, зажатом в задней бабке выравнивается. Наждак изготавливается из абразива на связуещем в форме прессованием. Как делают абразивные круги? Думаю это приспособление выдержит не одно сопло.

   
RU termostat #11.12.2005 02:12
+
-
edit
 

termostat

аксакал

на чпу так еще проще.
   
UA Non-conformist #11.12.2005 16:21
+
-
edit
 

Non-conformist

аксакал

>> Полезность плавных скруглений всем ясна. Но для токаря это лишняя работа, хотя я не знаю, насколько сложная.
Из трехгранного напильника либо из "рапида" делается шабер. Включаются средние обороты, шабер вручную прижимается к кромке, которую надо скруглить. Доводится наждачкой. Работы на пару минут. Само собой, что весь профиль критики так не выберешь, потому как сильно долго, а вот кромку скруглить - без проблем. Причем не то что притупить, а именно основательно скруглить, с радиусом в несколько миллиметров. Точности никакой, но ведь ее и не надо? Расчетов, как я понял, все равно нет?
Да и вообще, по-моему все это туфта - разве что глазу приятнее будет.

> ЧПУ
О!
   
+
-
edit
 

Junkers

новичок
Lin, 10.12.2005 20:16:25:
Раньше я закупался двигателями в замечательном магазине около метро Коломенская (г.Москва). Но, с некоторых пор, крупные двигатели МРД20 стали пропадать… собственный запас заканчивается, а ракетных забав хочется. В связи с этим, вопрос. Знает ли кто – ни будь, откуда собственно берутся МРД20 ? Может быть, кто ни будь продаст мне десяток другой двигателей ? Буду очень благодарен любой информации !
[»]
 


Эх, у меня аналогичная проблема :angry: Приходится исходить из наихудшего варианта. Сейчас подумываю о создании карамельного аналога МРД-20. Желательно под тот-же наружний диаметр 20мм. Только ламер я в этом деле :unsure:

Товарищи ракетчики, подскажите, из чего проще всего будет сделать корпус такого двигателя? Существуют-ли гильзы 20 калибра? Какова должна быть длинна топливной шашки, диаметр канала и сопла?
Предполагаемые характеристики должны быть близки к МРД-20.
Суммарный импульс в районе 20 Н*с максимальная тяга 40Н время горения 2.0 с.

До этого опыта создания самодельных карамельных двигателей не имел.
Заранее спасибо.


   
RU termostat #14.12.2005 19:22
+
-
edit
 

termostat

аксакал

Почитай топик "для тех кто впервые - FAQ"

и затем по ссылке в подписи участника Serge77 ходи.

читай, и ОСТОРОЖНО делай.
   
RU Full-scale #15.12.2005 05:00
+
-
edit
 

Full-scale

опытный

Junkers> Сейчас подумываю о создании карамельного аналога МРД-20. Junkers> Заранее спасибо. [»]

Полный аналог МРД на карамели создать невозможно.
   
+
-
edit
 

Incubus

втянувшийся

Junkers> Товарищи ракетчики, подскажите, из чего проще всего будет сделать корпус такого двигателя? Существуют-ли гильзы 20 калибра? [»]

Поправка - не 20-го калибра, т.к. у охотничьих гильз идет обратная зависимость калибра от диаметра. Наружному диаметру в 20 мм соответствует 12-й калибр. А 20-й калибр - это порядка 16 мм.
Плюс к тому же бумажные гильзы выпускаются только 16 и 12 калибров. А с латунными или пластиковыми лучше и не начинать.
   
RU Андрей Суворов #15.12.2005 10:39
+
-
edit
 

Андрей Суворов

координатор

Junkers>> Сейчас подумываю о создании карамельного аналога МРД-20. Junkers> Заранее спасибо. [»]
Full-scale> Полный аналог МРД на карамели создать невозможно. [»]

А что в МРД-шках, пироксилиновый порох? Какой у них УИ?
   
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
-
edit
 

Serge77

модератор

В МРД стандартный дымный порох.

Думаю, что на карамели можно сделать довольно близкий аналог. Насколько близкий - трудно сказать.

Как легко у нас тема уходит в сторону ;^))
   
1 2 3 4 5 6 7 12

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru