«Сатурн» хочет подмять «Салют»

 

muxel

Энтузиаст реактивного движения

«Сатурн» хочет подмять «Салют»

Рыбинский производитель моторов хочет стать объединителем двигателестроительной отрасли и собственником земли в Москве

В распоряжении RBC daily оказался план реформы отрасли по производству авиадвигателей, разработанный генеральным директором НПО «Сатурн» Юрием Ласточкиным. Глава рыбинского предприятия предлагает консолидировать отрасль на базе возглавляемой им компании путем увеличения ее уставного капитала в пользу государства за счет 74,5%-ного пакета акций ММПП «Салют», которое для этого нужно преобразовать из ФГУП в ОАО. Кроме того, гендиректор НПО «Сатурн» предлагает провести «реструктуризацию производственных мощностей ММПП «Салют» с перебазировкой оборудования на площадки за пределами Москвы» и с последующей продажей 57 га земли. В «Салюте» предложения Юрия Ласточкина называют «бредом» и надеются, что Виктор Христенко с предложениями «Сатурна» не согласится.

На сегодняшний день производство авиационных двигателей в России сосредоточено на четырех предприятиях: ОАО «НПО «Сатурн» (г. Рыбинск, Ярославская область), ФГУП ММПП «Салют» (Москва), ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (УМПО, Башкирия) и ОАО «Пермские моторы». ММПП «Салют» является крупнейшим российским специализированным предприятием по изготовлению и сервисному обслуживанию авиадвигателей для самолетов, производимых компанией «Сухой» и РСК «МиГ». Выручка «Салюта» в 2004 г. превысила 12 млрд руб. «Уфимские моторы» заработали в прошлом году 10,5 млрд руб., НПО «Сатурн» – 6,7 млрд руб. Консолидированная выручка предприятий Пермского моторостроительного комплекса в 2004 г. составила 11,5 млрд руб.

Впервые о том, что НПО «Сатурн» может стать объединителем отрасли по производству авиадвигателей, в середине октября сказал глава Роспрома Борис Алешин, выступая на открытии в Рыбинске совместного предприятия (НПО «Сатурн» и французской компании Snecma) по производству моторов – «ВолгАэро». Генеральный директор НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин, по всей видимости, решил ковать железо, пока горячо, и уже в конце октября направил главе Минпромэнерго Виктору Христенко письмо (оно имеется в распоряжении RBC daily, № 002/010-538/3 от 27.10.2005), в котором изложил свое видение консолидации отрасли. По версии г-на Ласточкина, ФГУП ММПП «Салют» должно потерять самостоятельность и присоединиться к рыбинскому НПО «Сатурн». Объединение, по плану гендиректора «Сатурна», должно пройти в несколько этапов. На первом ФГУП ММПП «Салют» должно быть преобразовано в ОАО со 100%-ным государственным участием. Следующим шагом должна стать передача 74,5% акций ММПП «Салют» в оплату дополнительной эмиссии акций НПО «Сатурн». Третьим этапом станет «формирование единых органов интегрированной структуры «Сатурн-Салют». Итогом этих мероприятий станет реструктуризация производственных мощностей ММПП «Салют» с «перебазировкой оборудования на площадки за пределами Москвы». Территорию более чем в 57 га в центре Москвы в конечном итоге предлагается продать под коммерческую застройку.

При этом автор письма, понимая, что такие масштабные реформы и изменения в отрасли невозможны без потери экспортных контрактов в сфере военно-технического сотрудничества, предлагает исполнителем по китайским контрактам сделать «Уфимские моторы». Все остальные контракты будут разбросаны между НПО «Сатурн», ОАО «Наро-Фоминский машиностроительный завод» и Лыткаринским машиностроительным заводом. При этом руководство НПО «Сатурн» прекрасно понимает, что никто из ныне живущих в Москве сотрудников «Салюта» не уедет на освоение Ярославской области. Поэтому Юрий Ласточкин предлагает рабочие и управленческие кадры трудоустроить в Рыбинске (речь идет о более чем 8 тысячах человек), а тех, кто не поедет, заменить новыми работниками, то есть принимать на работу ежегодно по 1300 рабочих, а также, частично, «квалифицированных рабочих Украины, Белоруссии и Молдовы».

Понятно, что идеи Юрия Ласточкина генеральный директор ММПП «Салют» Юрий Елисеев принял без энтузиазма. «Эти предложения – полный бред и глупость, над которыми нормальные люди могут только смеяться», – прокомментировал он письмо коллеги. По словам Юрия Елисеева, на «Салют» уже звонили китайские заказчики, которые интересовались тем, что происходит. «Мы всегда были не против того, чтобы в перспективе отдельные производства (вредные и не требующие больших затрат труда) были выведены за территорию столицы, но за два года создать на периферии предприятие, подобное «Салюту», будет невозможно», – утверждает глава московского предприятия. По его мнению, руководство НПО «Сатурн» таким образом уже разрушило конструкторское бюро имени А. Люльки, переведя его из Москвы в Рыбинск. «Большинство кадров не поехало, тем самым был разрушен костяк КБ, – рассказывает Юрий Елисеев. – Само НПО «Сатурн» за время своего существования не создало ни одного нового двигателя. Зачем присоединять большое к маленькому? «Сатурн» по производительности труда в три раза меньше «Салюта», а по объему производства – в два раза!»

Эксперты и участники рынка сходятся во мнении, что объединение отрасли необходимо. «Действительно, мы иногда сталкиваемся с конкуренцией предприятий, производящих аналогичную продукцию, – сказал RBC daily первый заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Александр Денисов. – Например, УМПО в своей деятельности часто пересекается с московским «Салютом», поэтому создание интегрированной структуры ФСВТС поддержит. При этом нам безразлично, кто станет во главе этой компании». С ним согласен и директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак, который считает, что логичнее было бы восстановить советскую интеграцию предприятий отрасли. «Идея интегрировать серийные заводы в единый центр, который мог бы впоследствии стать русским General Electric, существует давно, но этому препятствует разобщенность предприятий и конфликт интересов их менеджмента», – говорит эксперт. По его словам, предприятия уже объединены: УМПО и «Салют» производят двигатели, разработанные КБ им. Люльки. «Логичнее было бы усилить эту интеграцию и заняться экономикой предприятий. Производство «Салюта» из Москвы убирать надо однозначно. Земля под «Салютом» стоит больше, чем та продукция, которую они производят. В Москве также очень дорогая рабочая сила. 500 долларов в Москве – это не деньги, а в Рыбинске это предел мечтаний», – резюмирует г-н Рыбак. По его словам, по мере насыщения индийского и китайского рынка самолетами Су-30 объем производства на этой площадке в центре Москвы будет сокращаться.

В Минпромэнерго инициативу Юрия Ласточкина официально пока не комментируют. Источник RBC daily в министерстве подтвердил факт поступления письма на имя Виктора Христенко 2 ноября 2005 г., в тот же день оно было направлено для изучения Борису Алешину (руководителю Роспрома) и Юрию Коптеву (начальнику департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго). Собеседник RBC daily сообщил, что ответ Минпромэнерго должно дать завтра, но, так как г-н Христенко будет находиться в командировке, ответ будет подписан только 5 декабря. «До этого момента реакции Минпромэнерго не будет. Вопрос очень сложный, в его решении столкнулись лоб в лоб две сильные личности, два Юрия [Ласточкин и Елисеев]. Позиция г-на Ласточкина в этом конфликте понятна. После того как у него появилось КБ им. Люльки, он получил реальные шансы объединить отрасль под «Сатурном». «Салют» – лакомый кусок, в первую очередь из-за земли. Но это не приемлет Юрий Елисеев, который даже лично не любит г-на Ласточкина, считая его карьеристом, которому не интересно производство, а интересны только финансовые показатели», – заключил источник RBC daily.

Отдел компаний

Сергей Стариков, 01.12.2005

// РБК daily - главные новости дня в России и в мире
 
LT Bredonosec #03.12.2005 13:12
+
-
edit
 
писец. северный зверь который. 0_0
при том, что
>Само НПО «Сатурн» за время своего существования не создало ни одного нового двигателя.
убивание уже второго работающего и прибыльного предприятия... (((
Voeneuch, учи физику, манажор ))  

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru