Давно прислали, руки никак не доходили оформить. Сканы-Тера (
Форумы Авиабазы )
ч1.
Семейство 100-мм танковых пушек Д-10Т
В конце второй мировой войны стало очевидно, что советский средний танк T-34-S5 серьезно уступал немецкому среднему танку "Пантера" по вооружению и бронированию. 85-мм пунша Д-5Т уступала немецкой 75-мм пушке KwK 40 L/70 по бронепроби-ваемости, меткости и скорострельности. Принципиально важно было то, что танк "Пантера" имел стереоскопический дальномер длиной 1320 мм и монокулярный дальномер. Кроме того, часть танков была оснащена инфракрасными приборами ночного видения.
В 1944 г. в ОКБ № 9 была создана 100-мм пушка Д-10С (обр. 1944 г.) для самоходных установок СУ-100. Д-10С имела одинаковую со 100-мм полевой пушкой БС-3 баллистику и одинаковое внутреннее устройство ствола, включая профиль нарезов. Пушка Д-10С была в производстве с 1944 г. по t948 г. включительно.
В конце 1Э44 г. в КБ завода им. Сталина (№ 92) в г. Горьком была спроектирована 100-мм танковая пушка ЛБ-1. По устройству пушка была очень близка к Д-10С. Ствол состоял из трубы моноблока, навиятяого казенника и дульного тормоза. Последний был характерным внешним отличием ЛБ-1, т. к. у Д-10С и Д-10Т дульного тормоза не было.
Затвор пушки ЛБ-1 клиновой, полуавтоматика механического(копирного) типа. Тормоз отката гидравлический веретенного типа без компенсатора. Накатник гидравлический. Прицел ТШ-19.
С 6 по 14 апреля 1945 г. на Гороховецком полигоне прошли полигон-танке Т-34. Диаметр погона в башне был увеличен с 1580 до 1680 мм. В танке изъяли курсовой пулемет, и число членов экипажа сократили с 5 до 4 человек. Подвеска 2-го и 3-го опорных катков была выключена, как и подвеска первых катков. Вес танка составил 33 т. Длина в походном положении - 9150 м. Пушка выходила за габариты танка на 3340 мм. Боекомплект танка 30 выстрелов.
В ходе полигонных испытаний было сделано 1000выстрелов и пройдено 501 км. Фактическая скорострельность ЛБ-1 па полигонных испытаниях составила 5,2-5,8 выстр./мин.
Согласно заключению комисси"после устранения выявленных недостатков пушка может быть рекомендована к принятию на вооружение". Однако на вооружение танки Т-34 со 100-мм пушками так и не поступили. Ходовая часть танка была явно слаба для ЛБ-1, да и война закончилась.
В 1945 г. была сделана попытка оснастить танк Т-44 пушкой ЛБ-1,и в некоторых документах он получил индекс Т-44-100. Вес танка составил 34 т, против 31 - 31,5 т у серийных Т-44, длина с пушкой вперед - 8570 мм (7650 мм). На крыше люка заряжающего установили 12,7-ми пулемет ДШК. Борта и ходовую часть танка прикрыли 6-мм экранами для защиты от кумулятивных снарядов. Боекомплект пушки - 36 выстрелов.
Всего было подготовлено два опытных танка Т-44-100. Их испытания показали невысокую надежность и маневренность. На вооружение Т-44-100 принят не был.
В конце 1945 г. для среднего танка Т-54 в ОКБ-9 на базе ЛБ-1 была создана 100-мм танковая пушка Д-10Т. В отличие от ЛБ-1 пушка Д-10Т не имела дульного тормоза. Профиль нарезов в Д-10Т по сравнению с Д-10С был изменен, но глубина их осталась той же. Ствол Д-10Т состоял из трубы-моноблока, муфты и казенника. Затвор горизонтальный клиновоготипа.
Опытный образец танка Т-54 (объект 137) был изготовлен в Нижнем Тагиле в конце 1945 г. В апреле 1946 г. Т-54 приняли на вооружение, а и 1947 г. началось его серийное производство. Башня танка Т-54 (обр. 1946 г.) литая крупногабаритная с обратным скосом ("заманом") снизу по всему периметру. Угол ВН пушки -5°; +18°. Подъемный механизм имел ручной привод. На пушке устанавливался прицел ТШ-20. Боекомплект пушки составил 34 выстрела.
Пушка Д-10Т на танке Т-54 была спарена с 7,62-мм пулеметом СГ-43. Два курсовых 7,62-мм пулемета были установлены в броневых коробках на подкрылках. Рядом с люком заряжающего на башне монтировался 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Из-за стремления получить в танке Т-54 минимальный заброневой объем в сочетании с пушкой большого калибра пришлось существенно сократить боекомплект, до 34 выстрелов по сравнению с 58-60 у Т-34-85. Несмотря на увеличение диаметра погона башни (с 1580 мм в свету до 1825 мм) из-за больших размеров качающейся части орудия экипаж был стеснен в боевом отделении. Отсутствие подвесного нолика сильно затрудняло работу заряжающего при повороте башни, снижая скорострельность, а иногда и калеча заряжающего. При частой стрельбе была велика загазо-нанность боевого отделения, несмотря на наличие специального вентилятора.
Вес танка достигал 36 т, экипаж - 4 человека, двигатель — дизель В-44 мощностью 520 л. с. Скорость движения по шоссе - 50 км/час.
В 1949 г. конструкция танка Т-54 была усовершенствована. Немного изменилась форма башни. Вместо двух пулеметов снаружи танка был установлен один 7,62-мм пулемет в отделении управления. В пушке Д-10Т обр. 1949 г. изменилась только подвижная бронировка (качающийся щит).
В 1951 г. была проведена вторая модернизация Т-54. На танке была установлена новая башня без обратных скосов и с улучшенным уплотнением погона. Прицел ТШ-20 заменили на ТШ-2-22 с переменным 3,5- и 7-кратным увеличением.
Стабилизированные пушки Д-10ТГ и Д-10Т2С
Идея стабилизации орудий, несомненно, принадлежит России. 9 февраля 1916 г. был рассмотрен проект камер-юнкера П. П. Шиловского1. Проект предусматривал двухступенчатую стабилизацию 47-мм одноствольной пушки Гочкиса, установленной в бронеавтомобиле. Пушка была смонтирована на вертлюге, хвост которого имел подпятник на вертикальной обойме гироскопа. По указанию генерала Маниковского было начато изготовление опытного образца стабилизированной 47-мм установки. Однако сложность системы, а главное, революция, не дали возможность закончить эту работу. Тем не менее, в 1919 г. "воентехник" Шиловский предложил руководству РККА оригинальный проект 45-тонного бронекатера с мощной гироскопической системой, способной не только стабилизировать 102/60-ми пушку, но и компенсировать ее откат. Два катера начали Строиться по проекту Шиловского, но с окончанием гражданской войны были законсервированы.
В Соединенных Штатах средние танки М4 "Шерман" с 1942 г. выпускались с гироскопическим стабилизатором вертикальной наводки. Любопытно, что эти тайки поставлялись по ленд-лизу и с СССР, но советские танкисты глушили (застопоривали) стабилизаторы. В 1948 г. в Англии был принят на вооружение танк "Центурион" МК 3 с 83,8-мм пушкой с двухплоскостным стабилизатором.
В 1943-1945 гг. в СССР были созданы од ноплоскостные стабилизаторы СТП-34 и СТП-С-53 для 76-мм пушки Ф-34 в танке Т-34 и 85-мм пушки ЗИС-С-53 в танке Т-34-85. Из-за невысокой надежности и больших габаритов эти стабилизаторы так и не поступили на вооружение. В 1951 г. в ЦНИИ-173 (ныне ЦНИ-ИАГ - автоматики и гидравлики) был создан стабилизатор душки Д-10Т в вертикальной плоскости СТП-1 "Горизонт". Пушка с этим стабилизатором получила индекс Д-10ТГ. В стабилизаторе СТП-1, как и в других стабилизаторах, созданных ЦНИИ-173 для танков Т-54, Т-55 и Т-62 был заложен принцип стабилизации пушки, обеспечивающий постоянное слежение орудия и жестко связанного с ним прицела.
Зависимая от пушки стабилизация пушки имела недостаток – во время заряжания пушка блокировалась на заданных углах возвышения, и наводчик лишался возможности наблюдения за целью. Все же последующие танки (Т-64, Т-72, Т-80) и тяжелый танк Т-10М имели прицелы со стабилизированным полем зрения и одновременным подслеживанием пушки за стабилизированной линией прицеливания.Пушка Д-10ТГ со стабилизатором "Горизонт" была установлена в тапке Т-54А.Серийное производство пушек Д-10ТГ было начато в 1955 г. на заводах № 9 и № 172.
В пушке Д-10ТГ был установлен механизм продувания эжекториого типа. Он служил для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела. Благодаря этому загазованность боевого отделения при стрельбе пушки сильно уменьшалась. В затворе пушки было установлено предохранительное устройство от самопроизвольного спуска при ударах на ходу танка и механизм повторного взвода. В подъемном механизме было введено сдающее звено, предохраняющее механизм от поломок при задевании посторонних предметов. Применялся новый стопор башни и усовершенствованный прицел ТШ-2А-22.
На Т-54А была установлена инфракрасная активная система ночного видения ТВН-1.
На базе танка Т-54А был создан командирский танк Т-54АК. В 60-70-х годах часть танков Т-54А и Т-54 (обр. 1951 г.) была модернизирована. Эти танки получили индекс Т-54АМ. Они были вооружены пушками Д-10ТГ, боекомплект был увеличен с 34 до 43 выстрелов. Танк Т-54АМ получил дизель В-55, облегченные катки от танка Т-55 и гусеницы с РМШ.
Введение стабилизаторов для пушек и спаренных с ними пулеметов, с одной стороны, давало возможность вести огонь с ходу. При стрельбе из нестабилизированной пушки с ходу можно было расстрелять весь боекомплект и ни разу не попасть в цель. Но, с другой стороны, возникли и проблемы.
На Т-54А при включении стабилизатора "Горизонт" даже без стрельбы при движении танка по трассе пушка в башне ходила от упора до упора (от крыши башни до пола боевого отделения). Каких либо ограждений не было, и стабилизированная пушка часто калечила экипаж. Так, при испытаниях Т-54А был убит командир танка. Забегая вперед, скажем, что в ходе боевых действий на неровной местности, например, в Нагорном Карабахе, на танках Т-55 и Т-72 экипажи выключали стабилизаторы, чтобы защититься от раскачивающейся казенной части пушки, и стреляли только с ко-
В 1952-1955 гг. в ЦНИИ-173 был создан двухплоскостной стабилизатор СТП-2 "Циклон". Модернизированная пушка Д-10Т, доработанная в ОКБ-9для установки "Циклона", получила индекс Д-10Т2С, а танк с этой пушкой - индекс Т-54Б.
Управление пушкой и башней при включенном стабилизаторе осуществлялось с помощью пульта управления. Угловые скорости наведения: по вертикали 0,07-4,5 град./с; по горизонтали 0,07-15,0 град./с. На танке Т-54Б, наконец, ввели вращающийся пол боевого отделения, что потребовало частично изменить расположение подогревателя и боекомплекта, который, впрочем, остался без изменений (34 выстрела). Вместо смотрового прибора командира ТПК-1 установлен ТПКУ, и введены приборы ночного видения командира ТКН-1, механика-водителя ТВН-2 и ночной причел наводчика ТНН-1 с инфракрасными прожекторами ОУ-3 и Л-2.
Три опытных танка Т-54Б (об. 137Г2) были сданы заводом № 183 в июне 1955 г. Заводские испытания прошли осенью 1955 г., а полигонные испытания - зимой 1955-1956 гг. В 1956г. Завод №9 сдал опытную партию(15шт.)пушек Д-10Т2С со
стабилизатором "Циклон", а крупно серийное их производство начал в 1957г. Официально танк Т-54Б был принят на вооружение в 1956 г. С января 1965 г. на Т-54Б устанавливал ся прицел ТШ2Б-32 (ТШ2Б-32П).
Танк Т-55
В ходе ядерных испытаний в СССР в 1952-1955 гг. неоднократно проверялось действие ядерного взрыва на танки Т-54. В ходе испытаний 1952-1953 гг. выяснилось, что взрывной волной на достаточно больших расстояниях башню Т-54, застопоренную по-походиому, разворачивало на 90°. В результате этого стопор башни выламывал зубья на венце погона, из-за чего танк становился полностью небоеспособным. После этого был изменён стопор башни «по походному»
Последующие испытания показали, что в радиусе 300 м от эпицентра ядерного взрыиа танки Т-54 выводились из строя, а на больших расстояниях оставались исправными. Но подопытные животные (собаки, кролики), находившиеся на местах членов экипажа танка, погибали от действия ударной волны на удалении около 700 м от эпицентра взрыва. Мощность взрывов, по-видимому, составляла от 2 до 15 кТ.
По результатам испытаний Мино-боронпром потребовал от промышленности создать систему герметизации танка. При избыточном давлении снаружи в одну атмосферу избыточное давление внутри тапка не должно было превышать 0,3 атмосферы; система герметизации должна была срабатывать за 0,3 сек. с момента воздействия гамма-излучения на танк. ОКР по созданию системы противоатомной защиты (система ПАЗ) для Т-54 была поручена Харьковскому КБ под руководством А. А. Морозова.
Во втором полугодии 1959 г. Харьковское КБ прислало на УВЗ техническую документацию на систему ПАЗ. Как писал Ю. П. Костенко': "Когда на заводе поняли, что предстоят серьезные изменения в серийном производстве, а в заделе в КБ были предложения, которые не меняли принципиальных качеств танка, но существенно их улучшали (повышение мощности двигателя с 520 до 580 лс, увеличение боекомплекта пушки с 34 до 43 выстрелов, увеличение запаса хода и др.), то естественно появилась мысль внестиизменения конструкцию танка комплексно вместе с системой ПАЗ и дать танку новый индекс. Так родился Т-55".
Вооружение Т-55 практически не изменилось по сравнению с Т-54Б -та же пушка Д-10Т2С со стабилизатором "Циклон". Но в отличие от Т-54Б новый танк не имел зенитного пулемета. Лишь с 1970 г. на часть Т-55 стали устанавливать 12,7-мм зенитные пулеметы.
Танк Т-55 (об. 155) был принят на вооружение 8 мая 1956 г. и серийно производился с июня 1958 г. по июль 1962 г.
В 1961 г. начались работы по оснащению Т-55 противорадиационной защитой. В НИИ стали был разработан на водородной основе материал ПОВ, который обладал вдвое меньшим, чем свинец, удельным весом, но обеспечивал ту же защиту от гамма- излучения. Материал ПОВ, покрывающий броню, конструкторы стали называть подбоем. Танку Т-55 с подбоем был присвоен индекс Т-55А. Танки Т-55А начали производиться сс-ршшо в Омске с 1962 г.