«Он подобен молнии». Разговор с пилотом Кфира.
Изя ти слишал, что Боря купил машину и теперь ездит как молния?
Что так бистро?
Нет, зигзагами
Это будет моим шутливым эпиграфом к моему ответу ( и от слова шутка и от слова шут)
)
Привет Аналитик? Тока снова не обижай- ся на мои ответы и не ищи в них намерения обидеть кого-либо. Я просто прфессионал и ищу истину, надеюсь иногда успешно. Вообще считал Кфир очень даже хорошим самолем, после того как увидел его в живую был слегка разачарован, к сожалению сейчас неохота напрягать друзей а у самого уже нет доступа к научным а не популярным изданиям, может уболтаете СТРОБА с авиа ру, но он всегда очень занят. Ваще то он был сделан в противовес арабским далеко не новым машинам. Нормальный обыкновенный самолет, больше истребитель чем ударный. Несколько капризен в обслуживании авионики и с удовлетворительными вхлетно-посадочными характеристиками.
Вообще то что это рекламная статья и коню понятно.
Общая моя реакция-Я ПЛАКАТЬ,ДРОЖАЛЬ И СМЕЯТЬСЯ. То ли пилот с образованием типа церковно-приходской школы ( что вряд ли ) то ли журналист петух гамбургский.
Вообще это похоже на рассказ пьяного прапора-тыловика в кабаке глупым девкам, как он рассекает воздушное пространство,в том числе сленг и описание аэродинамических процессов.
Ребята и особенно Ааз на многое уже ответили и правильно. Вообще уважаемій, английский перевод авиационной тематики дело темное, снимаю перед тобой шляпу, меня хватает только на некоторою терминологию и радиобмен. В мое время летчика полка-носителей усердно изучающего чужой язык просто бы выгнали из боевой авиации как минимум.
Defence Update / 55.
Defence Update (военный журнал) послал своего корреспондента в Израиле взять интервью у этого летчика.
Вопрос: Давайте начнем с вопроса о том, что собой представляет пилотирование Кфира по сравнению с другими самолетами.
Ответ: Учитывая все самолеты, на которых я летал, в том числе Фуга Мажистер, на котором очень приятно летать, должен сказать, что лучше всего мне леталось на Кфире. Его кабина достаточно просторна, но в то же время ощущается как перчатка на руке. Не надо далеко тянуться чтобы дотронуться до чего-либо как в Фантоме с его большой кабиной. И ещё, кабина не перенасыщена тумблерами, кнопками и всевозможными переключателями. Более того, в кабине Кфира хорошо ощущается фактор эргономики.
Это всегда отличало советские машины и здесь сказано неплохо и грамотно о Кфире.
Особенно мне нравится кресло в С7, в котором летчик сидит под углом 7 градусов.
+!
Он летит плавно, как стрела, рассекающая воздух. Кфир имеет форму стрелы и с аэродинамической точки зрения такое его поведение вполне логично.
Стрела хороша для скоростного полета, а не для маневра, сравнение не лучшее. Плавность полета может быть и у утюга не способного резко изменить направление, что главное для истребителя. а плавность- на Эрбасе преимущество. Подозрение на нагруженное крыло!!!
На малых скоростях Кфир держится в воздухе нормально и нет нужды... (Вот тут я испытываю трудность с переводом, нужна помощь летчиков. Этот пилот говорит, что “there is no need to ‘freeze’ the stick”. То есть не надо «замораживать» рычаг управления.
Тут видимо имеется ввиду уменьшение амплитуды движения ручкой, хотя для атого есть автомат регулировки усилий изменяющий производную dPx/dNy как f(V). Это иожет быть в двух случаях:
- или это супер самоль с хорошей СДУ
- или утюг мало реагирующий на управление
Журналюга привел не существующий термин, по крайней мере я не нашел, но иттак понятно, лучше уж применить holding
..., то есть вы управляете более механически (не совсем понимаю, что имеется в виду под «более механически»).
Имеется видимо, что надо работать самому? а не надеяться на автоматику, т.е. в режиме manual control ( за орфографию не ручаюсь )
Кроме того, если в Фантоме вы опустите нос, то поднять его назад не очень просто, так как нос тяжелый и вам надо набрать скорость, чтобы поднять его.
Дело не в тяжести носа а в запасе центоровки и все том же градиенте усилий, это на малых скоростях делается специально и разумно и эта величина
примерно у всех машин одного класса одинакова, с небольшими отклонениями, Ф-4 как оптимизированный для ударных целей естественно более дубовый, чтобы исключить неосторожные выходы на большие перегрузки у земли
Вопрос: Это так благодаря дополнительным крылышкам (канардам)?
Ну и слово придумали, по-нашему-ПГО, со схемы утка - преимущество - не сжирает подьемную силу для балансировки
Вопрос: Какой у вас сейчас максимальный угол атаки?
Ответ: Он равен 42 единицы, что равносильно 30 градусам по отношению к направлению полета. Самолет летит так плавно и ведет себя так спокойно, что вплоть до достижения самого предела, нет никаких аэродинамических признаков, предупреждающих о нарастании опасности.
Вот это не есть кстати хорошо, летел-летел и вдруг брык и закрутило.
В Кфире есть, правда, устройство, начинающее трясти педаль раддера и есть указатель угла атаки, предупреждающий летчика сигналом в шлемофоне. Но нет никакого рыскания самолета, предупреждающего о приближающемся сваливании машины, как это было в других самолетах, которые я пилотировал.
Это уже каменный век!
Вопрос: Как Кфир сваливается?
Ответ: Сначала он начинает менять курс, в любую сторону, если только он не находится в вираже, в коем случае он разворачивается в сторону более высокого крыла, у которого больше подъемная сила и большее сопротивление движению. И если в этот момент вы не отпустите рычаг управления, вы скорее всего потеряете контроль над полетом и войдете в штопор. Это уже, конечно, экстремальная ситуация и поведение машины становится очень неприятным. Но, как я уже сказал, до наступления этого момента, вы ничего не ощущаете из-за исключительно плавного полета и приятного поведения самолета в воздухе, вплоть до самого предела. Поэтому и есть нужда в устройстве, трясущем педаль и в звуковом сигнале.
Как и все примернго самоли. Ваще трехуголки позволяют реализовать большие углы атаки, что давно известный факт и возродились они после успехов так вами охаянного МиГ-21, в бою с которым Фантом мог свалится, а Мираж спомпажировать, не говорю о бое в области закритических углов на которые способен в ту пору был только МиГ-21 и я вполне верю приведенным ниже высказываниям сирийцев. Кроме того МиГ можно пилотировать по ощущениям не глядя на УУАП и даже на скорость кроме скорости ввода, на режиме легкой тряски, на Альфа доп на границе покачивания и только перед срывом он начинаеьт носом вводить-предупреждая-отпусти!.
Обороудование конечно было никакое.
Вопрос: Как ведет себя Кфир на малых высотах?
Ответ: На малых высотах это очень быстрый самолет.... Он запросто превышает Мах на уровне моря. Я не думаю, что кто-нибудь сможет догнать Кфир после того, как бомбы сброшены и нет больше никакого угла атаки.
Ну этим достижениям дйствительно более 30-40 лет. По прямой можно было оторваться в первую мировую, не мог летчик сказать такой бред, ракета догонет, да и кому он нужен после сброса бомб?
Невозможно вообразить, в какую стрелу он превращается тогда. Местность под вами просто стремительно улетает куда-то.
Ауеть! Как будто пишет транспортник не видевший скорости более 450к/ч
Кстати более важна на малой высоте для ударника долго летящего на малой высоте удельная нагрузка на крыло, что противоречит маневренности. При малой нагрузке самоль кидает как Зил на ухабах, что малоприятно и что мне не нравится на Су-25, хоть у него средняя нагрузка окло 400, если у истребителя Кфир не меньше то он уже слаб сегодня как истребитель.
А способность Кфира ускоряться... Ускорение очень важно при проявлении пилотом какой-либо инициативы. Например, я летал на Скайхоке. На нем у вас мало возможностей для инициативы. У вас нет достаточной скорости чтобы придти на помощь другу в бою, находящемуся не рядом с вами.
Если друг атакован то ему может помочь только бог или промах атакующего, причем здесь помощь другу и какя связь со скоростью, это из области американских боевиков. Или у вас летчик в воздухе бросает боевой порядок и делает что хочет?Да он просто не найдет после первых маневров атакованного товарища если они не в одном боевом порядке, бред какой-то.
Правда, надо отдать Скайхоку должное тоже: у него очень велик запас топлива и он может провести много времени в воздухе. Кроме того, у него очень крутые развороты, что делает его очень трудным противником в воздушном бою.
А на х крутить за Скайхоком вмражи, перешел на косую , подкрутил в область возможных атак или смещением радиуса( отставанием ) и лупи всерху? Тем более с урами ближнего боя, да даже и со старыми сайдвиндерами типа нашей Р-3с
Вопрос: Как вы оцениваете однодвигательные самолеты в сравнении с двухдвигательными машинами в плане безопасности? Если вас подбили, то наличие второго двигателя, как в Фантоме, может оказаться решающим фактором для вашего благополучного возвращения домой.
Уже весь мир знает, что двухдвигательная схема повышает существенно БЗП в мирное время, а не в боевых условиях.
Вопрос: Ваш двигатель поражен или у вас кончилось горючее. Насколько хорошо Кфир может планировать?
Ответ: Коэффициент планирования = 1,2. Это означает, что при потере 1000 футов высоты Кфир пролетает 1,2 мили по горизонтали.
(Примечание автора статьи: В традиционных значениях, glide ratio (соотношение планирования) у Кфира 1:6,37. Это значит, что он сможет пролететь 48 миль (77 км), если его двигатель откажет на высоте 40.000 футов (12000 м). Конечно, расстояние будет зависеть от общего веса самолета.)
Сначала надо привести все к одним единицам измерения. во первых от веса зависит наивыгоднейная скорость(считай скорость максимальной дальности планирования и для треугольных крыльев это не такая уж узкая величина как на прямых)
1000f = 304,8m
1nm = 1,852km То есть с высоты 304м самоль пропланирует 2,2224км, т.е. это даст аэродинамическое качество всего7,3057. Чо за коффициент "планирования"с такими абсолютными величинами непонятно, разве что чтобы мили и футы в метры не переводить ( "совершенная" западная сиситема измерений, хи-хи) Правильнее уж glide ratio. Автор приводит К=6,37. И то и другое даже хуже чем у МиГ-21, вот вам и планирующий утюг, или кирпич, как хотите. Теперь все ясно и с ВПХ. Тот кто знает аэродинамику сразу поймет, что у Кфира большой коэф.А ( индуктивности ) и потому его и неззя резко пилотировать, тут же будет потеря энергии и система управления усторена так, чтобы этого не было. Одним словом на Кфире для реализации больших углов атаки надо платить энергией за счет большого индуктивного сопротивления-плате за подьемную силу.Правда здесь противоречие с приведенными ощущениями от виражей и угловой скорости разворота. если у него в самом деле пред по тяге перегрузка 7, то это очень даже гуд.
Да, ты приводил пример скоростного подхвата, а обьяснял нам малограмотным нескоростной ( или срывной) и даже некоторые меры борьбы. Треуголки срывному практически не подвержены.
Вопрос: Окей. Вы проверили самолет снаружи, забрались в кабину. Ваши дальнейшие действия?
Вопрос: Как насчет шума? Настолько ли он силен, что вы не можете включить двигатель с открытым фонарем?
А что тихий боевой самоль это тема? На шумном МиГ-27 после прохода над пляжем отеля Блю Оушен некоторы пытались зарываться в пляжный песок ( всего то скорость 1100 и высота 30м без форсажа)Боевой самоль дожен своим ревом загонять пехоту в ступор и к смене памперсов.Лучше всех оценил британец, вереран прошлой войны, угостил виски(гадость)
Ответ: Если это ударное задание, то я смотрю на карты и аэрофотосъемки. Полная подготовка занимает 9-10 минут, но если есть необходимость, эту процедуру можно сократить до двух-трех минут. Но, конечно, точность систем будет при этом чуть меньше.
Чиста замполитский подход смотреть на карту в кабине перед запуском перед применеием высокоточного оружия, сбой ЦВМ и в кабине паника вместо сокола.
Вопрос: Как обзор из кабины Кфира?
Вопрос: Имеет ли место у Кфира при движении по земле так много тряски как у Скайхока?
А мы что, готовимся к шоссейным кольцевым гонкам?
Ответ Между прочим, из этих трех машин – Скайхок, Фантом и Кфир – самое лучшее ускорение со стоянки до 300 узлов (556 км/час) у Скайхока, который выравнивается сразу же после взлета.
Так у Скайхока лучшие разгонные характеристики? Абзац!!!
Idle - малый газ. РУД-throttle (орфу лень сматрить). Ааз и ОТК рубит в этом лучше любого летчика
Вопрос: Разрешены ли резкие увеличения и уменьшения подачи топлива?
Ответ: Да, это разрешено. Для американских двигателей это не проблема. Но летчики моего поколения, которые воспитывались на французских движках, которые начинали захлебываться при этом, не могут себе позволить такое.
И с че бы,
) вот и ответ на старые вопросы как с Миражом воевать и сирийцы это знали, большинство побед израильтяне одержали за счет тактического превосходства созданного до первой атаки. Дальше все по - ровну было, неужели вы сравниваете подготовку в советских летных вузах с курсами в партшколе? Жаль нет истреблятелей на ветке, они бы рассказали про подготовку в марах и корриду. Я не в счет, у меня малый опыт истребителя.
В «чистом» виде, без подвесок, вы взлетаете при 170 узлах (315 км/час).... 200 узлов (370 км/час) не повредит тоже. При взлетных характеристиках Кфира, взлетная полоса подлинней никогда не помешает.
Утюг, да еще чугунный!:))
Вопрос: Какова у Кфира длина разбега при взлете?
Ответ: ... Кфиру нужна скорость 500 узлов (926 км/час) и более. Он по-настоящему оживает при околозвуковых скоростях. При небольших скоростях и под полной загрузкой надо быть очень внимательным при управлении самолетом, т.к. один неосторожный маневр может украсть у вас от 100 узлов (185 км/час) до 150 узлов (278 км/час) скорости. К местам тренировок и назад мы обычно летим на скорости 400 – 450 узлов (740 – 830 км/час).
А как это стыкуется с описанием длительного маневрирования с большими углами и перегрузками да еще в диапазоне малых скоростей? Никакой разницы от МиГ-27, за исключением подавляющего преимущества МиГа по дальности и ВПХ ( львиная доля "лобкового" сопротивления как я понял у Кфира уходит на индуктивное) и большей, как оказывается по вашему материалу тяговооруженности МиГа.Кроме того МиГ маневрирует хорошо уже со скорости 750к,ч
Вопрос: Предположим, вы отрабатываете воздушный бой. Как ведет себя Кфир в продолжительных разворотах? Есть ли у его крыла тенденция к падению?
Ответ: ... Как я сказал ранее, на Кфире можно лететь вплоть до максимальных углов атаки. Скорость должна упасть до 250 узлов (463 км/час), чтобы крыло начало «падать». Конечно, при энергичном маневрировании можно быстро потерять скорость, но «падение крыла» происходит при меньших скоростях.... Если ваша скорость около одного Маха и вы даёте пергрузку, скажем, 4 джи, то как только скорость падает ниже Маха, появляется тенденция к возрастанию тангажа. Вот тогда-то мы обычно и превышаем правило, установленные нашим руководством не превышать 6,7 джи, хотя Кфир рассчитан на перегрузку 7,5 джи.
А прокладка в кабине зачем?
Ага, по РЛЭ Ny меньше чем у МиГ-27, и гораздо меньше чем у МиГ-23 (8,5)
Если мин. скорость ГП 463 к,ч то это не самоль, а кирпичь, такая точность наводит на мысль, что эта величина теоретическая. Но думаю что приведена эволютивная скорость, что соответствует МиГу на среднем крыле( чуть меньше у МиГа)
Вопрос: Как ведет себя Кфир при больших перегрузках?
Ответ: В маневрах, о которых мы говорили, Кфир не может держаться долго на виражах при большой перегрузке т.к. он теряет скорость.
Далее следует такое предложение, в котором мне нужна помощь:
At low level it can hold 6g at 600 kt.
Вторая половина фразы ясна – он (Кфир) держит перегрузку 6 джи при скорости 600 узлов (1112 км/час).
А вот, что именно значит здесь ‘At low level’ не совсем ясно. Мне, по крайней мере. Дословно это значит – на низком уровне. Но что имеется в виду под уровнем? Высота? Скорость? Господа офицеры и знатоки, помогите!
Это у земли имеется ввиду что не есть очень точно. У нас даются данные на 200м и 1000м, далее уже средние высоты.
Поехали дальше:
Фантом может держаться в продолжительном развороте (вираже) под перегрузкой 7 джи на скорости Мах 0,83 (450 узлов, 834 км/час) [и опять] at low level (на низком уровне), особенно горизонтально или вертикально.
Как МиГ-27, только последний специализированный бомбер и никто не собирался на нем вести маневренные бои.
Поехали дальше:
По какой-то причине, в Фантоме... Я не знаю почему, возможно из-за наклонённого вниз носа, мне было труднее выдерживать большие перегрузки продолжительное время.
А мамины калоши, то есть нос, при чем, сам же он писал про отклоненное кресло. Где у вас летчиков учат, ребята, не в синагоге же. Точно прапор был. У меня было общение с одним вашим летчиком-толковый классный мужик и грамотный. Да грамотные обычно не лезут интервью давать
В Кфире у вас этого не происходит. Вы не идёте на большие перегрузки в воздушном бою, потому как в противном случае вы потеряете скорость. Поэтому маневрирование гораздо приятнее.
Поддерживаю предыдущие ответы! А цугундер в жопу приятнее?
Я плакать!!!
Очень приятной характеристикой Кфира является его скороподъемность. Это означает, если вы в бою и ваша скорость 600 узлов (1.112 км/час), и вы хотите взобраться высоко вверх, где вас не увидят, вы нацеливаете нос вверх под углом 90 градусов, убираете угол атаки, и вы пойдете вверх, вверх и вверх. И потому что вы можете лететь на самых разных скоростях и у машины нетяжелый ... Это очень впечатляет, иметь возможность очень быстро взбираться с малых высот до высоты 37000 футов (11285 м). И полет под 90 градусов позволяет вам изменить направление очень быстро, в любую сторону, куда вам угодно. Это преимущество.
Мда-а! У мужика явно проблема с собственным носом! Это как мне в училище инструктор по СПУ орал, увидев крен, который я не заметил вовремя:" Мудак, яйца в правый карман" На вопрос зачем, что он ответит? левый крен убрать:)) Конечно никто не спрашивал, хоть нас и набирали не по уму а по здоровью.
Брэхня, в угле 90 не определяется тангаж! Потеряет пространствееную ориентировку и это не Як-52. На такой скорости не воюют а сближаются или преодолевают ПВО, и что так с углом 90 до 11285м? ( опять супер точная цифра что говорит о том, что...не делал разказчик так)
А чего же на авиашоу тогда на нем колокол не делают? Даже на Су-25 можно.
Вопрос: Лучше ли С7 приспособлен для ударных целей, чем его предшественник? Так как он может взлетать с более тяжелым грузом...
Ответ: На нем стоят новые системы по прицельному бомбометанию и навигации. Самое большое преимущество С7, с точки зрения пилота одноместного самолета, заключается в том, что ещё на земле я ввожу все данные, которые мне нужны и после взлета мне остается только нажать на главный включатель чтобы активизировать вооружение, навестись на цель и сбросить бомбы. Больше ни к чему не надо прикасаться. Всё делается автоматически. ... система автоматически учитывает это и подсказывает мне как сманеврировать чтобы оказаться над целью с моего нового положения в пространстве.
и ГДЕ НОУ-ХАУ?
В С7 также установлена новая видеокамера – это настоящий прорыв в записи действий летчика.
Ауеть какой прогресс! Вы это серьезно? Или советские ВВС дебильными считаете? И нас заодно.
Это называется удивить еже голой задницей. А у нас еще и Рита звездопротивным голосом говорит например :" выпусти крыло, придурок"
коротко про пилотаж Ассата.
Ну спираль или полупереворот с Н1200м не сенсация. А вот переворот с Н=600м ? Это правда вы думаете? Или фигуру не так назвали при переводе с английского. Вы себе представляете эту фигуру и психологию летчика? Ставлю
[/quote]