Реклама Google — средство выживания форумов :)
читаю сейчас последний номер "АКО", статья про Як-45
и вот есть в ней кое-какие данные, которые меня несколько... удивили
я не очень спец в авиации, если профессионалов не затруднит - прошу прокомментировать
Расчеты показали, что наработка на отказ по оборудованию составляет 13ч ... по самолету в целом - 8-10ч. Эти цифры соответсвовали показателям надежности фронтовых истребителей тех лет на 4-5 году эксплуатации.(выделено мной)
на мой взгляд - как-то безобразно мало, 10 часов-то. Или же - это нормальный показатель ?
ну ладно, это было - страшно сказать ! - тридцать пять лет назад. А как с тех пор - изменения есть ? Лучше/хуже ? И насколько кардинально?
При выполнении боевых задач ... Як-45 мог преодолевать совместное противодействие ЗУР и истребительной авиации ПВО с вероятностью 0,55-0,64
прежде всего - а что будет означать "НЕ преодолевать" ? сбитие самолета?
тогда получается, что уже в проекте закладывается потеря 1 из 2...1 из 3 самолетов в одном боевом вылете?
ну понятно - совместное противодействие ЗУР и истребителей - это не орешки щёлкать. Но всё-таки, это же штурмовик, самолет в принципе предназначенный для действий в зоне с насыщенной ПВО!
опять же - это дела давно минувших дней. А как сейчас ? хотя, скорей всего это закрытые данные...
или я неправильно интерепретирую цифры?
на мой взгляд - как-то безобразно мало, 10 часов-то. Или же - это нормальный показатель ?
ну ладно, это было - страшно сказать ! - тридцать пять лет назад. А как с тех пор - изменения есть ? Лучше/хуже? И насколько кардинально?
прежде всего - а что будет означать "НЕ преодолевать" ? сбитие самолета ?
тогда получается, что уже в проекте закладывается потеря 1 из 2...1 из 3 самолетов в одном боевом вылете ?
ну понятно - совместное противодействие ЗУР и истребителей - это не орешки щёлкать. Но всё-таки, это же штурмовик, самолет в принципе предназначенный для действий в зоне с насыщенной ПВО !
опять же - это дела давно минувших дней. А как сейчас? хотя, скорей всего это закрытые данные...
или я неправильно интерепретирую цифры ?
1) Полагаю, что Вы "инстинктивно" сравниваете с приводимыми сейчас цифрами наработок на отказ в 150-200 часов. Вот только не забывайте, что это наработка на отказ ОДНОГО девайса (чаще всего в открытой печати гуляют цифры наработок для РЛС).
ну вот что у меня есть под рукой - данные по наземным обзорным РЛС (зарубежным) :
AN/TPS-59 - наработка на отказ 1400 часов
RAT-31S - 450 часов
да, конечно, РЛС совсем другой группы, но разница на 2-3 ПОРЯДКА ??
ну это твердотельные, может в этом и разница ? но тогда и у нас сейчас в этом плане должен быть значительный прогресс...
статью отсканю, хоть и не быстро - дня 2-3 надо будет. Вот только как выкладывать ? Распознавание текста у меня проходит просто безобразно, а такое количество графики - примет ли база ? во всяком случае попробую
И если Вам скажут, например, что АФАР дает рост наработки на отказ - тоже не особо верьте. Ибо АФАР дает рост "наработки на отказ, приводящий к невыполнению задания". Это "несколько другой" показатель, а надежность при наличии в конструкции АФАР тысяч достаточно сложных элементов вырасти не может - законы тервера действуют даже в США, как бы Вас не пытались уверить в обратном.
А как Вам данные для JSF:
наработка на отказ БРЛС – 26000 часов ( !!! ), и это при ресурсе планера – 8000 часов.
для сравнения у F-15 – 23 часа.
ну в данном случае особой разницы между пассивной и активной ФАР (применительно к отказоустойчивости) я не вижу, почему именно АФАР ?
Тут, вообще, нужно определиться что значит "наработка на отказ" у АФАР. Это когда перестанет работать последний из кучи излучателей?
Тут, вообще, нужно определиться что значит "наработка на отказ" у АФАР. Это когда перестанет работать последний из кучи излучателей?
То есть, надо понимать, отказом будет, когда перед полетом 100% излучателей работали идеально, а в одном полете 41% из них сгорел? Тогда да, можно поверить, что и 26000 часов...
Уточню еще раз: не "наработка на отказ", а "наработка на отказ, приводящий к невыполнению задания". Если мне не изменяет склероз, то для АФАР задаются среднепотолочной цифрой в 60% работоспособных элементов.
что-то многовато... не знаю, как у активной, а пассив - "...во время испытаний РЛС продолжала сопровождать самолет даже тогда, когда имитировался отказ 10% ее модулей."
если они при десяти процентах говорят в превосходной степени, "даже", то что уж тогда при большем числе ?
Активная ячейка теоретически может сообщить что с ней что-то не так или просто не ответить на запрос схемы самоконтроля, у пассивной с этим сложнее - чего можно хотеть с фазовращателя на диодах управляемого напряжением. Процессор АФАР подкорректирует работу учитывая вышедшие из строя ячейки а процессор ПФАР этого не сделает и диаграмма поплывет сильней чем у АФАР - вот и возникает разница в допустимом числе отказавших ячеек.
К тому-же судя по написанному Вы исходите из построения ячейки АФАР по аналогии с ячейкой ПФАР к которой добавили активную часть, такуюже как в ПФАР но только слабую, я в этом совсем не уверен...
К тому-же судя по написанному Вы исходите из построения ячейки АФАР по аналогии с ячейкой ПФАР к которой добавили активную часть, такуюже как в ПФАР но только слабую, я в этом совсем не уверен - вполне может быть слаботочный фазовращатель на входе со схемой управления и МШУ в интегральном исполнении с полным самоконтролем ну и плюс выходной каскад который тоже охвачен схемой самоконтроля дающей сигнал на интегральную часть.
Так существуют вобще или имеются именно в той ПФАР РЛС которая потеряв 10% ячеек продолжала работать?
Бесспорно но мы вроде не о надежности в целом, а о том почему теоретически АФАР может работать с большим числом отказавших ячеек чем ПФАР.
Чисто интуитивно мне всё-таки кажется что пассивный будет понадежнее.
От себя замечу, что на мой взгляд сделать эту систему работающей в реальном времени принципиальной сложности не представляет. Вопрос только в вычислительных ресурсах.
2) ИМХО, дело не только в возможностях. "Реальное время" имеет смысл только тогда, когда есть возможность реконфигурации системы. А какая может быть реконфигурация, если точность опредения отказа составляет 15 модулей? Это уже нужно вторую РЛС возить...