Прошу уважаемое сообщество оценить. Сей перл изящной словестности принадлежит мне (часть статьи посвященной "Штиру")
. Просьба табуретками сильно не кидаться. Вариант пока черновой.
Надо сказать, что конец сентября 1942 г. выдался в центральной части Южной Атлантики дождливым и ветреным. Море было довольно бурным, часто налетали дождевые шквалы, и видимость составляла всего несколько миль. И вот наступила развязка. 27 сентября ничто не вызывало тревогу. Команды занимались очисткой бортов, покраской и текущими делами. Внезапно из тумана всего на расстоянии 2-х миль выскочило большое судно. Это оказался недавно построенный (14.04.1942 г.) американский сухогруз «Stephen Hopkins» водоизмещение 8500 брт типа «либерти» компании «Luckenbach Steamship Co», который после рейса из Южной Африки к берегам Австралии и Новой Зеландии шел в балласте из Кейптауна в Байю (Бразилия) и затем в Парамарибо (Голландская Гвинея) за грузом бокситов.
В 8:52, когда транспорт вышел из полосы очередного дождевого шквала, 3-й помощник Вальтер Ниберг (Walter Nyberg) обнаружил перед собой 2 судна и сразу же вызвал на мостик капитана Пола Бака (Paul Buck). Когда же неизвестные суда подняли германские военно-морские флаги и прожектором отдали приказать остановиться и не пользоваться радио, то ни у кого не осталось сомнений – перед ними находились рейдеры. Следуя инструкциям «Stephen Hopkins» немедленно развернулся к ним кормой и дал полный ход, подавая по радио сигналы о нападении, которые, правда, тут же успешно начали глушиться немцами, имевшими более мощные радиостанции. В том, что удастся уйти, шансов было ничтожно мало – «либерти» давал 10-11 узлов хода против 14-ти «Штира». Капитан Бак объявил, что он собирается принять бой несмотря ни на что. Энсин Военно-морского резерва США Кеннет М. Уиллет (Kenneth M. Willett, USNR, Armed Guard) и его четырнадцать артиллеристов заняли места согласно боевому расписанию. Правда, рейдер оказался один – «Штир», но вскоре и «Танненфельс», видя бедственное положение того, ввязался в бой, открыв огонь из своих зенитных автоматов и пулеметов.
Герлах приказал немедленно дать полный ход и уже через 6 минут, после того как противники увидели друг друга, открыл огонь по торговцу, который начал отвечать из единственного кормового 102-мм орудия. Начавшийся бой походил на дуэль «Сиднея» с «Кормораном», только наоборот. Германским 6 х 150-мм, 2 х 37 мм, 4 х 20 мм орудиям американцы смогли противопоставить только одно кормовое 102-мм, два носовых 37-мм и шесть пулеметов (4 х 50-го и 2 х 30-го калибров). Однако за это время «либерти» успел стать на невыгодный для рейдера курсовой угол и приготовиться к бою.
Немцы уже третьим залпом накрыли сухогруз, при этом тяжелое ранение в живот получил Уиллет, который мужественно остался на своем посту до самого конца, продолжая руководить огнем 102-мм орудия. Но практически нулевая дистанция свела на нет преимущество немецкой системы управления огнем, и уже рейдеру пришлось сражаться за свою жизнь. Два первых снаряда с американского судна нанесли серьезные повреждения «Штиру». Один, взорвавшись в носовом трюме, перебил трубу соединяющую топливные танки с дизелями, отчего вспыхнул пожар, который не был потушен до конца боя, другой заклинил руль на правый борт. Затем была повреждена электрическая подача боезапаса, из-за чего снаряды пришлось подавать вручную. Но силы были слишком не равны. Огневое превосходство «Штира», к которому присоединился и «Танненфельс», начало сказываться. 150-мм снаряды дырявили борта торговца, автоматические пушки огненным ливнем поливали палубу и надстройки, выкашивая команду. Вскоре немецкий снаряд разметал боевой расчет 102-мм орудия. К этому времени уже были уничтожены носовые 37-мм орудия, при этом погиб командовавший ими второй помощник Джозеф Лауман (Joseph Layman), и «Stephen Hopkins» остался практически без защиты. Но тут артиллеристам на помощь пришел самый юный член команды, кадет Академии торгового флота США (U.S. Merchant Marine Academy) Эдвин Джон О’Хара (Edwin John O’Hara). Приписанный к машинному отделению, он, тем не менее, практически все свое свободное время проводил в тренировках у орудия. Как оказалось, все это было ненапрасным. Под руководством смертельно раненного Уиллета О’Хара сумел сделать еще несколько выстрелов.
В 9:18 Герлах приказал прекратить огонь. Оба корабля охваченные пожаром раскачивались на волнах без движения неподалеку друг от друга. Всего бой продлился около 20 минут. Однако повреждения нанесенные противниками друг другу оказались фатальными для обоих.
Всего в течение боя американцы добились около 35 (!) попаданий в «Штир». Он потерял ход, пожар подбирался к трюму № 2, где еще оставалось 19 торпед, грозя взрывом. Затоплением пороховых погребов эту проблему удалось решить лишь частично, так как в ходе боя была выведена из строя система пожаротушения. В 10:14 на рейдере удалось дать ход, но уже через 10 минут из-за разгоравшегося пожара машинное отделение пришлось оставить и «Штир» остановился навсегда. После того как в 10:58 доложили, что пожар в машинном отделении вышел из-под контроля, Герлах дал приказ оставить корабль и перейти на «Танненфельс». Всего в ходе боя на вспомогательном крейсере было убито 4 (по другим источникам – трое), среди них главный врач, и ранено 33 человека. В 11:47 горящий «Штир» взорвался и затонул. Его команда была благополучно доставлена «Танненфельсом» в Бордо 8 ноября 1942 г. Так закончилась несчастливой одиссеи Хорста Герлаха и его команды.
«Stephen Hopkins» за время сражения получил большие повреждения. Оставшись без хода и, будучи охваченным огнем, он дрейфовал неподалеку от рейдера. В ходе боя погибли капитан Пол Бак, старший помощник Ричард Можковски (два варианта написания фамилии Richard Mocskowski / Moczowski), второй и третий помощники Джозеф Лауман и Вальтер Ниберг, радист Хадсон Хевей (Hudson Hewey). Второй механик и стюард смогли спустить спасательную шлюпку, на которую перешли 19 оставшихся в живых из 56 (в других источниках 61) человек команды американского транспорта. Пятеро из них было тяжело ранено. Около 10:00 они оставили «Stephen Hopkins», который вскоре затонул. Воспользовавшись дождевым шквалом, шлюпке удалось уйти незамеченной для наблюдателей «Танненфельса». Отважных моряков ждало изнурительное 1800-мильное путешествие без каких-либо навигационных приборов, которое закончилось через месяц 27 октября на побережье Бразилии в небольшой рыбацкой деревушке Барра-да-Страбапоана в 22 километрах от Рио-де-Жанейро. Четверо из них умерло в ходе плавания.
Теперь несколько слов о пленных моряках с потопленных судов. Экипажи «Gemstone» и «Stanvac Calcutta» в свое время были переданы на «Шарлотту Шлиманн» и попали в Японию. А вот спасенным морякам с «Dalhousie» невольно пришлось поучаствовать в бою с «Stephen Hopkins». Перед гибелью «Штира» их перевели на «Таннефельс» и в очень тяжелых условиях, вызванных нехваткой пищи и необходимостью дышать испарениями нефтепродуктов, доставили во Франции. Тем не менее, они все остались живы, за исключением Стюарта Гроува (Steward Grove), который, надев спасательным жилетом, в 20 милях от французского побережья выпрыгнул за борт, намереваясь вплавь достичь берегов Испании. Больше никто его не видел…
Карьера «Штира» оказалась самой неудачной и быстротечной из всех девяти германских рейдеров действовавших в мировом океане. Она продолжалась 139 дней. За это время было потоплено всего 4 корабля суммарным водоизмещением 30278 брт.
Оказавшись в рейхе, Герлах ни как не мог поверить, что его противником был медлительный и слабовооруженный «либерти». Он утверждал, что принял бой со вспомогательным военным кораблем, а то и вспомогательным крейсером. Впоследствии он с сентября 1943 г. по сентябрь 1944 г. занимал должность командующего флотилией охраны побережья «Пелопоннес». После войны, как и многие, Герлах долгое время жил в нужде, работал водителем. Во время маневров НАТО призывался как офицер запаса. Он умер в 1970 г.
Его противники получили в США громкие почести. Энсин Кеннет М. Уиллет был посмертно награжден Военно-морским крестом (Navy Cross) за доблесть. В его честь был назван эскортный миноносец DE-354 «Kenneth M. Willett», вступивший в строй в 1944 г. Кроме этого его именем и именем кадета Эдвина Джона О’Хара были названы строения в Академии торгового флота США в Кингз-Пойнт Нью-Йорк (King’s Point, NY), которая единственная из всех учебных гражданских учреждений США получила право на подъем боевого флага. Имена капитана Пола Бака и старшего помощника Ричарда Можковски были присвоены транспортным судам типа «либерти». Известный английский историк флота С. Роскилл написал о команде «Stephen Hopkins»: «Личный состав судна провел бой, которым могут гордиться все военно-морские и торговые флоты союзников, и который привел к гибели одного из тяжеловооруженных и опасных немецких рейдеров».