Если Вам нужно коротенько.
Моторные тральщики - 326 единиц
Тип R-1 (1 единица): R-1. Вошел в строй в 1931 г.
Тип R-2 (14 единиц): R-2 – R-7, R-9 – R-16. Вошли в строй в 1934 г.
Тип R-8 (1 единица): R-8. Вошел в строй в 1934 г.
Тип R-17 (8 единиц): R-17 – R-24. Вошли в строй в 1936-1937 гг.
Тип R-25 (16 единиц): R-25 – R-40. Вошли в строй в 1938-1940 гг.
Тип R-41 (89 единиц): R-41 – R-129. Вошли в строй в 1940-1943 гг.
Тип R-130 (21 единица): R-130 – R-150. Вошли в строй в 1943-1944 гг.
Тип R-151 (67 единиц): R-151 – R-217. Вошли в строй в 1940-1943 гг.
Тип R-218 (73 единицы): R-218 – R-290. Вошли в строй в 1943-1945 гг.
Тип R-301 (12 единиц): R-301 – R-312. Вошли в строй в 1943-1944 гг.
Тип R-401 (24 единицы): R-401 – R-424. Вошли в строй в 1944-1945 гг.
Тип R-1: Стандартное - 45 т; 24×4,4×1,2 м; 2 диз., 700 л.с.; 17 уз.; 4 т соляра; 800 (13) миль. Эк. 18 чел. 1 - 20 мм.
Тип R-2: Стандартное - 60 т; 26×4,4×1,5 м; 2 диз., 700-770 л.с.; 19,5 уз.; 4,4 т соляра; 800 (13) миль. Эк. 18 чел. 1-4 - 20 мм.
Тип R-8: Стандартное - 63 т; 27,8×4,5×1,1 м; 2 диз., 750 л.с.; 16,5 уз.; 4,9 т соляра. Эк. 18 чел. 1 - 20 мм.
Тип R-17: Стандартное - 120 т; 37×5,4×1,4 м; 2 диз., 1800 л.с.; 21 уз.; 10,8 т соляра; 900 (15) миль. Эк. 17-27 чел. 2 - 20 мм.
Тип R-25: Стандартное - 126 т; 35,4×5,6×1,4 м; 2 диз., 1800 л.с.; 23,5 уз.; 10-11 т соляра; 1100 (15) миль. Эк. 20 чел. 2-6 - 20 мм.
Тип R-41: Стандартное - 135 т; 37,8×5,8×1,4 м; 2 диз., 1800 л.с.; 20 уз.; 10-11 т соляра; 900 (15) миль. Эк. 30-38 чел. 1 - 37 мм, 2-6 - 20 мм.
Тип R-130: Стандартное - 155 т; 41,1×5,8×1,6 м; 2 диз., 1800 л.с.; 19 уз.; 10-11 т соляра; 900 (15) миль. Эк. 40 чел. 1 - 37 мм, 2-6 - 20 мм.
Тип R-151: Стандартное - 128 т; 35,4×5,6×1,4 м; 2 диз., 1800 л.с.; 23,5 уз.; 10 т соляра; 1100 (15) миль. Эк. 29-31 чел. 1 - 37 мм, 2-6 - 20 мм.
Тип R-218: Стандартное - 154 т; 39,2×5,7×1,5 м; 2 диз., 2500 л.с.; 21 уз.; 19,8 т соляра; 1000 (15) миль. Эк. 40 чел. 1 - 37 мм, 2-6 - 20 мм.
Тип R-301: Стандартное - 190 т; 41×6×1,8 м; 3 диз., 3825 л.с.; 25 уз.; 14,5 т соляра; 1100 (15) миль. Эк. 42 чел. 1 - 37 мм, 32 - 20 мм.
Тип R-401: Стандартное - 150 т; 39,2×5,7×1,5 м; 2 диз., 2800 л.с.; 25 уз.; 15 т соляра; 1000 (15) миль. Эк. 37 чел. 1 - 37 мм, 32 - 20 мм.
Моторные тральщики или «раумботы» (Räumboote) разрабатывались как катера-тральщики для мелководных районов, но в действительности стали универсальными кораблями для действий в прибрежных водах; помимо своего основного назначения, использовались как сторожевые, противолодочные, спасательные. Прототип создан Ф. Люрсеном на основе катеров-тральщиков типа F периода Первой мировой войны. Строились на верфях «Lürssen», «Abeking und Rasmussen», «Schlichting», «Burmester» незначительно различавшимися сериями.
Все МТЩ имели композитные корпуса и двухвальную дизельную ЭУ (тип R-301 - трехвальную). R 1, 8, 17-20 и 41-150 оснащались крыльчатыми движителями Фойт-Шнайдер, остальные – винтами. Могли принимать ГБ или до 10 мин. Использование тралов допускалось при волнении до 6 баллов. В годы войны зенитное вооружение усиливалось; на типе R-301 устанавливалось 2 533 мм ТА, при этом номера менялись на GR (Geleit Räumboot).
Действовали на всех театрах. В ходе боевых действий потеряна 161 единица: 1 типа R-1 – R 1 (24.11.1943); 14 типа R-2 – R 3 (24.11.1943), R 4 (22.2.1945), R 5 (3.1.1940), R 6 (13.8.1943), R 7, R 13 (9.9.1943), R 8, R 10, R 16 (2.5.1945), R 9, R 11 (2.8.1942), R 12 (5.9.1944), R 14 (16.3.1945), R 15 (16.4.1945); 3 типа R-17 – R 17 (9.4.1940), R 19 (16.9.1943), R 20 (16.8.1944); 13 типа R-25 – R 27 (11.4.1944), R 29 (15.9.1944), R 30 (23.9.1943), R 32 (13.11.1944), R 33 (19.7.1943), R 34 (10.8.1944), R 35 (2.10.1943), R 36 (29.4.1943), R 37 (20.8.1944), R 38 (27.8.1944), R 39 (17.2.1944), R 40 (7.3.1943); 52 типа R-41 – R 41 (19.6.1943), R 42 (11.1.1942), R 44 (23.1.1943), R 45 (9.5.1942), R 46 (26.6.1944), R 50 (13.6.1944), R 51 (22.6.1944), R 54 (16.12.1943), R 56 (9.12.1943), R 57 (28.1.1945), R 59, R 72, R 119 (3.4.1945), R 60, R 61, R 62 (14.9.1941), R 64 (.28.12.1943), R 66 (15.9.1942), R 69 (10.4.1945), R 70 (11.8.1944), R 73 (14.6.1944), R 74 (12.3.1943), R 75 (22.1.1944), R 77, R 78, R 82, R 86 (8.10.1942), R 79 (23.6.1944), R 80 (11.9.1944), R 81, R 92, R 125, R 129 (15.6.1944), R 84 (20.3.1943), R 85 (17.6.1945), R 88 (8.5.1945), R 89 (10.8.1944), R 93 (23.9.1943), R 94 (6.9.1943), R 95 (12.6.1944), R 97 (13.6.1944), R 104 (4.5.1945), R 106 (15.8.1942), R 108 (16.4.1944), R 109 (26.11.1942), R-110 (10.6.1944), R 111 (6.7.1944), R 112 (2.6.1945), R 114 (26.4.1943), R 116, R 123 (29.5.1944), R 126 (14.4.1945); 4 типа R-130 – R 131 (21.2.1944), R 139 (18.7.1944), R 141 (24.6.1944), R 145 (26.3.1945); 48 типа R-151 – R 151 (21.10.1944), R-158 (4.10.1941), R 161 (30.3.1944), R 162, R 189, R 198, R 199, R 212 (24.4.1945), R 163, R 164, R 165, R 166, R 196, R 197, R 206, R 207, R 209, R 216 (30.8.1944), R 169 (26.7.1941), R 171 (17.9.1944), R 177 (28.2.1945), R 178, R 195 (12.9.1944), R 179 (15.5.1944), R 180 (2.7.1944), R 182 (15.6.1944), R 184 (16.8.1942), R 185 (31.10.1944), R 186 (25.7.1943), R 187 (2.5.1945), R 188, R 191 (27.3.1944), R 190 (20.5.1944), R 192 (6.4.1944), R 193 (28.8.1944), R 194 (29.2.1944), R 200 (17.2.1944), R-201 (28.1.1944), R 202 (5.2.1945), R 203, R 205 (25.8.1944), R 204 (11.4.1944), R 208 (25.4.1944), R 210, R 211 (31.10.1944), R 213, R 217 (16.8.1944), R 215 (13.5.1944); 23 типа R 218 – R 218 (19.8.1944), R 219 (23.8.1944), R 221 (6.6.1944), R 222 (21.2.1944), R 224 (6.7.1944), R 227 (18.3.1945), R 228 (1.7.1945), R 232, R 237 (15.6.1944), R 235 (7.9.1944), R 239 (16.3.1945), R 243, R 272, R 273, R 274, R 275, R 276 (12.3.1945), R 247 (4.5.1945), R 248 (30.8.1944), R 250 (25.10.1944), R 256 (2.5.1945), R 260 (26.3.1945), R 261 (3.4.1945); 2 типа R-301 – R 301 (17.10.1944), R 304 (6.9.1944); 1 типа R-401 – R 402 (21.12.1944).
Передано по репарациям: США – 48 единиц (24 из них в 1956 г. вошли в состав Бундесмарине), СССР – 45, Великобритании – 11, Дании –24, Нидерландам – 8, Норвегии – 4.
Трофейные моторные тральщики - 34 единицы
Тип RА-1 (5 единиц, б. франц.): RА-1, RА-2, RА-6 – RА-8. Вошли в строй в 1940-1943 гг.
Тип RА-3 (3 единицы, б. франц.): RА-3 – RА-5. Вошли в строй в 1940-1941 гг.
Тип RА-9 (1 единица, б. брит.): RА-9. Вошел в строй в 1941 г.
Тип RА-10 (1 единица, б. брит.): RА-10. Вошел в строй в 1941 г.
Тип RА-51 (6 единиц, б. голланд.): RА-51 – RА-56. Вошли в строй в 1940 г.
Тип RА-251 (18 единиц, б. итал.): RА-251 – RА-268. Вошли в строй в 1942-1944 гг.
Тип RА-1: 126/160 т; 37,1×5,5×2,4 м; 2 диз., 1800 л.с.; 15,5 уз.; 6,5 т соляра; 1100 (10) миль. Эк. 39 чел. 1 - 37 мм, 1-3 - 20 мм.
Тип RА-3: 107/137 т; 37,4×5,7×2 м; 2 диз., 1800 л.с.; 15,5 уз.; 5,5 т соляра; 1100 (10) миль. Эк. 39 чел. 1 - 37 мм, 1-3 - 20 мм.
Тип RА-9: 65/85 т; 34,1×5,6×1,5 м; 2 бенз., 1200 л.с.; 20 уз.; 8,8 т бензина; 2500 (10) миль. Эк. 17 чел. 1 - 37 мм, 3 - 20 мм.
Тип RА-10: Стандартное - 46 т; 24,5×6,3×1,2 м; 3 бенз., 3600 л.с.; 46 уз.; 8 т бензина; 240 (45) миль. Эк. 14 чел. 1 - 20 мм, 4 - 12,7 мм, 2×1 - 533 мм ТА.
Тип RА-51: Стандартное - 51,3 т; 23×4,5×1,3 м; 2 диз., 220 л.с.; 11 уз.; 6 т соляра; 1100 (10) миль. Эк. 34 чел. 1 - 37 мм, 3 - 20 мм.
Тип RА-251: Стандартное - 95 т; 34×5,6×2,1 м; 3 бенз. (или 3 диз. на RА-254 – RА-257), 1700 л.с.; 19 уз.; 8-9 т бензина (соляра); 1000 (13) миль. Эк. 26 чел. 2×1 - 20 мм/65.
Типы RA 1 и RA 3 – бывшие франц. охотники за ПЛ типов Ch-41 (Ch-44-48) и Ch 5 (Ch 17-19), захваченные на стапелях в 1940 г. и достроенные для герм. флота. Различались конструкцией корпуса: тип RА 1- деревянный, тип RА 3- стальной. Потеряно 5 единиц: RA 4, RA 6-8 (16.8.1944), RA 2 (18.10.1944).
RA 9 – бывший брит. СКА ML 306 типа «Fairmile-B», захваченный 27.3.1942 во время рейда на Сен-Назер. Погиб 15.6.1944.
RA 10 – бывший брит. ТКА МТВ 314 типа «Higgins» (бывший амер. РТ 56). 14.9.1942 потоплен у Тобрука, поднят немцами и введен в строй. О перевооружении данных нет. Погиб 30.4.1943.
Тип RA 51 – бывшие голланд. катера-тральщики Mv-I-IV, XI-XII. Захвачены на стапелях в 1940 г. и достроены для герм. флота. Первоначально получили номера RH 1-6; 15.12.1940 переименованы в R-202-205; в сентябре-ноябре 1941 г. – в RA 51-56. Потеряно 5 единиц: RA 51, RA 52, RA 56 (24.8.1944), RA 53 (19.11.1941), RA 55 (1.10.1941).
RA 251-268 – бывшие итал. противолодочные катера VAS 306, 305, 307, 301, 304, 303, 302, 309, 311, 312, 236, 239, 308, 310, 313, 314, 315, 316. Захвачены в сентябре 1943 г. в боеготовом или недостроенном состоянии. В боевых действиях погибло 7 единиц - RA 251, RA 255, RA 259 (22.8.1944), RA 256 (16.3.1944), RA 257 (2.8.1944), RA 260 (10.8.1944), RA 261 (5.9.1944); остальные затоплены 24.4.1945.
Моторные тральщики зарубежной постройки - 29 единиц
Тип RА-101 (5 единиц): RА-101 – RА-105. Вошли в строй в 1942-1943 гг.
Тип RА-106 (7 единиц): RА-106 – RА-112. Вошли в строй в 1943-1945 гг.
Тип RА-201 (4 единицы): RА-201 – RА-204. Вошли в строй в 1941-1942 гг.
Тип RD-101 (13 единиц): RD-101, RD-109 – RD-112, RD-115, RD-116, RD-127 – RD-130, RD-135, RD 147. Вошли в строй в 1944-1945 гг.
Тип RА-101: Стандартное - 77 т; 28,9×4,4×1,4 м; 2 диз., 900 л.с.; 14,5 уз.; 5,5 т соляра; 650 (9) миль. Эк. 18 чел. 2 - 20 мм.
Тип RА-106: Стандартное - 85 т; 30×4,6×1,5 м; 2 диз., 900 л.с.; 14,5 уз.; 6 т соляра; 650 (8) миль. Эк. 18 чел. 2 - 20 мм.
Тип RА-201: Стандартное - 80 т; 26,4×4,5×1,4 м; 2 диз., 900 л.с.; 14 уз.; 6 т соляра; 650 (8) миль. Эк. 18 чел. 2 - 20 мм.
Тип RD-101: Стандартное - 110 т; 34×5,8×1,5 м; 2 бенз., 2300 л.с.; 17 уз.; 2000 (13) миль. Эк. 24 чел. 1 - 37 мм, 3×2 - 20 мм, 2 – 13,2 мм.
Серии RА строились в Дании (RА-101, RA-106) и Норвегии (RА-201-204) и представляли собой варианты стандартных «раумботов» с датскими или норвежскими дизелями и облегченным вооружением. Боевых потерь не имели.
Серия RD – бывшие итал. катера-тральщики типа RDV, являвшегося развитием типа VAS. Захвачены на итал. верфях в сентябре 1943 г. и достроены для герм. флота с итальянскими моторами и вооружением. Все погибли в ходе боевых действий: RD 101, 109, 111 112, 135, 147 (24.4.1945), RD 110 (3.6.1944), RD 115 (16.3.1945), RD 116 (2.5.1945), RD 127 130 (30.4.1945). Еще 14 единиц достроено после войны для итал. флота.
Малые моторные тральщики - 18 единиц
Тип МR-1 (4 единицы): МR-1 – МR-4. Вошли в строй в 1938-1939 гг.
Тип МR-5 (1 единица): МR-7. Вошел в строй в 1942 г.
Тип КR-1 (2 единицы): КR-1, КR-2. Вошли в строй в 1939 г.
Тип КR-3 (1 единица): КR-3. Вошел в строй в 1939 г.
Тип FR (12 единиц): FR-1 – FR-12. Вошли в строй в 1939 г.
Тип МR-1: 35 т; 16,2×3,9×1 м; 2 диз., 350 л.с.; 10 уз. Эк. 6 чел. 2 – 7,9 мм.
Тип МR-5: 45 т; 18,5×4,2×1 м; 2 диз., 18 уз.; 450 (18) миль. Эк. 8 чел. 2 – 7,9 мм.
Тип КR-1: 11,3 т; 13,5×3,4×1 м; 2 диз., 170 л.с.; 11,5 уз; без вооружения.
Тип КR-3: 13,3 т; 13,5×3,4×0,9 м; 2 диз., 150 л.с.; 12 уз; 175 (12) миль; без вооружения.
Тип FR: 23/27 т; 17,42×3,3×0,85 м; 2 диз., 300 л.с.; 13 уз; 1 т соляра. Эк. 10 чел. 1 - 20 мм.
Средние (MR), малые (КR) и речные (FR) «раумботы» - катера-тральщики для использования на мелководных и озерно-речных акваториях. На типе FR в 1943 г. 20 мм автомат заменен на 1 – 13 мм и 1 – 15 мм пул. В ходе боевых действий погибли 1 типа MR (MR 7) и 6 типа FR (FR 2, 6, 8, 10-12) – все на Дунае; по типу КR сведений нет.