Возможно что такое было или тайна крейсера "Адмирал Нахимов"

Теги:флот
 
+
-
edit
 

arnold

втянувшийся

Вот какую давеча статью обнаружил......

"Взрыв на Черном Море Вероятно, он был произведен 4 декабря 1960 года под днищем крейсера "Адмирал Нахимов", но эхо его звучит до сих пор
Огромная приливная волна сорвала с якорей и вынесла на ялтинскую набережную группу барж, буксиров и рыбацких сейнеров. Позднее по радио объявили о последствиях землетрясения и предупредили о возможных новых толчках. Но их не было. И никто не мог предположить, что было взорвано глубинное ядерное устройство неподалеку от побережья Крыма. Самым таинственным кораблем советского флота остается легкий крейсер "Адмирал Нахимов" проекта 68-бис (типа "Свердлов"). Единственный корабль,документы которого изъяты из Центрального военно-морского архива Комитетом государственной безопасности, а все фотоснимки и негативы крейсера были тщательно изъяты Особым отделом флота. Какую же тайну скрывает "Адмирал Нахимов"?
Попробуем разобраться.
Известно, что официально флаг корабля был спущен 15 февраля 1961 года, и на нем расписались оставшиеся 59 человек экипажа, а сам флаг сдан на "вечное хранение" в Центральный военно-морской музей в Ленинграде. Этот факт говорит о причастности крейсера к весьма значительному событию. Можно также предположить, что происшедшее с крейсером событие имело общегосударственное
политическое значение. В поисках истины нам может помочь кое-что другое. Через четыре месяца после спуска флага, т. е. в июне 1961 года, ракетный корабль Черноморского флота "Прозорливый" проводил ракетные стрельбы новыми противокорабельными
ракетами "КСЩ" (корабельный снаряд "Щука"). После двух попаданий ракет КСЩ мишень развалилась, и для продолжения испытаний потребовалась новая. Испытатели обратились к "Адмиралу Нахимову". По словам одного из участников событий, пожелавшего не называть себя, корабль стоял окрашенный ярко- красным свинцовым суриком напротив Морского госпиталя в Северной бухте. На корабле не было ни одной деревянной, медной или дюралюминиевой детали, а весь корпус покрыт весьма дорогой краской! Остался только металл: корпус с башнями и механизмами. Согласие на расстрел крейсера было получено на удивление быстро, а ведь возраст новейшего крейсера только-только достиг семи лет! Корабль вывели на буксирах в сторону Одессы (миль на 50) и оставили в дрейфе. С дистанции 72 км "Прозорливый" выпустил по нему ракету, которая попала в левый борт между первой и второй башнями главного калибра. "Нахимов" получил сквозную пробоину, а от разлившегося топлива ракеты возник пожар, длившийся около 12 часов и с трудом потушенный спасателями.
Когда и куда отволокли потом корпус выгоревшего крейсера, достоверно неизвестно. В описанном выше эпизоде интересны минимум два факта: легкость отдачи под расстрел вполне нового хоть и списанного по непонятной причине крейсера и описание состояния корпуса. Описание полностью соответствует представлениям того времени о комплексе дезактивационных работ. Тайной, столь упорно скрываемой "компетентными органами", может оказаться участие
корабля в проведении ядерных испытаний на Черном море!
По достоверным воспоминаниям ныне покойного ветерана Севморзавода Тимофеева, перед списанием крейсер подвергся осмотру в Северном доке Севастополя. При этом было выявлено "обширное повреждение подводной части корпуса корабля в виде перебитого киля и деформаций подводной обшивки и килевых конструкций, невидимых на воде"э Весьма интересное и
многозначительное описание, свидетельствующее о том, что корпус "Адмирала Нахимова" подвергся мощнейшему динамическому удару, полностью деформировавшему подводную часть корабля, да так, что о восстановлении корпуса не могло быть и речи. Но какая сила смогла так деформировать корпус бронированного крейсера длиной более 200 метров? Только подводный ядерный взрыв и только в районе феодосийского ракетно-артиллерийского полигона. Санкцию на испытание ядерного оружия в Крыму в Черном море мог дать только
Н. С. Хрущев. Этот руководитель вполне мог, не подумав о последствиях, отдать такое устное распоряжение. И вот тогда на безлюдном и отдаленном феодосийском полигоне (с глубинами 300-2000 метров) вполне мог вырасти ядерный "гриб". Судя по повреждениям "Нахимова", испытывалось подводное взрывное устройство или ядерная глубинная бомбаэ Глубина подрыва вряд ли
превышала 400-500 метров. На крейсер обрушился мощный динамический удар и вода с радиоактивными осадками. Были при этом взрыве жертвы или нет, уже не узнаешь, но автор сильно сомневается, что с корабля сняли экипаж, предупредили население о возможной высокой приливной волне и т. д., и т. п.
А что произошло дальше? Сейсмологические станции Турции, Румынии, Болгарии и других стран зарегистрировали сильный толчок у побережья Крыма, в акватории Черного моря. Огромная приливная волна сорвала с якорей и вынесла на ялтинскую набережную целую группу барж, буксиров и рыбацких сейнеров. Тут же по линии МИДа последовали официальные запросы. Вот тут-то и принялся за дело КГБ СССР. Изъяли все документы по крейсеру, по полигону, взяли подписку о неразглашении, провели работу по выдаче ядерного взрыва за обычное землетрясение. Ведь и советским курортникам не слишком приятно было бы узнать, что они купаются в радиоактивных водах и кушают зараженные морепродукты. Комитет госбезопасности поработал отлично: вот уже три с половиной десятилетия об "Адмирале Нахимове" напрочь забыли все. Автор посетил Гидрометеослужбу Черноморского флота и поинтересовался перечнем землетрясений у побережья Крыма в описываемый период. К своему изумлению он узнал, что в этот период произошло только одно (!)
землетрясение. А случилось оно 4 декабря 1960 года в пяти милях мористее мыса Меганом, на глубине 500 метров, силою в 3-4 балла. Человеческих жертв и разрушений нет. К сведению, мыс Меганом находится в очень безлюдном месте, рядом с Карадагским заповедником. Совсем рядом находится и феодосийский ракетно-
артиллерийский полигон. Время проведения "землетрясения" выбрано очень удачно: середина зимы, побережье безлюдное, в море не ходят даже рыбаки. Никто бы ничего не узнал, если бы не сейсмологи. Характеристики так называемого "землетрясения" очень схожи с характеристиками, получаемыми при взрыве ядерных глубинных бомб.
Флаг крейсера совершенно точно спущен 15 февраля 1961 года. "Землетрясение" произошло 4 декабря 1960 года, а крейсер якобы списан на слом еще 29 июля 1960 года. Вот такие три датыэ Но если "Нахимова" исключили в июле 1960 года, то флаг бы спустили в худшем случае 31 декабря 1960 года, а не в следующем финансовом году! Уже 1 января 1961 года экипаж должен был быть
расформирован, никто бы не платил ему жалованья. А вот если корабль участвовал в проведении "землетрясения" 4 декабря 1960 года, а потом прошел докование, то еще в конце декабря стало ясно, что корабль надо срочно дезактивировать и списывать из-за невозможности восстановления подводной части корпуса. И здесь дата спуска флага вполне логична и объяснима: двух с гаком месяцев на все вполне хватило бы. Так что приказ Главкома - это явная
"липа", оформленная задним числом. Необходимость избавиться любым способом от главной улики - корпуса списанного "Нахимова" - объясняет и легкость отдачи крейсера под расстрел ракетами. Дескать, утонет ну и слава Богу! А он, проклятый, и не горит, и не тонет!"
 
RU вольф334 #10.04.2006 22:55
+
-
edit
 

вольф334

втянувшийся
Ну это давний треп по поводу ядерного взрыва на Черном море. Родился он в Севастополе лет 10-12 назад и вряд ли соответствует действительности. А списали крейсер после испытаний по нему новой ракеты. Читай Широкорада - книгу про испытания оружия на Феодосийском полигоне. Флотские сами неожидали что у корабля будут такие повреждения, вплоть до тперебития киля.
 
+
-
edit
 

arnold

втянувшийся

просто интересна некая деталь -фатальные повреждения он имел уже До испытания по нему ракет КСЩ.Да и могла ли сама ракета нанести такие обширные подводные повреждения, к тому же как пишут, что корпус имел сквозное пробитие, что более соответствует истине. Да и на самом деле многое странно здесь, как-то изьятие каких-либо материалов по нему из архивов.Вообщем весьма темное дело
 
+
-
edit
 

arnold

втянувшийся

Вот только если и был такой взрыв, то какую цель могли преследовать при нем? Напрашивается мысль об аналогии со взрывом на Тоцком полигоне -может проверяли, как поведет себя корабль и экипаж при ядерном подводном взрыве? Одни вопросы
 

vip

новичок
Читай Широкорада - книгу про испытания оружия на Феодосийском полигоне.
 

А что это за книга?
 
+
-
edit
 

x-Merlin

опытный

эта заметка появилась лет 10 назад в газете Факты(украинское издание) автор Костриченко .. .мне статья понравилась, автора потдержваю ... как минимум эта история требует прояснения ... самое забавное - фактов против его версии неозвучены ...
 
+
-
edit
 

БН181

старожил
★☆
К вопросу о фактах.
Можно ли узнать:
1. Какие именно дела и документы крейсера "изъяты" из архива ВМФ представителями КГБ, где и как зафиксирован этот факт, как и кем получена эта информация?
2. Какие именно негативы и откуда "изъяты" представителями ОО флота, как и чем подтверждается эта информация?
 
RU Dem_anywhere #11.04.2006 12:00
+
-
edit
 

Dem_anywhere

аксакал
★☆
Только надо отделять явную чушь от возможной истины.
1) Крейсер был списан "независимо от", в связи с моральным устареванием крейсеров как типа.
2) Дезактивация не проводилась и не требовалась. (если бы был выброс такой мощности, что потребовалась дезактивация - испытания за землетрясение выдать бы не удалось)
3) Экипажа на корабле в момент испытаний не было - иначе бы он весь попал в больницы с переломами ног как минимум.
 
RU ХейЕрдал #11.04.2006 15:24
+
-
edit
 

ХейЕрдал

втянувшийся

По достоверным воспоминаниям ныне покойного ветерана Севморзавода Тимофеева, перед списанием крейсер подвергся осмотру в Северном доке Севастополя. При этом было выявлено "обширное повреждение подводной части корпуса корабля в виде перебитого киля и деформаций подводной обшивки и килевых конструкций, невидимых на воде"э Весьма интересное и
многозначительное описание, свидетельствующее о том, что корпус "Адмирала Нахимова" подвергся мощнейшему динамическому удару, полностью деформировавшему подводную часть корабля, да так, что о восстановлении корпуса не могло быть и речи. Но какая сила смогла так деформировать корпус бронированного крейсера длиной более 200 метров? Только подводный ядерный взрыв и только в районе феодосийского ракетно-артиллерийского полигона.
 



Последствия ядерного взрыва скрыть было невозможно (радиоактивность воды и грунта, массовая гибель фауны, выброс в атмосферу громадного количества сероводорода и т.д.). Страны НАТО в то время проводили очень тщательный мониторинг Черного моря.

Повреждения же, если таковые действительно были, могли быть получены более прозаическим путем. Например, при посадке на камни при буксировке с полигона.

Или испытаниями подводного оружия. Указанные повреждения весьма характерны для поражения корабля донной миной или торпедой с неконтактным взрывателем (взрыв 300 кг ВВ на расстоянии 6-8 м от днища корабля). Торпеды и мины и на Феодоссийском полигоне и на Черном море испытывались в то время очень активно. Возможно это было даже не испытание боевой мины или торпеды, а подрыв БЧ, подвешенного в 6-8 м от днища.

Возможно, для проверки корабля на устойчивость к подводному взрыву (в том числе ядерному), величина заряда была больше. Этим можно объяснить и засекреченность испытаний.
 
+
-
edit
 

arnold

втянувшийся

Только надо отделять явную чушь от возможной истины.
1) Крейсер был списан "независимо от", в связи с моральным устареванием крейсеров как типа.
 

как раз таки нет -в те года кроме "Нахимова" "списали" в подарок Индонезии только "Орджоникидзе". остальные 12 крейсеров прослужили до конца 80-х начала 90-х годов, несмотря на конечно, то что они уже являлись вчерашним днем в судостроении, всё таки у руководства хватило благоразумия не списывать их в связи с "моральным устареванием".
 
UA ДОКТОР #11.04.2006 17:03
+
-
edit
 

ДОКТОР

аксакал
★★★
Прочитайте небезинтересный отрывок из большого письма капитан 1 ранга в отставке
(ФИО не упоминаю по его просьбе)
Прикреплённые файлы:
 
 
UA ДОКТОР #11.04.2006 17:04
+
-
edit
 

ДОКТОР

аксакал
★★★
и продолжение письма
Прикреплённые файлы:
 
 
+
-
edit
 

БН181

старожил
★☆
К вопросу о "моральном устаревании":
Как известно, "Адмирал Нахимов" в 1955 году был выделен для проведения модернизации по проекту 67ЭП. Модернизация была проведена весьма оперативно и уже в октябре 1955 года корабль приступил к отработке экспериментальных пусков КСС УРО "Стрела". После завершения испытаний ракетного комплекса корабль планировалось подвергнуть переоборудованию по проекту 67СИ. Однако осенью 1956 года все работы по этому проекту были прекращены. Планом военного судостроения на 1958 год (утвержден в декабре 1957 г.) было предусмотрено переоборудование 8 крейсеров пр.68бис, из числа находящихся в составе флота, по проекту 71. Головным - определен "Нахимов". Но, в декабре 1958 года утверждается план на период до 1965 г., в котором перевооружение "Нахимова" уже не было прописано, и все дальнейшие работы по пр.71 на нем были прекращены. В 1959 году предпринята еще одна попытка перевооружить крейсер по проекту 1131. Но в 1960 году все работы по этому проекту также прекращены. Все это время корабль находился на заводе №444 в Николаеве в состоянии демонтажа оборудования по пр.67ЭП и производства подготовительных мероприятий к перевооружению по пр.71.
В 1959 году было принято решение о сдаче на слом всех недостроенных крейсеров пр.68бис-ЗИФ. Первоначально "Нахимову" была уготована та же участь, но ее исполнение задержала упомянутая выше идея о переоборудовании крейсера по пр.1131. После того, как эта идея благополучно умерла", командованием ВМФ была сделана попытка сохранить крейсер, вернув ему первоначальный вид 68бис. Однако, когда подсчитали - "прослезились": оказалось, что для этого требуются весьма значительные затраты, которые не были предусмотрены никакими ближайшими планами и которые просто неоткуда было "взять". К этому моменту крейсер уже был переведен в Севастополь, где использовался как корабль - ЗИП агрегатной замены.
Так что, причина столь раннего списания "Нахимова" не имеет, на мой взгляд, отношения к "моральному" устареванию данного типа крейсеров, а скорее - к "изнасилованному" состоянию его конкретного представителя.
 
Это сообщение редактировалось 11.04.2006 в 17:17
+
-
edit
 

Walera

опытный

Получаем два крейсера в одном сюжете. Уже интересная тема.В перестроечные годы кажется попадалась статейка схожая на начало топика но помнится там писалось что деревянный настил с Нахимова сдирали сразу по приходу с того похода. И там тоже писалось что корабль был только покрашен перед этим.Впрочем не удивляюсь. Где то уже рассказывал как тралец 254 пр. после
ремонта сТаллина перегнали к нам и вместо того чтоб нас пересадить на него а наш ОС долбануть на полигоне сделали наоборот.Видно наука любит чистоту экспериментов.
 
RU вантох #11.04.2006 20:58
+
-
edit
 

вантох

опытный

Так уж все материалы ГБ сперло.
А почему ЭТО фото Нахимова КГБ прозевало?

Естественно что его флаг был сдан в музей – это ведь был первый корабль вооруженный ПКР.
Этож какую бомбищу надо было взорвать мористее Меганома чтобы аж Ялтинский порт который очень далеко и сбоку затопило? И зачем было крейсер еще полгода таскать, даже спасать после испытаний в 61м, сдавать на разделку во Вторчермет, если можно было сразу после якобы декабрьского взрыва обследовать и утопить без проблем, хоть и под видом испытаний ПКР В Феодосийском заливе и у Чауды глюбины около 30(тридцати) метров и в Сентябре полно курортников. Как они атомный взрыв прозевали? Или их всех тоже, того, дезактивировали? Лажа короче.
Это просто в нынешних условиях такие методы не применяются, но вообще они есть.  
UA ДОКТОР #12.04.2006 03:56
+
-
edit
 

ДОКТОР

аксакал
★★★
Вообще-то в конце 50-х район Феодосии -дикое и не полностью разминированное после войны место и толп курортников
так как-раз не было, а район полигона вообще обнесен проволкой и тшательно, по-сталински охраняем. И чем Феодосийский полигон хуже Тоцкого? Неужели в то время еще кто-то думал о людях ;D
Еще один отрывок из отчета по годовой деятельности ЧФ за 1960 год...
Прикреплённые файлы:
 
 
UA ДОКТОР #12.04.2006 04:24
+
-
edit
 

ДОКТОР

аксакал
★★★
...еще одна интересная цитата из сборника АСС КЧФ " 75 лет в боевом строю":

- в ходе опытной эксплуатации "Поиска-2" ( глубоководный аппарат) был сделан ряд научных открытий, еще требующих будущего осмысления. Например, на глубинах свыше 1700 метров
обнаружены гидрологические линзы или абсолютная прозрачность воды. В районе Феодосийского залива на изучаемых глубинах зафиксирована радиация на порядок выше, чем считалось ранее...

Кстати, почему-то в Феодосии около 30 последних лет повышенная онкозаболеваемость, а когда со стороны моря дует ветер - отмечается бурный рост коричневых водорослей и их вагонами вывозят с пляжей... Это из материалов съезда экологов в Симферополе... ??? ??? ???
 
RU вантох #12.04.2006 09:07
+
-
edit
 

вантох

опытный

...еще одна интересная цитата из сборника АСС КЧФ " 75 лет в боевом строю":

- в ходе опытной эксплуатации "Поиска-2" ( глубоководный аппарат) был сделан ряд научных открытий, еще требующих будущего осмысления. Например, на глубинах свыше 1700 метров
обнаружены гидрологические линзы или абсолютная прозрачность воды. В районе Феодосийского залива на изучаемых глубинах зафиксирована радиация на порядок выше, чем считалось ранее...

Кстати, почему-то в Феодосии около 30 последних лет повышенная онкозаболеваемость, а когда со стороны моря дует ветер - отмечается бурный рост коричневых водорослей и их вагонами вывозят с пляжей... Это из материалов съезда экологов в Симферополе... ??? ??? ???
 

Какие вагоны водорослей? Сколько лет там отдыхал и ничего. А в Феодосии всегда было много людей Это такой город ведь. Атомные грибы видны и слышны очень издалека ;).
Это просто в нынешних условиях такие методы не применяются, но вообще они есть.  
+
-
edit
 

john5r

аксакал
★★☆
Кстати, почему-то в Феодосии около 30 последних лет повышенная онкозаболеваемость, а когда со стороны моря дует ветер - отмечается бурный рост коричневых водорослей и их вагонами вывозят с пляжей... Это из материалов съезда экологов в Симферополе... ??? ??? ???
 


Рост водорослей (и коричневых, и сине-зеленых) - это проблема Черного моря в целом, а не только района Феодосии. Ядерные испытания тут ни при чем, просто морю уж больно не повезло с водным балансом- в него втекает куча отстоя с огромного бассейна и там и остается, уровень кислорода в воде падает и растет всякая дрянь, рыба дохнет.

При чем тут ядерные взрывы?

P.S. интересно, на Новой Земле тоже проблемы с коричневыми водорослями?
I don't hit women! I would never hit a woman, Chloe! I'd hit a woman who was trying to hit me with a bottle. That's different. That's self-defense, isn't it? Or a woman who could do karate. I'd never hit a woman generally, Chloe. Don't think that. (с) In Bruges  
RU Dem_anywhere #13.04.2006 13:59
+
-
edit
 

Dem_anywhere

аксакал
★☆
[quote|ХейЕрдал:]Возможно, для проверки корабля на устойчивость к подводному взрыву (в том числе ядерному), величина заряда была больше. Этим можно объяснить и засекреченность испытаний.[/QUOTE] Ну собственно да - взрыв может быть и неядерный - рвануть несколько десятков тонн под днищем...
Да и ядерный может быть маломощным - тогда его хрен засечёшь по последствиям...
 
RU вантох #13.04.2006 14:35
+
-
edit
 

вантох

опытный

А разве были в конце 50х маломощные ядерные заряды? Учения по дезактивации корабля вполне могли проводить, а чтобы слухов не было взяли подписку. И у ПКР тогдашних вроде был именно погружающийся заряд, так что под днищем и рвануло.
Это просто в нынешних условиях такие методы не применяются, но вообще они есть.  
+
-
edit
 

Walera

опытный

А может и "грязную" рванули. Как раз на Ладоге в те же годы испытания по ним проводили. Интересно там было как пишут-сначала взрывчик а затем братки на шлюпках веслами шлепают что б с разной глубины пробы взять.
 
RU ХейЕрдал #13.04.2006 16:27
+
-
edit
 

ХейЕрдал

втянувшийся

И у ПКР тогдашних вроде был именно погружающийся заряд, так что под днищем и рвануло.
 


Причем, у одной единственной в мире ПКР - КСЩ - и именно этой ракетой стреляли по крейсеру!

ПКР имела 700 кг ВВ (не чета нынешним ПКР). И хотя по ТТХ отделяемая БЧ должна была приводняться в 10-15 м от борта цели (т.е. взрываться у борта, а не под днищем), при испытаниях одна БЧ могла залететь под днище крейсера и там рвануть со всеми вытекающими последствиями. А подводный взрыв 700 кг - это много даже для крейсера.
 
+
-
edit
 

arnold

втянувшийся

Когда Прозорливый стрелял ракетой КСЩ она пробила борт крейсера насквозь и тяжелых подводных повреждений он не имел, равзе что только край пробоины немного уходил под воду, но это никак не вызвало гидродинамических повреждений днища и уж тем более перебитие киля. Вот выдержка тех времен:
"Ракета попала в среднюю часть крейсера в надводную часть борта и проделала отверстие в виде восьмерки площадью около 15 кв.м. Боевая часть ракеты пробила крейсер насквозь и сделала круглое отверстие площадью около 8 кв.м. в противоположном борту корабля. Нижний край отверстия оказался на 40 см ниже ватерлинии"
 

pokos

аксакал

А где сработала БЧ? Или не взорвалась вообще?
"В виде восьмёрки" - она типо, плашмя хряпнулась о борт?
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru