Российскую армию добьёт нефть

 
+
-
edit
 

Anleon

опытный

Агентство Интерфакс-АВН сообщило на днях со ссылкой на комитет Госдумы по бюджету и налогам о том, что «план боевой подготовки российских Вооруженных Сил не выполняется полностью прежде всего из-за неконтролируемого роста цен на горючее…» «При анализе исполнения бюджета 2004 года установлено, что нормативы по проведению дивизионных и полковых учений Сухопутных войск, наплаванности кораблей ВМФ и налета летного состава ВВС не были выполнены во многом из-за неконтролируемого роста стоимости горючего», – сказал один из собеседников агентства. Он сообщил, что в 2004 году автомобильный бензин подорожал на 31 процент, авиационный керосин – на 22, дизельное топливо – на 30, в то время как рост инфляции первоначально закладывался на уровне 11 процентов.
Отметим, что эти показатели относятся к 2004 году. Сегодня на дворе – 2006 год. Но в целом ситуация с ГСМ остается весьма сложной. Приведем цитату из недавнего интервью командующего войсками Командования специального назначения генерал-полковника Юрия Соловьева корреспонденту нашей газеты накануне Дня Войск ПВО: «К сожалению, обеспечение горюче-смазочными материалами с конца 1990-х осталось на прежнем уровне – ежегодно получаем всего лишь четверть от самой минимальной потребности. При этом количество решаемых задач, как вы видите, возрастает в разы… Плюс к этому наша фронтовая и армейская авиация обеспечивает проведение батальонных, полковых и дивизионных учений Сухопутных войск. А лимиты все те же – не больше четверти… ».
В других объединениях положение аналогичное. Неудивительно поэтому, что, несмотря на некоторые позитивные тенденции в целом по Вооруженным Силам в плане обеспечения войск и флотов ГСМ, трудностей в организации боевой подготовки немало. Налет большинства военных летчиков остается значительно ниже допустимой нормы. По данным члена Комитета Госдумы по обороне Николая Безбородова, нехватка финансовых средств уже привела к тому, что в 2005 году средний налет военных летчиков составил 33 часа в год (для сравнения: натовский минимум – 180 часов в год; согласно международным требованиям безопасности полетов минимально допустимым считается налет 60 часов в год).
Конечно, в армии не сидят сложа руки. Внедряются электронные тренажеры, принимаются меры по более рациональному использованию имеющихся ресурсов топлива (см. материал на 2-й странице). Но это лишь отчасти решает проблему восстановления полноценной боевой подготовки.
Сложившаяся ситуация приводит к тому, что гражданские авиакомпании стараются избегать приема на работу на должности летного персонала уволившихся в запас военных летчиков. Как признал в приватной беседе с журналистами один из капитанов российского авиатранспорта, целесообразнее готовить с нуля молодых пилотов, чем брать на работу бывших офицеров, которые из-за незначительного налета утратили навыки пилотирования современных реактивных самолетов.
Казалось бы, в нефтяной державе, где именитые макроэкономисты не знают, что делать с колоссальным притоком долларов в доходную часть бюджета, можно было изыскать так необходимые для поддержания реальной боеспособности войск средства. Тем более что закупка дополнительного топлива вряд ли повлияет на инфляцию, роста которой так боятся в экономическом блоке правительства. Но, увы, проблема снабжения силовых структур горюче-смазочными материалами остается в той же степени разрешения. Отговорка финансистов известна: ГСМ все дорожают, средств не хватает…
Между тем долгосрочные перспективы в этой сфере складываются еще более безрадостными, если принять во внимание тревожные тенденции на внутреннем рынке нефтепродуктов, обещающие их дефицит в скором будущем. В начале апреля вопрос состояния и перспектив развития внутреннего рынка углеводородного сырья и продуктов его переработки обсуждался на заседании правительственной комиссии. Для большинства его участников сегодня очевидно, что в условиях нынешней модели экономики наиболее эффективными могут быть не столько административные, сколько экономические меры.
Об этом откровенно говорил, например, на заседании правительственной комиссии президент нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов. По его словам, действующее налоговое законодательство сдерживает реализацию инвестиционных проектов в нефтепереработке. Существующее налогообложение обесценивает усилия по модернизации нефтеперерабатывающих заводов. Изменение ставки налога на добычу полезных ископаемых и экспортной пошлины на нефтепродукты позволило снизить внутренние цены на 15—20 процентов. Кроме того, целесообразно, по мнению руководителя «ЛУКОЙЛа», ввести льготное налогообложение прибыли, направляемой на реконструкцию нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств.
Нельзя не согласиться и с мнением Вагита Алекперова о том, что административное регулирование внутренних цен может быть эффективно лишь на коротком промежутке времени. Он напомнил, что за последние полтора года «ЛУКОЙЛ» дважды объявлял «мораторий» на повышение розничных цен - в декабре 2004 года и в сентябре 2005 года, но в каждом случае компания отказывалась от него под давлением Федеральной антимонопольной службы. Парадокс ситуации в том, что если бы компания заморозила оптовые цены, то была бы обвинена налоговой инспекцией в торговле по ценам ниже рыночных!
Как отметил В. Алекперов, в структуре цены нефтепродуктов, реализуемых на внутреннем рынке, налоговая составляющая достигает 59 процентов. Большинство затрат сформировано налоговой и тарифной политикой государства. Затраты, в свою очередь, увеличиваются под воздействием опережающего роста цен на потребляемые нефтяными компаниями ресурсы. Начиная с 2000 года цены на металлопродукцию, а также тарифы на электроэнергию, железнодорожный и трубопроводный транспорт выросли в три-четыре раза.
В этот четверг глава «ЛУКОЙЛа», выступая в Ханты-Мансийске, вновь поднял тему цен на топливо. Он отметил, что цена на бензин имеет много составляющих, но нельзя привязывать российский бензиновый рынок к внешнему. Внутренний бензиновый рынок должен быть отделен от экспортной составляющей.
Казалось бы, все – и производители нефтепродуктов, и правительственные структуры, и законодатели - понимают необходимость выработки оптимальной модели внутреннего рынка нефтепродуктов, который не должен быть привязан в богатой нефтью стране к нестабильному мировому рынку. От этого выиграли бы и сельское хозяйство, и население, и силовые структуры. Но пока все остается по-старому: нефтяники и аналитики предупреждают, потребители ГСМ возмущаются, чиновники совещаются…




 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru