Ю. И. Александров Ю. В. Апальков Боевые корабли мира на рубеже XX-XXI веков
Часть II. Том I. Авианосцы и Крейсера 2005
...
Тип Nimitz (Атомные АВ) (статья)
Первые и пока единственные серийные атомные АБ в мире. Nimitz был заказан в рамках программы 1967 финансового года, Dwight D. Eisenhower - в рамках программы 1970 финансового года, Carl Vinson - в рамках программы 1974 финансового года. Предполагается, что корабли будут находиться в строю, по крайней мере, до 2025 г., 2027 г. и 2032 г. соответственно.
Корпус корабля на всем протяжении имеет двойное дно. Он разделен 23 главными водонепроницаемыми переборками, доходящими до ангарной палубы, на 24 отсека. На АВ имеется семь палуб и две платформы. Переборки, палубы и платформы делят корпус более чем на 2000 отсеков, значительная часть которых является водонепроницаемыми.
Под полетной палубой располагается непрерывная по всей длине корабля галерейная палуба, обеспечивающая подкрепление полетной палубы и ее участков, выступающих за борта корпуса. Эти палубы образуют прочное перекрытие ангара и служат для его защиты. В носовой части (до ангара) располагаются вторая и первая промежуточные, ангарная (главная), затем вторая, третья и четвертая палубы, палуба трюма (второе дно), простирающаяся по всей длине корабля. Платформы размещены в носовой части авианосца.
На галерейной палубе находятся комплекс командирских и флагманских помещений, БИП, жилые помещения экипажа, посты управления авиационно-техническими средствами. Две промежуточные палубы служат для размещения механизмов катапульт, мастерских и кладовых, жилых помещений личного состава. На главной (второй сверху) палубе размещается ангар. По высоте ангар занимает три межпалубных пространства и в свету его высота достигает 7,8 м. Из 90 летательных аппаратов, базирующихся на АВ, в ангаре размещается не более половины. В целях повышения противопожарной безопасности он делится опускаемыми огнестойкими шторами на три автономных отсека. Шторы хранятся под подволоком в свернутом состоянии. Помимо этого, в ангаре находятся спинклерная и пенная противопожарные системы. На второй и третьей палубах расположены механизмы самолетоподъемников, медицинский блок, каюты и кубрики экипажа, которые в боевых условиях используются для сборки авиационных боеприпасов. Платформы отведены под кладовые авиационного имущества, рефрижераторные установки и другие служебные помещения.
Вспомогательные механизмы, пост энергетики и живучести, кладовые запасных частей и сухой провизии находятся на четвертой палубе. Трюмная палуба служит для размещения реакторов, ППУ, ГТЗА, погребов боезапаса и цистерн авиационного топлива. В отличие от авианосцев типов Kitty Hawk и Enterprise, авиационное топливо вновь (как и на АВ Midway) разместили в цистернах, окруженных коффердамами, которые заполнены инертным газом. Топливо, по мере расходования, замещается забортной водой. С целью повышения живучести корабля, цистерны авиационного топлива разделены на носовую и кормовую группы.
Островная надстройка состоит из семи ярусов, на которых находятся флагманский командный пункт, ходовая, оперативная и штурманская рубки, посты управления полетами, радиосвязи, РЛС, центр технического обслуживания самолетов и вертолетов, походные каюты флагмана и командира. На Carl Vinson изменены два верхних яруса надстройки и установлена новая интегрированная мачта-антенна.
ГЭУ эшелонирована. Она размещена в четырех водонепроницаемых отсеках. Носовой отсек каждого эшелона отведен под ЯР и ППУ, а кормовой - под ГТЗА, вспомогательные механизмы и пост управления. Ресурс активной зоны первых трех кораблей данного типа составляет 13 лет. Агрегатная мощность каждого из четырех ГТЗА позволяет АВ развивать ход свыше 30 уз. Nimitz во время проведения испытаний развил ход 31,5 уз.
АВ несет на 90% больше авиационного топлива и на 50% больше авиационного боезапаса, чем АВ типа Forrestall. Масса принимаемого на борт авиационного боезапаса составляет 1954 т. В его состав могут входить до 100 ядерных зарядов. Запасы авиационного топлива позволяют авианосцу обеспечивать полеты авиагруппы в течение 16 суток. Общий объем складских помещений авиационных запасов составляет 15 134 м3, а вес различных грузов - около 15000 т. Паровые катапульты типа С-13 mod 11 длиной 94,5 м разгоняют самолет весом 43 т до 300 км/час. Темп выпуска самолетов может составлять шесть машин в минуту. В 1997 г., например, на Nimitz чтобы обеспечить темп для F/A-18C «Hornet» 200 самолетовылетов в сутки вместо обычных 125-140, на борт приняли дополнительно 20 пилотов и 100 человек обслуживающего персонала. Мореходность корабля по использованию авиации достигает восьми баллов, что позволяет поднимать в воздух авиацию даже в северных частях Тихого и Атлантического океанов, в течение 90% времени года. Как уже говорилось, ангар (209 x 33,6 x 8,08 м) может вместить не больше половины авиагруппы, а остальные машины находятся на верхней палубе, где имеются специальные раскрепления. Длина угловой части полетной палубы составляет 237,7 м, а максимальная ширина полетной палубы - 77,2 м.
Корабли строились блочно - позиционным методом, что позволило существенно сократить сроки их пребывания в доке и увеличивать степень готовности в момент спуска на воду. Начиная с 1996 г. корабли типа Nimitz проходят капитальный ремонт и модернизацию. В ходе нее совершенствуется РТВ (в частности, корабли оснащаются БИУС ACDS Block I Level 2, созданной на базе системы «Aegis»), ПУ Mk 25 ЗРК «Sea Sparrow» заменяются ПУ Mk 29, а АУ Mk-15 Block 0 ЗАК «Vulcan-Phalanx» - на АУ Mk-15 Block 1. Первым подобную модернизацию в период с июня 1996 г. по 2000 г. прошел Dwight D. Eisenhower. С 1998 по 2002 г. проводились работы на авианосце Nimitz.
Nimitz и Carl Vinson входят в состав Тихоокеанского флота, a Dwight D. Eisenhower - в состав Атлантического флота и периодически несет службу в Средиземном море. В 1991 г. корабль принимал участие в операции «Щит пустыни», а в сентябре 1994 г. - в операции по поддержанию порядка на о. Гаити. В ходе последней операции доставил к берегам острова 50 армейских вертолетов и части морской пехоты.