Весьма, ИМХО, любопытная статья из "Популярной механики":
http://www.popularmechanics.ru/part/?articleid=349&rubricid=7
(сюда вставил только куски, касающиеся флота)
В частности, кое-что говорится о выборе Штатами целей для флота, и обусловленном уже этими целями выборе перспективных кораблей.
DD(X) Destroyer (эсминец)
Назначение: малозаметный боевой корабль водоизмещением 14 000 тонн.
Ключевая особенность: малозаметный для радаров противника корпус, дальнобойные пушки со спутниковым наведением.
Стоимость: $34 млрд. (на протяжении 17 лет).
Ввод в строй: 2013 год.
Антитеррористические операции: высадка «морских котиков», подавление мятежников с расстояния до 180 км от берега.
Большая война: прикрытие для морской пехоты, штурмующей побережье.
Littoral Combat Ship
Назначение: быстрый и гибкий боевой корабль для действий на мелководье.
Ключевая особенность: быстросборные модули для подводной диверсионной деятельности, очистки акватории от мин и боя на море.
Стоимость: $22 млрд. (на протяжении 12 лет).
Ввод в строй: 2007 год.
Антитеррористические операции: преследование партизан, действующих на море в береговой зоне.
Большая война: охота на китайские дизель-электрические подводные лодки.
Удар будет нанесен без промедления и станет роковым. DD(X), эсминец американского флота, способен меньше чем за минуту выпустить 20 артснарядов. На подлете к земле на скорости 1330 км/ч эти снаряды со спутниковым наведением изменят свои траектории, и все стокилограммовые фугасы в один и тот же момент грохнутся на землю, превратив все вокруг в мусор и пыль. Если эта огневая мощь покажется недостаточной, эсминец имеет в запасе еще 580 боеприпасов, а также 80 ракет «Томагавк». После завершения удара корабль просто исчезнет. На экранах радаров корпус малозаметного эсминца DD(X) — корабля водоизмещением 14 000 т — будет выглядеть всего лишь как один из рыбацких ботиков, забросивших в море свои сети.
Главная военная цель США уже определена. «Наша страна втянута в глобальную войну с террором, который угрожает безопасности каждого американца», — заявил Джордж Буш. Бороться за победу придется не одно десятилетие. Пентагон присвоил этой кампании имя — «Долгая война». Из этого можно было бы сделать вывод, что 70-миллиардный годовой бюджет Пентагона, который должен расходоваться на разработку новых систем вооружения, будет целевым порядком направлен на победу в войне с террористами. Однако если вглядеться в тот арсенал, который создается сейчас Пентагоном, в голову приходят совсем другие выводы. Возьмем хотя бы эсминец DD(X). Если послушать критиков, то использование его в борьбе с террористами будет напоминать попытку давить муравьев 18-колесным тягачом.
Все это военное снаряжение безумно дорого — так, эсминцы DD(X) при серии в 7 штук обойдутся по $4,7 млрд. за каждый. Из этого следует, что программа «долгая война» и программа противостояния Китаю должны базироваться на одном и том же вооружении. Критики такой линии говорят, что распыление сил не позволит стране эффективно действовать в «долгой войне».
Владычица морей
Создавая любой элемент военного снаряжения, вы включаетесь в азартную игру — пытаетесь предугадать, какой будет война в весьма отдаленном будущем. Военные кораблестроители принимают на свою совесть тяжелое бремя — ведь им нужно вглядываться в самые отдаленные перспективы. Только одна разработка конструкции для корабля класса линкора может потребовать десять лет, а будучи спущены на воду, такие корабли должны плавать по полвека. Главная функция военно-морского флота — борьба за господство над голубыми водами бескрайнего открытого океана — исчезла вместе с исчезновением СССР. Сегодня американские корабли готовятся к войне на литорали, в прибрежных водах. Нет согласия только в одном — чьи это будут прибрежные воды? И что им там делать? Может быть, громить партизанские гавани, выполняя отдельные этапы кампании по борьбе с террором. А может, это будут серьезные боевые действия у берегов Китая или Ирана. Для капитана Джеймса Сайринга, руководящего разработкой проекта DD(X), цель состоит в том, чтобы построить многофункциональный эсминец, способный выполнять на море почти любые операции. Двухдиапазонная радарная система эсминца будет в 15 раз эффективнее, чем нынешние, а электродвигатели помогут двигаться достаточно тихо, оставаясь незамеченным для подводного флота противника.
Контр-адмирал Чарльз Хамильтон, начальник Сайринга, указывает на почти незаметную консоль, торчащую на срезе кормы эсминца. Эта консоль с небольшим слипом сделана для того, чтобы «морским котикам» было удобно соскальзывать в воду. Далее они должны незаметно пробираться на территорию противника и корректировать прецизионные огневые удары из главного калибра эсминца. Точность стрельбы пушек такова, что корректировщики, заняв один из домов на территории противника, могут вызывать огонь на соседние дома, а после залпа менять укрытие. «Мы обдумывали сценарий, по которому развивались события в Могадишо, — говорит Сайринг, — DD(X) рассчитывается на то, чтобы в подобной ситуации вокруг 'наших' можно было создать непроницаемое кольцо огня».
Однако консультант при Пентагоне Томас Барнет рассматривает этот эсминец как пережиток эпохи «холодной войны». «Зачем, — спрашивает он, — впихивать все возможности в один огромный дорогостоящий проект? 'Морских котиков' можно сбрасывать с кораблей втрое меньшего размера и в 500 раз более дешевых».
Сегодня террористов можно считать серьезной угрозой. Но через 15 лет, а такой срок потребуется для разработки и строительства эсминца, «долгая война» может уже и закончиться. «Если мы все свое внимание направим на GWOT, — Хамильтон использует принятую у военных аббревиатуру для обозначения «глобальной войны с террористами», — наш быстро развивающийся сосед тем временем может вырастить свои националистические амбиции». В уже упомянутом стратегическом отчете говорится, что Китай располагает «огромным потенциалом для военного противостояния Соединенным Штатам». В инструктивной документации для военно-морского флота указывается, как далеко может забраться DD(X) в Желтое море — прямо до прибрежного мелководья на восточном побережье Китая.
Модульная модель
Стоит выйти из конференц-зала Сайринга с его материалами по эсминцу DD(X) и пересечь коридор — перед вами откроется другой взгляд на мир. Капитан Дон Бэбкок управляет разработкой целого семейства новых морских судов LCS («литоральные боевые корабли»). На них нет гигантских суперпушек геополитического масштаба, но для реальной борьбы с террористами они наверняка окажутся кстати.
Их скорость (80 км/ч) примерно на 50% выше, чем у DD(X), они хорошо замаскированы, специальные ворота на уровне ватерлинии делают сброс за борт диверсантов типа «морских котиков» легкой и безопасной работой. И наконец, каждый из них со всей начинкой стоит по $400 млн., что в десять раз дешевле, чем новый эсминец. Военно-морской флот может наклепать десятки подобных суденышек и пустить их по всем уголкам океана. Это будет быстрый и оперативный ответ на столь же мобильную угрозу. В течение примерно десятилетия военные хотят получить 55 таких 3000-тонных кораблей — это составит около 1/6 от всей численности ВМФ.
В отличие от DD(X), LCS не собираются нацеливать на тысячи различных операций. Каждый корабль будет заниматься конкретным делом — охотой за подводными лодками, снятием минных заграждений или боями с одиночными противниками. Каждый LCS изначально вступает в строй с командой в 40 человек и базовым комплектом вооружения, включающим 57-мм пушку и систему перехвата ракет. Затем судно доукомплектовывается под конкретную задачу. Для этого используются «целевые модули» — стандартные 12-метровые грузовые контейнеры. В них и сонары для охоты на подводные лодки, и беспилотные вертолеты для боевых действий на поверхности океана, и роботы для обезвреживания мин. Если эсминец DD(X) можно сравнить со швейцарским армейским перочинным ножичком с множеством различных лезвий (правда, весом — 14 000 т), то для LCS больше подходит сравнение с электродрелью, на которой можно закрепить множество различных насадок. Как говорит Бабкок, «пришло время радикально изменить курс».
Те, кто принимает решения наверху, тоже согласны с назревшими переменами. Правда, очертания базовой модели LCS остаются пока расплывчатыми: до сих пор не решено, что лучше — мускулистый скоростной катер или 125-метровый тримаран.
В любом случае никто уже и не думает отказываться от самой идеи корабля будущего, который можно перестроить по ходу возникновения новых задач. Если банды террористов начнут активнее осваивать морские просторы, такой корабль получит больше пушек и, скажем, помещение для пленных. Если реальной станет угроза со стороны китайских дизель-электрических подлодок, тогда LCS будут быстро переоборудованы для ведения войны в глубинах океана.