Главные силы японцев как раз-таки шли на Мидуэй, чтоб привлечь основные силы американцев (авианосцы, главным образом) к себе.
Соединение Нагумо решало главную задачу - нейтрализация базы на Мидуэе с последующим захватом атолла.
Второй задачей было уничтожение американского флота в случае если он попытается
противодействовать захвату , для чего планировалось принудить американцев к генеральному сражению.
Решатся американцы бросить в бой за Мидуэй авианосцы ( считалось что противник располагает только "Энтэрпрайзом" , "Хорнетом" и возможно "Саратогой" - "Йорктаун" считался погибшим) или нет - японцы точно не знали.
Зато точно знали что на Мидуэй может быть переброшено большое количество самолетов и
проведены другие мероприятия по укреплению обороны.
Важно было достигнуть внезапности и попытатся убедить американцев что главная цель - Алеуты. Это увеличило бы шансы на успешное выполнение 1й части плана - захвата атолла и создание на нем собственной базы.
Проведение отвлекающей операции на Алеутах преследовало цель в 1ю очередь скрыть
цель первой фазы операции - захват атолла и по возможности запасов топлива на нем.
Силы для удара по Мидуэю считались достаточными даже для генерального сражения -
японцы повидимому находились в состоянии эйфории от первых побед.
А приближение главных сил к Мидуэю не заставило бы их раскрыться?
Конечно. Но цена за "раскрытие" могла быть слишком высокой.
Захват атолла и особенно запасов топлива и инфраструктуры базы можно было достигнуть только достигнув внезапности.
Поэтому "провоцировать" американцев раньше времени на главном направлении нестоило.
Наоборот - сначала целесообразно быстро захватить Мидуэй (желательно с минимальным ущербом для инфраструктуры базы) , организовать на атолле базирование собственной авиации и других сил , а только затем искать генерального сражения с американским флотом и угражать Гавайам.
В этих условиях отвлекающая операция на Алеутах имела смысл даже если бы кончилась полным провалом и разгромом участвовавшего в ней соединения - возможно это была типичная для японцев "приманка" в крупном масштабе.
И зачем надо было там высаживаться?
Предполагалось что операция на Мидуэе пройдет успешно - почему бы заодно и Алеуты не захватить ?

Кроме того :
- Это лишний довод для американцев бросить крупные силы против алеутской группировки.
- В случае успеха японцы получали еще один "бастион" для своего "оборонительного периметра".
- Сами острова несмотря на отвратительные природно-климатические условия представляли
ценность как сырьевая база (морепродукты , в перспективе - нефть о месторождениях которой было уже известно) и возможный пладсдарм для вторжения на Аляску , чего американцы панически боялись.
Страх перед японцами в тот период был так велик что США на полном серьезе готовились защищать Панамский канал и организовывали ПВО побережья западных штатов.
Высадку "безбашенных" японцев ожидали чуть ли не на калифорнийских пляжах !
Конечно страхи были преувеличены - Япония не имела сил для этого , но и США были не готовы к обороне в случае если бы такое все же случилось.
Надеялись, что американцы во что бы то ни стало пошлют флот выбить их оттуда?А американцы же их просто изолировали, выждали время и захватили без особых проблем.
Затратив на это совершенно несоответствующие результату усилия.
Достаточно вспомнить как укрепляли и оборудовали остальные острова гряды - как будто
готовились воевать против миллионной армии.
Хотели скрыть главную цель или выдать за неё Алеуты?
Конечно хотели. Это было крайне желателльно.
Японцы хотели встретить главные (особенно авианосцы) силы именно у Мидуэя, но встретить их неготовыми, а наспех созванными со всех концов океана и наспех сведенными в группы, с неподготовленным планом действий и.т.д., которые бы американцы за недостатком времени из-за впезапности японской атаки (даже 2 атак) спешно готовили к бою.
Это несомненно так. Нужно добавить только что начать генеральное сражения японцы предпочли бы
после захвата Мидуэя и оборудования на нем базы.
Вот для этого то в 1ю очередь и нужна была внезапность.
Это вряд ли спокойно.
Японцы были чрезвычайно уверены в собственных силах и недооценивали противника.
Эффектная демонстрация мощи их морской авиации в сражениях начала войны (в 1ю очередь разгром британского Восточно-Азиатского флота) вскуржили японцам голову.
Думаю что японские адмиралы искренне считали (и главное всерьез расчитывали в своих планах) что их летчики способны уверенно сокрушить примерно равного по численности или более слабого врага и в небе и на море.
В бою авианосцев тогда побеждал тот, кто атаковал первым.
В тот период войны было именно так.
Ситуация изменилась пожалуй только начиная с сражения за Марианские острова когда
американцы за счет многочисленной и современной палубной авиации , мощнейшей корабельной ПВО и отличного организованного радиолокационного наведения и взаимодействия сумели отразить все удары , причем не просто отразить , а почти полностью их предотвратить.
До этого момента ничьи авианосцы ударов авиации не выдерживали.
Как исключение можно вспомнить только "несерьезные" атаки типа высотных бомбежек итальянцев с горизонтального полета на Средиземном море.
На том же Средиземноморье , как только за дело взялись германские пикировщики - англичане понесли тяжелые потери и вынуждены были убрать авианосцы из зоны действия ударной авиации.
Авиагруппа двух американских авианосцев была вполне способна за один нормальный налёт (это когда самолёты находят цель, не возвращаются из-за поломок или непогоды и.т.д.) уничтожить или вывести из строя все 4 корабля, в общем сделать так, что ответный удар, если он ещё не был в воздухе, потерял бы силу.
Несомненно. Но японцы не без оснований надеялись на свое превосходство.
Вряд ли наращивание численности авиагруппы за их счёт навредило бы делу.
Если бы японцы знали как обернется дело , то думаю бросили бы в бой не только легкие авианосцы , но и дождались бы окончания ремонта "Секаку" и "Дзуйкаку".
Тогда же им казалось что сил вполне достаточно и нет нужды тащить с собой весь флот - это не так просто.
Кроме того, они, находясь в составе главного авианосного соединения, действительно могли отвлечь силы атакующей авиации от больших авианосцев.
Да , я и говорю про это.
Традиционная "приманка" в японском стиле - начиная с Кораллового моря ("Сехо") , заканчивая сражением у мыса Энгано (все оставшиеся к тому времени авианосцы включая ветерана "Дзуйкаку") комуто доставалась незавидная роль
"жертвы".
Вот только к концу войны "жертвы" были чаще всего напрасны - по обьективным (мощь американской ПВО) или субьективным (собственные тактические ошибки) причинам.
Один маленький авианосец в большой группе крейсеров и линкоров - неубедительно.
А группа непонятно откуда взявшихся палубных самолетов над Алеутами - убедительно ?
Особенно в условиях близкой к панике боязни японцев и слабой (как считали японцы) информированности противника о реальном местоположении их авианосцев которые "сёдня здесь - завтра там".
Или по крайней мере достойно внимания и адэкватных конрдействий ?
Не нужно преувеличивать возможности разведки - вспомним мягкоговоря невысокую достоверность разведданных которыми зачастую оперировали флотоводцы....
В Коралловом море при хорошей погоде летчики приняли танкер и эсминец за "авианосец , линкор и несколько других кораблей" - это было если не правило , то вполне обычное дело.
В районе Алеутов с их вечными туманами , штормами и низкой облачностью - тем более.
Пока бы амеры разобрались что к чему и кто к ним в гости (на Алеуты) пожаловал и реагировали на это - было бы поздно.
Ну флот скорее бы не решился, а вот Мидуэй (в случае разгрома или отхода ам. флота) серьёзного обстрела бы не избежал и был бы легко захвачен.
Не совсем понял - кем захвачен ? Японцами ? Да , они тогда имели все шансы на быстрый захват , даже несмотря на потерю внезапности.
Американцы сил для того чтобы быстро отбить гипотетически захваченный Мидуэй не имели , по крайней мере в случае сохранения боеспособности соединения Нагумо.
А разве американцы бы решились? Перспектива - одним махом лишиться тихоокеанского флота на долгое время, а также тихоокеанских баз на отровах и атоллах.
До начала "авианосных битв" еще никому (в т.ч. американцам) было неясно истинное значение авианосцев и их эффективность в морском бою.
Адмиралы всего мира (в т.ч. японские) считали что палубная авиация не способна нанести решительного поражения находящимся в открытом море , маневрирующим и полностью готовым к бою боевым кораблям (в 1ю очередь линкорам) - гибель "Принц оф Уэлс" , "Рипалса" , "Гермеса" , "Дорестшира" , "Корноула" и далее по списку доказала ошибочность этого мнения.
Японцы имели серьезные шансы разгромить американский ТО флот в одном или нескольких больших сражениях используя свое единственное превосходство - в авианосцах и палубных самолетах.
Причем при сражении в океане потери противника (и материальные и в 1ю очередь человеческие) могли бы быть во много раз более серьезными чем в мелководной гавани Перл-Хабора , а удар по моральному духу американцев в случае поражения был бы серьезным фактором.
А так... 2500 убитых ? Вспомним какие потери несли флота при гибели в открытом море только одного корабля...
Парочка уничтоженных линкоров постройки времен 1й мировой ? Толку от них... Еще несколько поврежденных линкоров ? Так востановили их быстро , да и толку от них было немного - от нескольких подлодок стоявших в гавани Перл-Хабора и вообще неатакованых
японцы понесли куда большие потери...
Если вспомнить зенитное вооружение и в целом способность противостоять воздушному противнику американских кораблей начала войны , то можно считать что японцы имели бы очень серьезные шансы на победу в морском бою.
Тогда преимущество японцев было слишком велико, чтоб идти в середину океана и отбивать Мидуэй.
Я говорю о самом начале войны.
До 7 декабря 41го года американский флот был значительно мощнее японского (по крайней мере численно) и имел приимущество по кораблям всех классов кроме авианосцев.
Можно например тут глянуть :
Американский флот до П-Х был СИЛЬНЕЕ японского - по крайней мере численно.
Превосходство японцев в авианосцах и палубных самолетах могло стать решающим фактором в генеральном сражении.
Даже если б японцы не скрывали своих намерений и всячески пытались указать, что именно Филипины станут первой целью, вряд ли американцы решились бы на крупное сражение там.
ИМХО наоборот - угрозу Филипинам они бы игнорировать не могли и вынуждены были бы привлечь главные силы флота для их защиты.
В мирное время на Филипинах постоянно базировался специально сформированый
Азиатский флот.
Послать свой флот биться где-то по ту сторону океана у вражеских берегов против превосходящих сил японского флота с риском потерять его сразу целиком... неееее.
А где же сражатся ? Ждать пока японцы сами к Панамскому каналу подгребут ?

Или сразу в Сан-Диего ?

Насчет "целиком"... можно почастям , но тогда его почастям и перебьют нафик.

Филипины - совсем не "та сторона океана" - это бывшая колония США (фактически оставшиеся таковой и после формального предоставления независимости) с прекрасно оборудоваными базами , важным стратегическим положением и богатыми природными ресурсами.
В добавок Филипины от Японии тоже весьма неблизко. Рядом (относительно) британские и голанские территории и Австралия.
Так что американцы были бы почти "дома".
Кроме того не атакуй японцы П-Х и Филипины , вполне вероятно что США вообще бы
воздержались от вступления в войну.
Сдали бы Филлипины.
Их защищали до последней возможности , уже после Перл-Хабора , Сингапура , разгрома эскадры Сомервилла и прочих неудачь , т.е. когда японцы действительно захватили господство на море.
Не знаю насколько позволяли японцам вести наступление в направлении Мидуэй-Гавайи их запасы топлива (где-то читал, что запасы топлива всего японского ВМФ были меньше, чем имели американцы в ПХ. )
Япония имела гарантированый запас нефти для ведения войны в течении 10-12 месяцев.
При этом сложность захвата нефтеносных районов Голландской Ост-Индии была преувеличена и силы задействованные для этих целей были излишними.
Если бы японцы ударили по Мидуэю в самом начале войны и навязали американцам генеральное сражение в открытом море , то в случае успеха они могли получить больше приимуществ чем после наделавшего много шума , но малополезного удара по старым линкорам в Перл-Хаборе...
Серьёзные бои на море с англо-голладнцами там начались только когда японцы подошли к Яве...
Не такими уж они были и серьезными... По крайней мере ни в какое сравнение с тем что было дальше не шли.
а без захвата Явы нефть не особо подобываешь (воздушные и морские силы англичан и голладцев, там базирующиеся, не дали бы японцам это делать)
так что внушительные силы ВМФ здесь бы понадобились. И авианосцы тоже. Там они топили суда, снабжающие силы АБДА на Яве, бомбили порт Дарвин.
Силы англичан и голандцев в регионе были совершенно недостаточными для обороны Индонезии и Малайзии и японцам для их захвата авианосцы были нафик не нужны - разве что парочка легких. Мобильные авиационные части имеющие самолеты с огромным радиусом действия могли оказать необходимую поддержку и с береговых аэродромов , а нарушить судоходство (тем более при отсутствии системы конвоев и нехватке боевых кораблей) могли японские субмарины и крейсера с эсминцами.
В случае весьма вероятной решительной победы над американским флотом в генеральном сражении (или нескольких крупных сражениях) англо-голанцы долго бы не продержались.
В крайнем случае вместо блестящего блицкрига японцам пришлось бы поднапрячся и пролить больше собственной крови - это для них не западло.

Не продержался бы и британский Восточно-Азиатский флот вместе с немногочисленными голанскими и австралийскими морскими силами.
Захватив нефтянные территории японцы обеспечивали своим вооруженныи силам возможность ведения достаточно длительной войны
В которой у них небыло шансов...
Надеялись стукнуть по башке (Перл-Хабор) и пока враг очухивается захапать побольше и уйти в оборону.
В этом случае если США имели решимость воевать до конца (а после Перл-Хабора такая решимость появилась) , то поражение Японии было вопросом времени.
ИМХО если ставить столь глобальные цели - нужно было искать решительного генерального сражения.
Единственный шанс японцев на победу был не во временном выводе американского флота из строя , а в его решительном уничтожении и захвате (пусть ценой тяжелых потерь)ключевых баз без которых США при всей своей потенциально мощи продолжать войну в Ю-В Азии вообще не смогли бы.
Т.е. Мидуэй-генеральное сражение-Гавайи-Филипины- и т.д.
Возможно так было бы лучше для японцев. По крайней мере хуже уж точно не было бы...
В то время план реализованый японцами казался разумным и логичным и выполнен был на начальном этапе блестяще.
Дальше наступили сложности...
Следовало. Но преимущества гидросамолётов очевидны.
Приимущество катапультных гидросамолетов ограничиваются большей безопасностью при вынужденной посадке , теоритической возможности дозаправки от неавианесущих кораблей в море и тем что присутствие поплавкового самолета еще не свидетельствует о том что поблизости находится авианосец.
И большая дальность и большее число глаз и удобства экипажу для наблюдения...
Речь о катапультных поплавковых разведчиках базировавшихся на крейсерах , линкорах и авиаматках - эти самолеты уступали палубным В5N по всем показателям , в т.ч. и перечисленным.
Основным средством воздушной разведки японских адмиралов были именно эти самолеты.
, и не создаётся проблемм ни другим самолётам (соседям по палубе), ни авианосцам (им надо было бы поворачивать против ветра).
Зато для приема этих машин после полета корабль вынужден останавливатся и проводить зачастую сложное и довольно длительное маневрирование - особенно при сильном волнении.
При катапультном старте (даже в напралении траверза корабля) следовало так же разворачиватся (относительно направления старта) против ветра + проблемы с катапультой и обслуживанием самолетов на слабоподходящих для этой цели крейсерах и линкорах.