ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ
Капитан 1 ранга Ю. ПЕТРОВ
ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ, входящие в число боевых надводных кораблей, относятся за рубежом к категории основных. Они занимают заметное место в составе флотов ведущих капиталистических стран и по численности уступают только классу фрегатов. Эсминцы входят в группу охранения авианосных и корабельных ударных групп, десантных отрядов, обеспечивая их оборону, ведут борьбу с надводными и подводными силами противника, оказывают поддержку при высадке морского десанта и приморским флангам сухопутных войск, участвуют в защите морских и океанских коммуникаций, наносят ракетно-артиллерийские удары по береговым объектам.
По состоянию на конец 1988 года ВМС зарубежных стран, судя по данным справочника «Джейн'с файтинг шипс», насчитывают около 270 эскадренных миноносцев из которых свыше 60 построено в течении последних десяти лет. В разных стадиях строительства находятся до 20 кораблей различных типов в США, Франции, Италии, Канаде и Японии. Основные тактико-технические характеристики наиболее современных кораблей рассматриваемого класса приведены в табл.1.
Широкий диапазон решаемых эскадренными миноносцами задач предопределил большое разнообразие их типов и проектных характеристик. Кроме того, национальные кораблестроительные традиции и особенности, обусловленные военно-географическим положением и экономическими возможностями отдельных стран, в свою очередь способствовали увеличению различий в их архитектуре, конструкции и вооружении. Однако в последнее десятилетие, отмечает иностранная печать, всё явственнее стали проявляться тенденции к стандартизации кораблей данного класса, вооружения и архитектурных форм, основных тактико-технических характеристик и конструктивных решений. Использование САПР при проектировании позволяет быстро и с меньшими затратами оценить мореходные качества кораблей и эффективность применения оружия при различных вариантах конструкции корпуса. Основное внимание уделяется (в отличии от прошлых лет не столько обеспечению большой скорости при отсутствии волнения, сколько повышению мореходности, скорости хода и возможности использования оружия в сложных неблагоприятных метеорологических условиях. Проведенные специалистами ВМС США исследования показали, что мореходные качества кораблей могут быть существенно улучшены за счет более совершенных обводов корпуса с большой площадью ватерлинии, особенно в носовой части, V-образных секций, развала борта по всей длине корабля на уровне ватерлинии, кормовой оконечности умеренной ширины и острого резко приподнятого клипперского носа.
Архитектура кораблей ВМС других стран НАТО и Японии в основном также отвечает указанным тенденциям, хотя и имеет некоторые характерные особенности. Так, у эскадренных миноносцев ВМС Великобритании довольно узкая погруженная корма и относительно небольшая осадка. Во французском флоте принят корпус с невысокой крейсерской кормой, значительным относительным удлинением и малым отношением водоизмещения к длине по сравнению с близкими по характеристикам кораблями других стран. Архитектура итальянских кораблей отличается широкой транцевой кормой, прямоскулыми обводами с сильным искривлением в нижней части корпуса. Коэффициенты формы для эскадренных миноносцев находятся в следующих пределах: полноты мидель-шпангоута 0,744—0,9, площади ватерлинии 0,7— 0,76, водоизмещения 0,442—0,588, продольной полноты 0,594—0,62, а относительное удлинение 8—10.
Корпуса набраны по продольной системе, имеют рамные шпангоуты и второе дно на большей части длины корабля. Они выполнены либо гладкопалубными, либо с длинным полубаком. Шпации на эскадренных миноносцах США составляют 2,1 — 2,4 м (на кораблях европейских стран они несколько меньше), расстояние между стрингерами 0,6 — 0.8 м. На каждом шпангоуте размещены два пиллерса. Корпуса разделены водонепроницаемыми переборками на 15 — 17 отсеков. Новые формы корпусов в сочетании с системами стабилизации в виде боковых килей и бортовых рулей снижают амплитуды бортовой и килевой качки и, следовательно, уменьшают заливаемость верхней палубы, способствуют снижению слеминга и позволяют поддерживать высокую скорость, не опасаясь повреждения обтекателя антенны носовой (подкильной) гидроакустической станции (ГАС). Большинство кораблей новой постройки имеет стальную надстройку. На французских эскадренных миноносцах УРО типа «Кассар» для уменьшения массы и повышения остойчивости надстройка выполнена из алюминиевых сплавов. Однако, как показал опыт боевых действий в Южной Атлантике во время англо-аргентинского военного конфликта из-за Фолклендских о-вов, данная надстройка обладает высокой пожароопасностью
Новые эсминцы проектируются как комплексная система оружия, включающая корпус, разнородное вооружение и технические средства. На многих кораблях в кормовой части имеется стационарный ангар для вертолетов с примыкающей к нему взлетно-посадочной площадкой. Важное внимание при разработке проектов уделяется размещению оружия и различных подсистем, а также условиям, в которых они функционируют. В первую очередь это касается радиоэлектронных средств, приобретающих все большее значение в общем комплексе оборудования корабля. Значительное количество радиотехнических устройств и антенн, создающих взаимные помехи, требует создания оптимальных условий для их работы.
Ускорению постройки кораблей, повышению качества и снижению стоимости строительно-монтажных работ все в большей степени способствует стандартизация. Их строительство в США осуществляется на поточных линиях блочно-секционным методом из стандартных модулей с высокой степенью насыщенности секций комплектующим оборудованием. При проектировании кораблей предусматривается создание такой архитектуры корпуса и конструкций, которая позволяет без больших демонтажных работ проводить их модернизацию (в течение 25 — 30-летнего срока службы корабли, как правило, проходят две модернизации).
Новые эскадренные миноносцы спроектированы с учетом их действий в различных климатических зонах и условиях применения оружия массового поражения. Все внутренние помещения оснащаются системами кондиционирования воздуха и коллективной защиты в виде герметизированной цитадели с фильтрами на трубопроводах вентиляции и поддержанием избыточного внутреннего давления, имеются также системы водяной завесы и посты дезактивации. Плавучесть кораблей сохраняется при затоплении до трех любых смежных отсеков. В наиболее полном объеме система коллективной защиты от оружия массового поражения реализована в проектах кораблей типов «Орли Бёрк» (США) и DDG173 (Япония). При этом внутренние помещения разбиты на четыре защитные зоны, каждая из которых имеет тамбуры со сблокированными дверями, обеспечивающими поддержание во внутренних помещениях избыточного давления (0,14 кг/см2). Разрабатываются мероприятия по снижению влияния электромагнитного импульса и ударной волны. Корпус и надстройка корабля типа «Орли Бёрк», включая антенны РЛС (AN/SPY-1D), рассчитаны на избыточное давление при взрыве 0,5 кг/см2, что более чем в 2 раза превышает принятое ранее в ВМС США значение (0,21 кг/см2). По всей длине кораблей имеется сквозной проход, который дает экипажу возможность занять боевые посты, не выходя на верхнюю палубу.
Большое внимание удаляется уменьшению физических полей, и прежде всего акустического и теплового. Это достигается применением различных шумопоглощающих устройств и покрытий, а также малошумного, изготовленного по специальной технологии энергетического оборудования. Уменьшение теплового поля кораблей достигается изоляцией горячих участков использованием системы воздушного охлаждения отработанных газов и специальных устройств на дымовых трубах. Корабли типа «Орли Бёрк» — первые в ВМС США, у которых в результате создания архитектуры надстроек с плавными скруглениями и применения поглощающих энергию радиоизлучения покрытий существенно снижена эффективная площадь рассеяния. Главная энергетическая установка монтируется на звукоизолирующих фундаментах и амортизирующих опорах. Зачастую главный двигатель (газовая турбина, компрессор, трубопроводы) и его звукоизолирующий кожух выполнены в виде единого блока (модуля). Во Франции с целью уменьшения уровня собственных шумов разрабатывается специальная опорная рама для двигателя.
Анализ технических данных свидетельствует об устойчивом росте стандартного водоизмещения эскадренных миноносцев. У кораблей типа «Кидд» ВМС США оно уже превзошло 6000 т. Ожидается, что у новых американских и японских кораблей с многофункциональной системой оружия «Иджис» оно превысит 7000 т. Одновременно наблюдается существенное увеличение мощности энергетических установок до 70 000 - 100 000 л. с, которое, однако, значительно меньше роста их водоизмещения. В результате скорость эскадренных миноносцев по сравнению с прошлым несколько снизилась и находится, как правило, в пределах 30—33 уз. Дальность плавания экономическим ходом (17 — 20 уз) обычно составляет 5000 — 7000 миль и достигает 9500 миль у кораблей типа «Жорж Леги».
Большинство эскадренных миноносцев оснащено системами заправки в море на ходу, американские, кроме того, имеют один - два поста приема грузов с помощью вертолетов. Новые корабли ВМС США оборудованы ленточными транспортерами и элеваторами для передачи грузов с верхней палубы на нижние и перемещения их по кораблю. Один из транспортеров обеспечивает горизонтальное перемещение грузов по всей длине корабля — с носа до кормы.
Модульная конструкция оборудования, установленного на многих кораблях, в первую очередь американских, английских и японских, позволяет использовать метод агрегатного ремонта и быстро заменять неисправные блоки и узлы личным составом корабля и обслуживающей его плавбазы. Автоматизация управления движением и маневрированием корабля, его энергетической установкой, некоторыми подсистемами оружия и технических средств позволили сократить численность экипажа. Указанное обстоятельство весьма положительно оценивается американскими специалистами. Как отмечается в зарубежной печати, на содержание личного состава расходуется 10 проц. общей стоимости жизненного цикла корабля и 20 проц, стоимости его содержания во флоте. Площадь жилых помещений имеет тенденцию к увеличению. Так, на кораблях типа «Орли Бёрк» она составляет 4 м2, типа «Спрюенс» — 5,9 м2 на одного человека, включая помещения для приема пищи, административные, кубрики, каюты, камбуз, места общего пользования, хранилища продуктов питания. Высота межпалубного пространства на кораблях принята следующей: в США — 2,9 м, во Франции — 2,6 м и в Великобритании — 2,4 м. На многих эскадренных миноносцах жилые помещения звукоизолированы, ликвидированы сквозные проходы через спальные помещения. Трехъярусные койки сгруппированы в блоки в шестиместных выгородках, отделенных шторами от других жилых помещений. Предусмотрены специальные места для отдыха и занятий. Жилые помещения по возможности размещаются в средней части корабля и в надстройке.
Существенные изменения произошли в вооружении современных эскадренных миноносцев. Количество артиллерийских установок и торпедных аппаратов резко сокращено и за счет этого усилено их зенитное и противолодочное оружие. В настоящее время на кораблях данного класса устанавливаются ЗРК большой, средней и малой дальности, а также ПКРК, ПЛРК, противолодочные вертолеты и, как правило, два трехтрубных или четыре однотрубных 324-мм торпедных аппарата. Артиллерийское вооружение представлено преимущественно универсальными 100 — 127-мм установками. Наиболее крупные корабли являются носителями КР «Томагавк».
Ракетное оружие — основа боевой мощи современных эскадренных миноносцев — может включать крылатые, зенитные, противокорабельные и противолодочные ракеты.
Корабли типов «Орли Бёрк» и «Спрюенс» оснащаются КР «Томагавк» трех модификаций. Для стрельбы по наземным объектам предназначены ракеты BGM-109А с ядерной боевой частью (БЧ) стартовой массой 1200 кг и дальностью полета до 2500 км и BGM-109C с обычной БЧ (1270 кг и 1250 км), для поражения надводных кораблей — BGM-109B с осколочно-фугасной БЧ массой 454 кг (1225 кг и 550 км). Скорость их полета составляет около 900 км/ч. В крылатых ракетах BGM-109А и С используется комбинированная система наведения, которая включает инерциальный блок с радиовысотомером и поправочную корреляционную систему ТЕРКОМ с запоминанием рельефа местности по маршруту полета. В иностранной прессе отмечается, что точность подхода КР к цели практически не зависит от дальности полета, так как ТЕРКОМ компенсирует увеличивающиеся во времени ошибки инерциального блока системы наведения. Ракеты BGM-109B наводятся на надводные цели также при помощи комбинированной системы, состоящей из инерциального блока с радиовысотомером (начальный и средний участки траектории) и активной радиолокационной головки самонаведения. Завершается разработка еще одной модификации КР «Томагавк» морского базирования — BGM-109D, которая в отличие от BGM-109C будет оснащаться кассетной БЧ, содержащей до 167 малокалиберных бомб BLU-97B комбинированного действия, для стрельбы по береговым объектам.
Крылатые ракеты «Томагавк» могут запускаться из установок вертикального пуска (УВП) Мк41 и (на некоторых кораблях типа «Спрюенс») из двух четырехконтейнерных защищенных (бронированных) пусковых установок ABL Мк143. Принятие на вооружение кораблей УВП рассматривается западными специалистами как важнейшее достижение за последние годы по повышению их боевых возможностей. Установка Мк41 размещается под верхней палубой корабля и может содержать четыре или восемь идентичных модулей по восемь ячеек-контейнеров. В одном из них три ячейки технологические. (заняты погрузочным устройством).
На американских кораблях в УВП применяются различные модификации контейнеров: Мк14 мод. 0 и 1 для КР «Томагавк», Мк13 мод. 0 для ЗУР «Стандарт-2» и Мк15 для ПЛУР АСРОК (VLS). Первые две из них на 0,915 м длиннее остальных. По сообщениям зарубежной печати, применение установок вертикального пуска позволяет повысить живучесть систем оружия, увеличить емкость магазина, номенклатуру (разнообразие) запускаемых ракет, сократить время реакции и численность обслуживающего персонала.
Для повышения боевых возможностей по уничтожению надводных кораблей и судов противника практически все современные эскадренные миноносцы (кроме ВМС Великобритании) оснащены противокорабельными ракетными комплексами.
Наибольшее распространение на эскадренных миноносцах получил ПКРК «Гарпун». При этом обычно используются две четырехконтейнерные пусковые установки Мк141. Ракета «Гарпун» имеет активную радиолокационную головку самонаведения (PR-53/DSO-28), которая защищена от средств радиоэлектронного подавления, так как значение ее рабочей частоты меняется по случайному закону. (Окончание следует)