Разнообразие моделей беспилотных летательных аппаратов, их боевые возможности, их распространенность - так возросли, что пришел черед появления совершенно нового типа машин: "беспилотников", предназначенных для борьбы с другими "беспилотниками".
Имя Peregrine ("Пилигрим") впервые появилось в документах оборонного агентства Пентагона - DARPA. В ходе реализации программы с таким названием должен быть создан беспилотный летательный аппарат - убийца беспилотных летательных аппаратов.
По замыслу DARPA, это должен быть "маленький, дешевый, выносливый аппарат с высокой скоростью, способный к разрушению большинства типов вражеских беспилотных машин".
Проблема вот в чем. Прогресс электроники (систем навигации GPS и других систем) привел к тому, что простой "беспилотник" человек может соорудить едва не в любой стране из магазинных деталей.
А "беспилотник" - это и отличный разведчик, и потенциальное средство доставки оружия (в том числе - химического и биологического) и даже способ переправлять наркотики через границу. Неприятельские страны или террористические группы, наркобароны - легко могут поставить "беспилотники" себе на службу.
А что есть против такого оружия? Дорогие классические системы ПВО или обычные истребители. Вывод: с "беспилотниками" должен бороться аппарат аналогичного класса - беспилотный и, по возможности, дешевый.
DARPA надеется "освоить" на проект Peregrine 11 миллионов долларов за три с лишним года и ждет предложений от авиационных фирм. Но первое, кажется, пришло с неожиданной стороны. От журнала Popular Mechanics.
Наполовину в шутку, наполовину всерьез, его сотрудники набросали эскиз идеального убийцы беспилотных аппаратов.
Длинные тонкие крылья обеспечивают ему высокое аэродинамическое качество на низких скоростях - 45-65 километров в час.
Маленький дизельный поршневой двигатель (10-15 лошадиных сил, примерно 3 килограмма веса, цена всего 1,5 тысячи долларов - продаются в магазинах) - идеален для продолжительного патрулирования, управляемого компьютером робота по сигналам GPS и заданной программе полета.
Представим, что обнаружен вражеский аппарат. Возможно, самим роботом, может быть - по наводке с земли, от операторов, получающих информацию с радиолокационных станций слежения.
Тут же внешние части крыла отбрасываются прочь, как и воздушный винт. Peregrine превращается в скоростной и очень маневренный перехватчик. В дело вступает турбореактивный двигатель.
О нем нужно сказать особо - на рынке есть небольшие, простые и дешевые модели с нужными параметрами (30 килограммов тяги. Вес - 2-3 килограмма), по цене около 5 тысяч долларов. В них используются центробежные компрессоры от турбонаддува для грузовиков.
С таким движком Peregrine разгоняется до 400 километров в час, сближается с целью, используя инфракрасную головку самонаведения (очевидно, серийную, от ракеты воздух-воздух) и, наконец, подрывает свою начинку - килограммов пять взрывчатки.
Таким образом, выполняется одно из главных правил боевых действий - снаряд должен соответствовать своей цели, то есть: "из пушки по воробьям не стреляют".
Интересно, что сходные идеи, а именно долгое патрулирование, значительная автономность управления и атака по сигналу с земли, и даже - применение автомобильных запчастей в дешевом турбореактивном двигателе - уже реализованы в другом пентагоновском проекте - ударной ракете LAM.
Правда, она предназначена для поражения наземных целей. И, конечно, не имеет таких великолепных отбрасываемых крыльев. Но сходные задачи рождают сходные решения. А значит, мы вполне можем увидеть их и на Peregrine.
Popular Mechanics пишет: "Это - наша первая заявка на оборонный контракт, но мы уверены в своих силах. Пожелайте нам удачи"
Источник:
Подробности.ua