Здравствуйте, уважаемый Ilia.
Ilia> Я не Эф-Уай-Ай, но все же
Здесь форум, полагается встревать, а просить прощения за это неуместно. То есть просить прощения надо, но вовсе не в этом случае.
Ilia> Значит не знаете.
Именно знаю. Не только F-22, а и любой радиообмен, связанный с сохранением радиомолчания выполняется так.
Ilia> Мне, тем не менее, не кажется, что описанное Вами применимо к коммуникации АВАКСа с его абонентами (см. ниже). В других ситуациях такие протоколы могут быть полезны.
Ilia> В ситуации, где радиомолчание не нужно, не нужен и Ваш протокол, можно просто квитировать каждое сообщение.
Можно. Впрочем, в этом может не быть нужды уже для тех, кто управляет. Такой подход может перегрузить каналы связи ненужными посылками. Например, рассылка сведений об обстановке может вполне обойтись, отдача важных приказов, по-видимому, может потребовать подтверждения. В этом нет ничего нового и необычного.
Ilia>Кроме того, маловероятно, что противник, который не имеет средств для обнаружения сигнала джейтидса, поставит такие помехи, что связь АВАКСа с истребителями нарушится настолько, что протокол надежной доставки будет нужен вообще.
Тут всё состоит из вероятностей. В том числе, сугубо временных, объяснимых случаем. И каждое событие почти имеет вероятность неисполнения, скажем.
Ilia> У этой связи не один недостаток, а куча, и каждый из них делает ее совершенно бессмысленной. Для начала представим себе, что связь идет через медиум (эфир) с вероятностью доставки 20% (т.е. только каждое пятое сообщение доходит).
А не будем такого представлять. Точнее, что за 20%? Если короткую посылку надо издать не раз, а 100 раз... то возможно и разницы никакой, машина железная. От обстоятельств зависит.
Недостаток ровно один, если придерживаться смысла обсуждения.
Ilia>Что из этого следует? Что информация на инструментах истребителя обновляется в пять раз реже, чем в случае идеального медиума.
Почему? А если сведения об обстановке вовсе обновляются в другом масштабе времени, на много порядков медленнее? То есть, если канал связи не является и совершенно не может являться узким местом?
Ilia>Если режим радиомолчания нужен вообще (т.е. противник предполагаемо имеет возможность засечь излучающий джейтидс), большого смысла нарушать этот режим просто чтобы АВАКС знал о проблеме (а помочь решить проблему он никак не может) я лично не вижу.
Я же указал. Сведения об обстановке, скажем, могут быть недостаточно важными, а вот боевой приказ, подтверждение о применении оружия или ещё что имеют соответствующий гриф и тут без подтверждения никак. Однако даже тут можно считать, что приказ получен, если мало сомнений в работоспособности связи. То есть, если в положенный срок не получен запрос на повтор, то сообщение прошло, а не наоборот.
Именно такие протоколы взаимодействия применяют подводники, скажем. И здесь многое зависит от потребной скорости получения ответа. Даже F-22 мог бы (фантазирую) выбросить маячок, который послал бы посылку через минуту, скажем, после того, как F-22 его сбросил и довернул в неизвестном направлении (практика подводников). И попробуйте не в океане чётко предположить природу сигнала такого маячка, отличить его от множества наземных излучений.
Да дело в том, что нужды в таких мучениях со скрытностью связи нет. Это лодка стоит миллиарды, имеет на борту значительную часть стратегического оружия страны, сотню подготовленных моряков, выдвигается в течение недель и месяцев, может уничтожить несколько миллионов людей. Там такие мучения оправданы.
Ilia> Теперь представьте себе, что условия стали неприемлимыми, напр. вероятность доставки упала до 1%. Тут-то Ваш протокол поможет?
Какие пустяки. От чего 1%? Если посылка в миллисекундах и передаётся со средней частотой порядка десятков герц? Притом, сразу по нескольким каналам, со сменой кода и прочих обстоятельств. Пустяки эти «1%» и 0.00001% — тоже пустяки, если сообщение важно, но должно быть доставлено в течение 10 минут, положим.
Какова вероятность того, что я докачаю альбом «Несчастного случая»? Если она есть, я его докачаю до завтра, потому что хочу. Ваша оценка будет важна для того, чтоб прикинуть стоимость трафика, но у меня трафик не ограничен на деле, просто не любопытно и огорчаться цифрами нет охоты. Так понятно?
Ilia>Ан нет, Вы хотите передавать одно и то же сообщение несколько раз, считать контрольную сумму и принимать сообщение только когда она корректна, т.е. когда дошли все два, три (или сколько вы хотите?) сообщения. Вероятность этого будет тот 1% в соответствующей степени.
Не смущайтесь, и сведите все сообщения в один пакет.
Ilia>Т.е. скорее всего у Ф-22 уже керосин закончится, пока он там Ваше сообщение примет.
Лётчик F-22 существует в другом, нежели электронные цифровые устройства. Чтобы не развивать шизофрению, полезно вовсе не задумываться о величине вероятности, а ограничиться наблюдением за получением сообщения.
Замечу лишь, что надо передать очень малый объём сведений, это Вам не порнуху качать. Забавно как мало нужно для дела.
Ilia>Зато все время будет пищать своим джейтидсом на радость ПВО.
Делать ему нечего. Зачем? Ваши подтверждения слать? А они зачем?
Ilia>По той же причине не имеют никакого смысла акноуледжменты - если вероятность передать сообщение 1%, то вероятность передать и получить акноуледжмент будет сотая процента (при условии, что качество связи одинаково в обе стороны). АВАКС замудохается передавать одну и ту же информацию столько раз, при том, что у него еще и другие абоненты, и обмен с землей.
Попробуйте оценить этот обмен сверху. Предположим, параметры 1000 воздушных объектов раз в минуту? Для объекта код, координаты, скорость — слов 10, 16 с особо злыми суммами и шифром. Аж 16 тыс. слов в минуту без всякого сжатия пока! Это курам на смех. Один голосовой канал.
Ilia> А еще представьте, что будет при нештатной ситуации на АВАКСе - АВАКС молчит, все истребители дружно пищат, а хитрый Скайдрон смотрит на свою тамару и у него уже голос садится кричать в трубку: "а вон еще один... о, еще, о, а вот тут еще три, надо же куда залетели...".
Истребители (у меня) не «пищат», а коли что обнаружили, докладывают кодом, по сто раз повторив, чтоб AWACS получил или до подтверждения с AWACS. Не придумывайте ужос.
Ilia> Куда правильнее передать решение о нарушении режима радиомолчания непосредственно летчику либо диспетчеру АВАКСа (которые, понятно, должны действовать соответственно приказу - если там написано, не нарушать, неважно что произойдет - значит так и надо). Если летчик не может обойтись без данных, он принимает решение связаться с АВАКСом (что ввиду низкой надежности медиума сильно большой пользы не принесет) либо включить собственную БРЛС.
Не понимаю. Такая связь либо есть, либо её нет. Оба этих случая надо бы предусмотреть.
Ilia>Если диспетчер оценивает свою нужду в данных о конкретном истребителе выше, чем его потребность соблюдать радиомолчание, он передает на тот истребитель соответствующую команду. А не оставляет это все на усмотрение какого-то автоматического протокола.
Не пойму.
Ilia> Краткое содержание вышеописанного: Если связь не очень хорошая, но и не очень плохая, 100% надежной коммуникации просто не надо. Если связь очень плохая, приведенные протоколы не помогут.
Краткое содержание возражений: а подтверждения (квитирование, если Вам так понятнее) чем помогут? Они нужны?
В завершение, если понятны мои возражения, предлагаю спор закончить. Я Вас понял.
Дмитрий Журко