завод 174 - Оренбург

 

BrAB

аксакал
★★
Доброго всего всем зубрам и бобрам танкознания!

Не возьметесь ли ликвидировать мою безграмотность? :)

Меня заинтересовал эпизод истории завода 174. в сети удалось найти только вот такое:



интересует следующий момент:
С началом Великой Отечественной войны завод был эвакуирован — в 1941 в г. Чкалов (г. Оренбург) для выпуска танков Т-50, а затем в г. Омск (март 1942).

в книге Советские танки в бою М. Барятинского (кстати как обчественность оценивает данного автора) сказано следующее:
В августе завод №174 был эвакуирован - большей частью в Чкалов (оренбург) где в декабрпе восстановил выпуск танков [....] Завод №174 в Чкалове выпустив 15 танков Т-50 в1942 году перешел на выпуск Т-34

в других источниках попадалась информация что в орене 174 завод вообще ничего не сделал.

Вощем вопрос - может есть у кого инфа по оренбургскому периоду истории №174? где размещался, что успел сделать, почему был эвакуирован дальше в Омск...

Заранее всем спасибо!
Было у еврея всё плохо. Пришел за советом к равину. Тот - напиши над дверью - "Так будет не всегда". Стало всё ок. Пошел он благодарить. А тот ему - надпись не стирай. Злой чечен ползет на берег. ©Лермонтов  
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
BrAB> интересует следующий момент:
BrAB> С началом Великой Отечественной войны завод был эвакуирован — в 1941 в г. Чкалов (г. Оренбург) для выпуска танков Т-50, а затем в г. Омск (март 1942).

В различной литературе упоминается следующее:

1. Что завод №174 в Ленинграде сделал 50 танков, затем был эвакуирован в Орск (где из задела было собрано 15 танков Т-50), затем завод был переведен в Омск, и с августа 1942 был перепрофилирован на выпуск Т-34 (в связи с потерей СТЗ) и успел выпустить в этом году 417 штук Т-34 (журнал "Невский бастион"№1-98, статья "Отечественное танкостроение в годы ВОВ. Фрагменты истории" В.В.Поликарпов).

2. В книге М.Свирина "Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-1943 гг." написано: "А в августе, ввиду быстрого приближения фронта к Ленинграду, начался вывоз большинства оборонных предприятий... Пришло время завода №174 спешно переезжать в Оренбург (г.Чкалов). К сожалению, информация о производстве Т-50 в первые месяцы войны очень противоречива и не дает возможности дать точную оценку. В частности принято считать, что всего в 1941 году было выпущено 60 танков и еще 15 изготовили в 1942 в Чкалове. Нарком же танковой промышленности весной 1942 не указывает ни одного танка Т-50, выпущенного в Чкалове. И общий итог у него к маю 1942 - 65 машин. Так что с выпуском Т-50 найти ясность еще только предстоит".
Также Свирин сообщает (внимание Браб!): что в 1941 году при создании Наркомата танковой промышленности в него в том числе был включен Чкаловский паровозоремонтный завод. Также Свирин пишет что двигательное производство завода №174 было эвакуировано в Барнаул, где был образован завод №77.

3. В известной энциклопедии: Солянкин А.Г., Павлов М.В., Павлов И.В., Желтов И.Г. "Отечественные бронированные машины. ХХ век" Том 2 - сообщается что производство Т-50 было начато в июле 1941 на заводе №174 в Ленинграде. Всего было изготовлено 75 машин (60 - в 1941, и 15 - в 1942 году). С декабря 1941 по март 1942 года завод был эвакуирован в Чкалов, где было произведено 25 машин.



Мое личное ИМХО по поводу вышепроцитированного.

Во первых: завод №174 мог быть эвакуирован отдельными частями одновременно в несколько городов (пример - двигательное производство в Барнаул, где оно стало отдельным новым заводом). Так что и Орск, и Чкалов по пути в Омск вполне возможны как места временного (или постоянного) размещения отдельных подразделений завода №174.

Во-вторых: после эвакуации из Ленинграда нигде (ни в Орске, ни в Чкалове, ни в Омске) производство Т-50 в полном смысле этого слова развернуто быть и не могло. Смотрите сами географию и сроки: июль-август 41 - Ленинград; декабрь 41-март 42 Орск или (и) Чкалов; с апреля по август 42 - Омск, и с этого же августа в Омске пошел Т-34. Так что 15-25 штук Т-50 неленинградского периода скорее всего есть сборка танков из готовых комплектов деталей, вывезенных из Ленинграда. А таковая сборка могла производится без специального оборудования в принципе на мощностях любого машиностроительного завода что в Орске, что на паравозоремонтном в Чкалове. Отсюда видимо и нет ясности о месте их производства - потому что разворачивания специального производства для их сборки как такового и не было.
Всему есть своя причина  

BrAB

аксакал
★★
A.1.> Во-вторых: после эвакуации из Ленинграда нигде (ни в Орске, ни в Чкалове, ни в Омске) производство Т-50 в полном смысле этого слова развернуто быть и не могло. Смотрите сами географию и сроки: июль-август 41 - Ленинград; декабрь 41-март 42 Орск или (и) Чкалов; с апреля по август 42 - Омск, и с этого же августа в Омске пошел Т-34. Так что 15-25 штук Т-50 неленинградского периода скорее всего есть сборка танков из готовых комплектов деталей, вывезенных из Ленинграда. А таковая сборка могла производится без специального оборудования в принципе на мощностях любого машиностроительного завода что в Орске, что на паравозоремонтном в Чкалове. Отсюда видимо и нет ясности о месте их производства - потому что разворачивания специального производства для их сборки как такового и не было.

а вот почему небыло? тот же авиационный и тоже ленинградский №47 вполне себе развернул работу в оренбурге
Было у еврея всё плохо. Пришел за советом к равину. Тот - напиши над дверью - "Так будет не всегда". Стало всё ок. Пошел он благодарить. А тот ему - надпись не стирай. Злой чечен ползет на берег. ©Лермонтов  
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
BrAB> а вот почему небыло?

А кто ж его знает - теперь только архивы копать :) .
Всему есть своя причина  

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru