ОБНОВЛЕННЫЙ МиГ-27 ДЛЯ ИНДИИ
В ИНИЦИАТИВНОМ ПОРЯДКЕ "МИКОЯНОВЦЫ" РАЗРАБАТЫВАЮТ НОВЫЙ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ МОЖЕТ "ОХВАТИТЬ" ДО ДВУХСОТ САМОЛЕТОВ
16 ноября 2005 министр обороны Индии Пранаб Мукерджи, находившийся с визитом в Москве, посетил Инженерный центр им. А.И. Микояна. Осмотрев цеха окончательной и агрегатной сборки, цех статических испытаний, а затем, прослушав сообщения руководителей РСК "МиГ" по основным программам фирмы, глава индийского военного ведомства положительно оценил взаимоотношения по всем типам самолетов марки "МиГ", которыми оснащены Вооруженные Силы республики. Пранаб Мукерджи отметил, что некоторые проблемы, безусловно, имеются, но они решаются в позитивном ключе.
Министр обороны Индии в целом дал позитивную оценку работе корпорации "МиГ" в его стране. Индийская сторона уже приняла предложения РСК по модернизации самолетов строя МиГ-29. Индия планирует модернизировать порядка семидесяти одноместных и двухместных самолетов данного типа, поставленных в начале 90-х годов. В настоящее время идет предконтрактная работа. Ожидается, что соответствующее соглашение будет подписано в 2006 году.
Генеральный директор - генеральный конструктор РСК "МиГ" Алексей Федоров сообщил, что при модернизации индийских самолетов в основном будут использованы наработки по уже находящемуся на вооружении ВВС Йемена многоцелевому истребителю МиГ-29СМТ. "Но, естественно, под каждого заказчика есть свой вариант доработки, наиболее для него приемлемый, - подчеркнул Алексей Федоров. - Элементы, отработанные на МиГ-29СМТ, будут использованы на индийском варианте модернизации. В частности, будет установлен радар "Жук-МЭ". Такой же радар стоит на корабельном варианте МиГ-29К для индийского флота".
И если вопросов по модернизации МиГ-29 практически не осталось, они еще остаются по другому известному в Индии самолету - МиГ-27. В настоящее время ведется оценка экономической целесообразности его модернизации. РСК "МиГ" направила в Дели собственные предложения, которые приняты к рассмотрению индийской стороной. В следующем году она должна принять окончательное решение, целесообразно ли проводить заявленные РСК работы. Как известно, ситуация по МиГ-27 довольно сложная. В начале 90-х годов Индия приняла принципиальное решение частично модернизировать построенные по лицензии на предприятиях HAL 165 МиГ-27МЛ. Однако эта программа ограничена частичной заменой оборудования комплекса ПрНК-23М на набор индийского, французского и израильского. И только в прошлом году начались летные испытания двух модернизированных самолетов.
РСК "МиГ" в этой работе не участвует. Однако у фирмы есть желание "влезть" и в этот проект. В инициативном порядке "микояновцы" дорабатывают один МиГ-27М. На нем, в частности, предполагается задействовать двигатель АЛ-31ФН производства ММПП "Салют". Такой мотор уже используется на новейшем китайском истребителе J-10. Серийные моторы поставляются в Поднебесную с московского завода. Они представляют собой приспособленный для одномоторных самолетов вариант АЛ-31Ф, который применяется на истребителях семейства Су-27/Су-30.
"Мы понимаем, что двигатель Р-29 на самолетах типа МиГ-23 и МиГ-27 достаточно устаревший, - признал генеральный директор - генеральный конструктор РСК. - Чтобы продлить срок службы этих самолетов и сделать двигатель более экономически эффективным, мы предлагаем заменить Р-29 на АЛ-31ФН. А чтобы быть убежденными, что такое решение реализуемо, мы в инициативном порядке сейчас делаем один самолет. Проведем на нем летные испытания с целью подтвердить, что это предложение технически реализуемо". Этот самолет планируется поднять в воздух в начале следующего года. Так что если АЛ-31ФН "приживется" на МиГ-27, то его установят и на близкий по конструкции МиГ-23.
Напомним, кроме 165 МиГ-27МЛ, построенных по лицензии HAL, Индия закупила в Советском Союзе более ста перехватчиков МиГ-23МФ, ударных МиГ-23БН и учебно-боевых МиГ-23УБ. Частично они еще используются в войсках. При удачном для российской стороны стечении обстоятельств Индия может решиться на переоснащение двигателями АЛ-31ФН до двухсот машин.