Выкладываю перевод статьи Джима Баумана, автора вышеприведённых моделей (масштабы 1/700, 1/350). Англоязычный вариант статьи находится в секции How to:
M o d e l W a r s h i p s . c o m Может кому пригодится:
В масштабе 1/700 я использую бумагу для Художественной Акварели, которая имеет равномерную структуру по всей поверхности листа (пробуйте Winsor & Ньютон); во-первых, я вырезаю профиль ватерлинии в листе этой бумаги на 0.5 мм больше от размеров корпуса модели, делаю я это таким образом: помещаю корпус на лист бумаги и очерчиваю его острым карандашом (делаю я это до того, как приступил к каким-либо действиям с моделью). Затем, я наношу основу из клея ПВА или двухсторонней клейкой ленты. Далее строю модель до стадии, в которой больше не удобно трогать её руками. Я обычно погружаю модель в «море» прежде, чем я начну приклеивать трубы, мачты или фотогравировать. Модель помещена в готовое очертание и продето через основу так, чтобы, если это – модель из смолы, то это предотвратило её (основы) деформацию. Затем я крашу «море» основным, базовым цветом, который я выбрал заранее. Для малой скорости корабля - добавляю кильватерный след от корабля и носовой бурун из белого клея /ПВА, и делаю это постепенно. Для средней скорости - я использую Художественный Акриловый гель (гель для создания неровностей или художественных текстур) и формирую волны, до того как он высохнет. Для корабля, идущего на большой скорости я использую autobodyfiller ( Е.А. - скорее всего это марка автомобильной шпаклёвки) для имитации более высокого кильватерного следа и волн, потому как засыхает такая шпаклёвка довольно быстро (30-45 минут!) так, чтобы я сразу мог продолжить моделировать!
В масштабе 1/350, если я хочу показать корабль на больших волнах, я снова использую все вышеупомянутые методы, но наклеиваю бумагу на кусочки дерева, чтобы придать форму волнам (не стоит приклеивать эти деревяшки перед направлением движения корабля...).
К тому моменту, когда модель завершена и готова к нанесению последнего лоска, я, методом «сухой кисти» крашу кильватерный след и головные волны, всё это лучше всего оставить напоследок, поскольку лишние прикосновения руками к основе заставят белое стать желтым...
Ещё я успешно использую белую зубную пасту (!) для того, чтобы действительно выдвинуть на первый план белые гребни волн. Можно также использовать простую вату, но не слишком много, иначе модель будет выглядеть, как будто она находится на облаке....