Некоторые исследователи склоняются к версии о том, что возраст Российского флота составляет не 310 лет, а как максимум не менее 5 столетий....
А отсчет времени существования русского флота со времен Петра Великого носит скорее политический характер.
Так, например некоторые считают, что первый русский военно-морской устав вышел в 1647 г., когда в Москве увидела свет книга голландского моряка Иоганна фон Вальхайзена, переведенная на старославянский язык с немецкого, " О корабельной ратной науке, что немало дело неучение". Этот устав середины 17 века содержал в себе 34 артикульных статьи, о которых боярин Ордин-Нащокин отзывался так: "статьи правильные, против коих достоин всяким корабельным... или начальным корабельным людям применяться".
Несколько дат из этой "новой хронологии" флота:
1496 год - корабли флота Ивана 3 под командованием князей Петра и Федора Ушатых вышли из Белого моря, обошли Кольский полуостров и атаковали шведское побережье с севера, потопив три шведских корабля и взяв большое число пленных.
1537 год- Иван Васильевич Грозный своим указом основывает морскую пристань в устье реки Нарва, позднее в г.Нарва издается «Морской артикул» для русских капитанов.
1554 год - у Черного острова в Каспийском море русские корабли князя Вяземского и воеводы Чулкова разгромили флот Астраханского ханства.
1556 год. – Открыта морская торговля между Англией и Московским государством.
1559 год. – В Черном море корабли под командованием окольничего Дмитрия Адашева потопили три турецких корабля.
1570 год. – Иван Грозный жалует датскому капитану Картену Роде грамоту на каперство в Балтийском море на 15 кораблях с русскими экипажами с базой на о. Борнхольм.
1571 год. – Царский указ о строительстве кораблей для Черного и Азовского моря с общей суммой ассигнований в 40.000 рублей.
1578 год. – Царский указ о строительстве в Астрахани флотилии береговой стражи для борьбы с каспийскими пиратами. Построено около 40 кораблей.
1581 год – Царский указ о строительстве в Вологде судов для мореходства в Северном Ледовитом океане. По некоторым данным построено более 70 кораблей.
1599 год – В царствование Бориса Годунова в Любеке для нужд русского флота закуплено два корабля. Группы молодых дворян отправляются в Англию для обучения кораблестроению и мореплаванию.
Хотелось бы услышать комментарии профессиональных историков.
Возможно ли исчезновение целого пласта исторических сведений о составе флота или флотов, командующих флотами, морской стратегии и политике, сражениях и походах, верфях на которых создавался флот?
Причем данные сведения должны носить систематизированный характер, а не быть набором разрозненных полу фактов полу слухов.
С другой стороны, можно взглянуть на проблему иначе.
У Московского государства были крупные порты, как внешние морские ( Архангельск, Астрахань), так и внутренние речные ( Псков, Новгород, Великий Новгород, и т.д.). Соответственно – строились корабли, появлялись люди, чьей профессией было искусство кораблевождения и искусство морского боя, так или иначе создавалась некая морская система, которая не стояла на месте а совершенствовалась.
Это аксиоматично.
Вопрос в том, можно ли считать данную «морскую систему» РЕГУЛЯРНЫМ ФЛОТОМ?
Это сообщение редактировалось 18.01.2007 в 16:42