Российские фирмы тоже давно начали работать над пятым поколением. Еще
в середине 90-х «Сухой» публично представил новый самолет с обратной стреловидностью крыла «Беркут» С-37, ставший гвоздем программы МАКС-97.
В свою очередь, корпорация «МиГ» в 1999 г. продемонстрировала новую модель под названием «Проект 1.42». А в день открытия МАКС-2001 глава «Росавиакосмоса» Юрий Коптев официально заявил, что «Россия начнет разработку собственного истребителя пятого поколения». Был объявлен конкурс на лучший проект.
Всем было очевидно, что речь в первую очередь идет не о том, «МиГ» или «Сухой» станет вооружать российские войска, а кто получит возможность выйти с новым изделием на мировой рынок. Положение российских авиафирм катастрофическое, экспорт – практически единственный источник дохода для отечественных производителей боевых самолетов. Сроки поджимают: уже через пять–семь лет на рынке появятся F-35, и спрос на нынешние истребители четвертого поколения, продажей которых сегодня живут РСК «МиГ» и АВПК «Сухой», резко упадет.
Проблема, однако, в том, что специалистам сразу было ясно: ни одна из этих разрекламированных машин не является готовым истребителем и не может быть запущена в серию. И МиГ 1.42, и эффектный С-37 «Беркут» (получивший недавно новый индекс Су-47) – лишь летающие макеты, построенные, чтобы продемонстрировать «верхам», что «фирма уже вплотную приступила к пятому поколению». Кроме того, оба самолета, задуманные еще в конце 70-х, – это предварительные проекты тяжелого истребителя, ответ американскому «Раптору». На развитие и поддержку такой программы у государства нет средств. Еще к прошлому салону специалисты Государственного НИИ авиационных систем (ГосНИИАС) подсчитали, что для полного завершения работ над тем же «Беркутом» потребуется 10 лет испытаний и более 10 млрд долларов. Однако между МиГ и Су началась настоящая война. В ход шло все, вплоть до острых заявлений в прессе. В этих фирмах понимали, что на две машины денег государство заведомо не даст, а значит, проигравший неизбежно остается без государственного финансирования. Выбывший из борьбы будет фактически обречен.
Cпециальная госкомиссия выбрала победителя – проект «Сухого». Проблема, однако, в том, что, как уже официально объявлено, новый самолет не будет похож ни на Су-47, ни на МиГ 1.42. Это должен быть принципиально новый истребитель. Уже подсчитана его проектная цена на мировом рынке – 30–35 млн долл. (чтобы дешевле, чем у «супостата»). Сообщается, что в работе над новым проектом примет участие и фирма «Яковлев». Что касается возможного участия корпорации «МиГ», то, как заявил Михаил Погосян, «с ними идет более сложный процесс». Похоже, победитель не намерен делиться.