xab> Читал я давненько, что перевод из дюмов метры дался не так просто. Например, где-то толщину обшивки пришлось округлять в большую сторону, где-то в меньшую, со всеми вытекающими.
Было такое
.
Процитирую для наглядности несколько эпизодов из известной книжки Л.Кербера, т.с. свидетельства участника и очевидца:
Про метрическую систему.
"Решение партии и правительства, подписанное Сталиным, обязывало Туполева скрупулезно воспроизвести В-29. ...Единственное, что разрешалось и даже прямо предписывалось: американскую дюймовую систему мер заменить метрической."
Мнение Туполева по поводу всей этой истории:
"Мы отправились знакомится с "заграничным чудом". Андрей Николаевич осмотрел и ощупал все, что удалось... Поделился первым впечатлением: машина отличная, бомбардировщик превосходный. Затем отметил: "В конструкции самолета ничего доселе нам неизвестного не обнаружил". ...Резюме Туполева такое: самолет построить особого труда не составит - но что мы будем делать с вооружением и оборудованием? Cтрелок сидит почти в самом хвосте, а стреляет из носовых пулеметов. Какова должна быть надежность такого дистанционного управления? И еще: все эти радиолокационные прицелы, дальномеры, вычислители, автоматы координат... Воспроизведут ли наши их как надо? Допустим воспроизведут - но глядите: они соединены сотнями, тысячами - тут Старик начал раздражаться - миллионами проводов. Как Кербер с Надашкевичем разберуться с ними, как поймут, откуда и куда идет вот хотя бы этот - он потянул за проводок - ума не приложу! Замкнется где нибудь проклятый, что тогда?
Сплюнув и окончательно выйдя из себя, расшумелся: - Ну чего молчите, Леонид Львович и Александр Васильевич? Отвечайте как решать этот ребус? А что мы могли ответить? Он все правильно кричал. - Ладно поехали в ОКБ, приступать к этой вавилонской башне."
"В том, что самолет мы построить сумеем - ни у кого сомнений не было, что взлетит - тоже, а вот будет ли работать все бесчисленное оборудование, только благодаря которому планер превращается в боевой корабль - сомневались. Сколько раз вызывал меня Андрей Николаевич и часами, с глазу на глаз, тиранил: как ты справишься с этой задачей?
Как тут не вспомнить трагикомические нелепости со стопроцентным копированием?
Начались они с вооружения. Военные и промышленники требовали: все оружие должно быть отечественным.
Однако решение готовили в спешке, зная что Сталин не терпит задержек, и спецификацию намеченного вооружения к документации не приложили.
Когда разобрались глубже, оказалось, что собственно за вооружением, т.е. бомбами и пулеметами тянется длинный шлейф: замки для подвески бомб, электросбрасыватели, электромоторы вращения турелей, патронные ящики, рукава для лент с патронами... Даже прицелы были нужны другие, ибо баллистика американских и наших бомб и снарядов неодинакова."
"А тут новое огорчение, на этот раз с системой опознования. ... Казалось бы никаких сомнений: надо ставить принятую в нашей армии. Но в тексте основного решения этого не оговорили, а радиопромышленность неожиданно быстро выпустила для нас аппаратуру, скопированную с американской. Ее установили на первые Ту-4 - и получился конфуз. Представьте, наш истребитель с отечественной аппаратурой "свой-чужой" встречается с Ту-4, а на нем стоит скопированная с американской!! Нелепость такого рода могла существовать только потому, что генералы ВВС и министры боялись доложить Сталину. Первые двадцать Ту-4 вышли с американским опознованием - его заменить никто не рискнул. Туполев сознавая нелепость ситуации, приказал установить свою аппаратуру "свой-чужой".
"Испокон века контакты в штепселях у нас маркировались цифрами, а у американцев - буквами. Вначале от страха повторили их маркировку, но наши монтажницы латинскому алфавиту не обучены, путали, а в результате из строя выходили ценные блоки...
Казалось бы, внедрить цифры, ан нет - боязно.
Ввели русский алфавит. Тут пошла совсем несуразная путаница. Сгорело еще несколько блоков и только тогда ввели цифры. В результате на заводах, связанных с производством Ту-4 одно время существовало три вида маркировки и пришлось разработать специальные переводные таблицы. Никто не хочет на Колыму, все знают, что обязательно найдется дрянь, которая донесет: "Нарушают указания самого товарища Сталина".
О "железе":
"Сняли с В-29 один из листов обшивки и определили толщину - 1/16 дюйма, что при пересчете дает 1,5875 мм. Ни один завод не брался катать листы с такой точностью. Здесь есть о чем подумать психологу: почему 1,5875 мм катать нельзя, а то же самое, но названное 1/16 дюйма можно. Сколько мы не взывали к разуму металлургов, победа осталась за ними, толщины пришлось округлять. Однако если мы округлим в плюс, до стандартных у нас 1,75 мм, самолет станет тяжелее... При округлении в другую сторону до 1,5 мм начинали справедливо скандалить прочнисты: конструкция недопустимо ослаблялась."
Но опять же:
"Электрические провода с В-29 было поручено скопировать бывшей золотоканительной фабрике на Ульяновской улице. Казалось бы разумно перевести их дюймовый сортамент в миллиметры. В дальнейшем они будут использоваться на всех советских самолетах. Однако когда мы стали осушествлять такой перевод, довольно скоро убедились: вес электросети непомерно возрастает. А возрастает он потому, что округлять в минус мы не могли, ибо боялись падения напряжения. Округляя в плюс, мы подсчитали, что вес электросети самолета возрастет на 8-10%, чего допустить было нельзя.
Вот почему несмотря на резкий протест руководства фабрики в сортаменте советских авиационных проводов появились нелепые сечения: 0,88; 1,93; 3,05; 5,15; 8,8; 0,21; 0,4 кв.мм."
А вот интересно:
"И пошли пререкания, демагогия: "Так мы что копируем Боинг или нет?" ...Дело шло к тупику.
Потребовалось выпустить новый документ, с большим числом подписей.