вроде бы кто-то искал инфу про "Марс".
статейка из Военного Парада
Статья подготовлена отделом маркетинга и рекламы ОАСО “Вымпел”
ПРОТИВОПОЖАРНОЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЕ СУДНО “МАРС”: БЕЗОПАСНОСТЬ В ПОРТАХ И НА РЕЙДАХ
Открытое акционерное судостроительное общество “Вымпел” более 30 лет серийно строит различные типы пожарных судов, начиная с небольших речных и озерных катеров и заканчивая новейшими морскими судами.
Длительное время основными заказчиками пожарных судов ОАСО “Вымпел” были пожарные части МВД РФ и ВМФ. Пожарные катера проектов 16640 типа “Вьюн” и 14611 и в настоящее время успешно несут службу в рядах ВМФ РФ и некоторых зарубежных стран. Пожарное судно “Марс” проекта 14613 - следующее поколение морских пожарных судов, которые уже отлично зарекомендовали себя при эксплуатации в различных портах мира.
“Марс” имеет стальной однопалубный корпус с возвышенной носовой палубой и двухъярусной рубкой.
Форма корпуса - круглоскулая, с транцевой кормой и наклонным форштевнем.
Судно строится в соответствии с требованиями правил Регистра на класс КМ Л4 1 I A3.
Пожарные суда “Марс” проекта 14613 представляют собой серию новейших многофункциональных судов, предназначенных для:
- противопожарных служб морских портов;
- противопожарных служб специализированных портов по работе с нефтепродуктами;
- сопровождения и поддержки судов с огнеопасными грузами;
- противопожарной охраны морских нефтяных и газовых промыслов;
- тушения пожаров на плавучих и береговых объектах, доступных для подхода с моря;
- тушения горящего на воде топлива;
- буксировки аварийных судов и плавсредств;
- проведения аварийно-спасательных работ;
- первичной спецобработки наружных поверхностей судов и плав-средств;
- проведения дезактивационных работ.
Многофункциональность судна, заложенная при проектировании, обеспечивается за счет оснащениея его дополнительным оборудованием и системами в зависимости от требований и пожеланий заказчика.
“Марс” имеет мощное пожаро-техническое вооружение, позволяющее производить:
- подачу 1500 куб. м воды в час из четырех лафетных стволов на расстояние около 70 м;
- подъем двух пеногенераторов на высоту до 15 м и вынос за борт до 5 м;
- подачу воды и пенообразователя на расстояние до 200 м от судна через раздаточные колонки.
Для борьбы с пожаром катер имеет следующие системы: универсальной водяной защиты, водяной завесы, объемного химического (углекислого) пожаротушения и порошкового пожаротушения. Управляются важнейшие и вспомогательные системы судна автоматически, из ходовой рубки.
Судно может эксплуатироваться во всех неарктических морях, совершая переходы с удалением от места базирования до 200 морских миль, в пределах границ морских районов А1, А2 (по классификации ГМССБ).
Пожарное судно “Марс” полностью соответствует требованиям по охране окружающей среды и экологической безопасности.
Главные размерения
Длина наибольшая, м 39,8
Ширина по конструкционной ватерлинии, м 7,8
Высота борта на миделе, м 3,3
Водоизмещение полное, т 385
Экипаж, чел. 13+6 пожарный расчет
Мореходные качества судна дают возможность плавать без ограничения по скорости и направлению движения при состоянии моря до 4 баллов и безопасно плавать без ограничения по балльности.
Скорость полного хода судна при полном водоизмещении и волнении моря до 2 баллов - не менее 11,5 узла.
Управляемость судна, в том числе возможность удержания его у горящего объекта при одновременной работе трех лафетных стволов на один борт при ветре до двух баллов, обеспечивается наличием движительно-рулевого комплекса, состоящего из двух винтов регулируемого шага в раздельно поворотных насадках и носового подруливающего устройства. Диаметр установившейся циркуляции - не более трех длин корпуса.
Для определения курса и местонахождения на судне устанавливается магнитный компас КМ 145-5 с оптической передачей показаний в ходовую рубку.
Скорость хода и пройденное расстояние судном определяется гидроакустическим лагом ДГЛ-1.
Судно оборудовано навигационным эхолотом НЭЛ-20К с указателем и электронным регистратором глубин.
Приемоиндикатор спутниковой радионавигационной системы NAVSTAR GPS NT-100 предназначен для автоматического определения координат судна. Точность их определения - 15 метров.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОДЯНАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА И ПЕ-НОТУШЕНИЯ предназначена для тушения пожаров водой и пеной на морских нефтепромыслах, аварийных судах и береговых объектах, доступных с моря. Она обслуживается двумя главными пожарными насосами ДПЖН-14, приводимыми от дизелей М827 (12ЧН 18/20) мощностью по 500 кВт (680 л.с.) каждый (производство ПО “Звезда”).
Система обеспечивает работу следующего оборудования:
- 4 лафетных стволов (2 ствола по 500 куб.м/ч и 2 ствола по 220 куб. м/ч);
- двух раздаточных колонок на верхней палубе, от которых по рукавным линиям может подаваться вода или раствор пенообразователя на аварийные объекты;
- системы универсальной водяной защиты;
- системы водяной завесы.
СИСТЕМА ВОДЯНОЙ ЗАВЕСЫ
предназначена для защиты судна от теплового излучения при тушении пожаров на аварийном объекте. Вода подается от главных пожарных насосов. Система разбита на два участка - левого и правого бортов.
СИСТЕМА ПОДАЧИ ПЕНООБРАЗОВАТЕЛЯ предназначена для подачи пенообразователя к приемным патрубкам главных насосов, от которых водный раствор пенообразователя подается в систему пожаротушения.
Система обслуживается электронасосом НЦВ 40/80Б подачей 40 куб. м/ч, при напоре 80 м вод. ст.
Предусмотрены три встроенные в корпус цистерны для хранения пенообразователя. Две цистерны емкостью по 9,4 куб.м располагаются в насосном отделении, третья, емкостью 5,3 куб.м, - в кормовом трюме-кладовой.
На приемных трубах из цистерн установлены клапаны с дистанционным управлением из рубки, такой же клапан есть и на напорной магистрали насоса НЦВ 40/80Б.
Кран-дозатор (для регулировки количества подаваемого пенообразователя) устанавливается в ходовой рубке.
СИСТЕМА ПОРОШКОВОГО ТУШЕНИЯ типа “Волна” состоит из сосуда для порошка вместимостью 450 кг, 4 баллонов для сжатого воздуха по 40 л при давлении 150 кг/кв.см, шланга длиной 150 м (на вьюшке) для подачи огнегасительного порошка на аварийный объект.
Установка порошкового пожаротушения размещена в спецпомещении (СПТ) в рубке первого яруса по левому борту в районе 44 - 49-го шпангоутов.
Система приводится в действие вручную из помещения СПТ.
В качестве главных двигателей на судне установлены два дизеля типа ЗКД12Н520 Барнаульского завода транспортного машиностроения с реверс-редукторами, которые работают каждый на свой валопровод с винтом регулируемого шага.
Электроэнергетическая установка судна состоит из двух автоматизированных дизель-генераторов:
ДГР2А 200/1500 в насосном отделении и ДГФ2А 100/150 в машинном отделении.
Пожарные суда проекта 14613 “Марс” успешно несут боевую вахту в черноморских портах Новороссийска, Туапсе и Турции.
Марка ОАСО “Вымпел” хорошо известна как российским, так и зарубежным потребителям, потому что все годы существования предприятия основным для “Вымпела” было, есть и будет гибкость и полное удовлетворение требований и пожеланий заказчика.