Gosh1000>> Спокуха.. Все будет.
Пусть Красильников выскажется. Ну и Белл, желательно..
Y.K.> Я ж тебе сразу сказал - давай бухти, как космические корабли бороздят просторы
Итак, способ №1, самый простой:
Если мы имеем аппарат с тормозным движком, закрепленным выше ц.м., то при включении его на достаточное время, аппарат САМ сориентируется по грав. вертикали.
Но такого не было на реальных аппаратах.
поэтому
Способ №2 (как делали, например, на Сюрвейерах)
Аппарат измеряет свою скорость относительно поверхности и начинает дуть точно по вектору этой скорости. В итоге постепенно гасится горизонтальная составляющая, и остается только вертикальная, странным образом совпадающая с грав. вертикалью. А все потому, что Луна таки притягивает аппарат, причем точно по вертикали.
В итоге аппарат ориентируется своей вертикальной осью по вектору вертикальной скорости и вуаля - мы имеем ориентацию по грав. вертикали.
Способ № 3 (разновидность второго)
Опять таки, гасится горизонтальная составляющая до нуля. И аппарат начинает свободно вертикально падать вниз. Так делали на Е-8. Во время падения идут радиозамеры от поверхности и "вычисление" вертикальной гравитационной ориентации. Потом включаются управляющие движки и происходит ориентация.
Таким образом, датчиком грав. вертикали является сам аппарат, если он умеет при этом мерить свою скорость, расстояние до поверхности. Ведь физически сила тяжести - есть, и нет никаких проблем определить ее направление. Нужно просто что-то бросить с высоты и померить его траекторию. Именно это сами с собой и делали лунные автоматы.
Сразу дисклеймер: не надо только теперь орать, что горизонтальная составляющая реально все равно оставалась (мизерная), а значит и вертикаль была не точно построена. Именно это я и сказал с самого начала - СУ не работают идеально, и небольшие отклонения от вертикали также были допустимы.