Именно поэтому активно внедряется такая фигня как RNAV (Area Navigation) - это система, куда дается инпут от наземных aids - same VOR/DME-s, NDBs, VORTACs, + INS platform, в результате получаем корректируемую виртуальную поверхность, на которой можем рисовать в любых удобных для нас точках виртуальные маяки (то есть, прокладывать прямой курс по ортодроме, а маяки тыкать по линии трассы), причем HSI будут отображать наше положение именно относительно данных виртуальных, делая задачу навигации такой же простой, как стандартный полет на рлс/полет от рлс, описанные в любом учебнике за 19забытый год.
MNPS (Minimal Navigational performance) /ака ширина коридора, внутри которого самоль будет находиться 95% времени при показаниях "на трассе"/ для данного случая, честно говоря, даж не помню - 4NM or 1NM. Помню только, что благодаря некоторой прецессии инерциальной платформы первые около часа считается, что инерциальные данные точнее, после - данные от наземных маяков оказываются приоритетными из-за растущей погрешности ИНС. /далее, помнится, описывались алгоритмы сверки данных для поиска ошибок, но нам эт неинтересно, да и не помню точно их. :shuffle: /
Пока что точно знаю, что система пользуется в европе. Вероятно, где-то в сша. В третьем мире, разумеется, нет - недостаточна сеть наземных маяков. А пускать лайнеры без ATS обслуживания - это слишком чревато и никто не пойдет на такое. Даже при наличи жопоэса. Ибо согласно чикагской конвенции, страна обязана обеспечивать как минимум SAR обслуживание любому гражданскому борту над её территорией. А ежели борт летит там, где нет никаких возможностей добраться, или вообще без фиксированного маршрута, то возможность выполнения обязательств приближается к нулю. Потому там же, в конвенции, прописано, что страна имеет право устанавливать маршруты пролета над территорией с учетом возможности обеспечить обслуживание. (наземные маяки, пункты контроля, т.д.)
Над океаном (трансатлантик европа-сша поток) тож не прямые - (по памяти с джепсенов) северо-атлантический сектор поделен на дуговые маршруты, расстояние меж ними, кажись, не менее 20' по широте, MNPS=4, контроль осуществляется методом докладов по КВ связи точек с заданными координатами в нужное время.
В полярном - нечто вроде, только по грид навигейшн. (заместо быстро меняющихся меридианов выставлена сетка, привязанная к одному, напр, гринвичскому, и по ней идет отсчет).