[image]

Полёты в стратосферу в СССР в 1930-е гг.

 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/VIET/STRATO/STRATO.HTM

Интересная статья.

Есть интересные фото - например, "Внутри оболочки "СССР-3" во время ее испытания на герметичность, 1935 г.", "Испытания стратопланера П.И. Гроховского. 1935 г."

(прикрепил бы картинки, но сейчас у меня аттачи не работают)

Попытаемся подвести итоги стратосферной эпопеи СССР.

Полеты стратостатов способствовали росту авторитета СССР. Приняв участие в исследованиях стратосферы, Советский Союз заявил о себе как о великой научной державе. После 1932 г. из всех индустриальных стран только США и СССР оказались в состоянии вести исследования стратосферы с помощью стратостатов. Несмотря на неравные стартовые возможности, СССР и здесь не раз опережал своего существенно более богатого соперника.

Полеты стратостатов мало что дали военным: до войны стратосферная авиация так и не была создана. Уже во второй половине 30-х гг. возобладало скептическое отношение к ней. И действительно, в годы Второй мировой войны в стратосфере летали не эскадрильи тяжелых бомбардировщиков, а одиночные разведчики.

Более существенной представляется научная составляющая стратосферной программы, в частности изучение космических лучей. Как сейчас известно, стратосферные полеты не могли решить загадку космических лучей, так как их источник находится за границей атмосферы нашей планеты.

30-гг. XX в., на которые приходится эпопея полетов стратостатов, были временем начала интенсивных поисковых работ в области ракетной техники. В связи с этим представляет интерес выяснение вопроса: оказали ли полеты стратостатов какое-либо влияние на развитие ракетно-космической техники и прежде всего пилотируемой космонавтики?

Полеты советских стратостатов пришлись на последние годы жизни К.Э. Циолковского. Патриарх отечественной космонавтики живо интересовался ими. Стала хрестоматийной телеграмма, направленная им экипажу "СССР-1": "От радости захлопал в ладоши. Ура СССР! Циолковский" [25]. Более того, последняя работа, напечатанная при жизни Константина Эдуардовича, "Победа советских людей", была посвящена подвигу пилотам стратостата "СССР-1 бис". Вместе с тем Циолковский не питал иллюзий относительно перспектив стратостатов:

Будущее стратостатов не блестяще. Они не поднимутся выше 30 км. Мешают высокому поднятию огромные размеры и тонкость оболочки. Действительно, на высоте 30 км разрежение воздуха достигнет 80,6. Значит, если устроить стратостат в 65450 м3, то вес 1 м2 его оболочки должен быть не тяжелее 87 г, что пока недостижимо. Если же оставить вес 1 м2 оболочки 300 г, то придется размер шара увеличить в 3,5 раза, а объем в 43 раза, что также не только затруднительно, но и не достигнет цели, ибо такая оболочка при таких размерах обязательно разорвется [26].

Как нам представляется, К.Э. Циолковский считал, что полеты на стратостатах необходимы, так как они пробуждают интерес к заатмосферным полетам, а ограничения, накладываемые на аппараты легче воздуха, неминуемо должны привести к переориентации на реактивные летательные аппараты.
Младшее поколение отечественных пионеров ракетной техники, приступивших к первым ракетным экспериментам, общалось с воздухоплавателями в рамках Стратосферного комитета Осоавиахима. Воздухоплаватели и ракетчики работали над решением общей задачи - покорения стратосферы и, веря в правильность выбранного ими пути, с уважением относились к работе тех, кто занимался летательными аппаратами другого типа. Об этом свидетельствует, например, единственная статья С.П. Королева, посвященная воздухоплаванию, - рецензия на книги "Стратосферный фронт" В.А. Сытина и "Полет в стратосферу" американского стратонавта Альберта У. Стивенса [27]. В свою очередь, руководитель кафедры воздухоплавания ВВА им. Н.Е. Жуковского В.А. Семенов положительно оценил книгу Г.Э. Лангемака и В.П. Глушко "Ракеты, их устройство и применение" [28]. Поэтому приводимое в воспоминаниях заместителя председателя Стратосферного комитета В.А. Сытина ироническое замечание С.П. Королева о стратостатах, как о "пузырях", которые мало дадут для изучения стратосферы, относящееся к осени 1934 г. [29], отражает, по-видимому, минутное настроение выдающегося конструктора ракетной техники, высказанное к тому же в частном разговоре.

Конечно же, трудно видеть в гондоле стратостата прообраз спускаемого аппарата космического корабля. Ведь оленьи шкуры, предназначенные для защиты гондолы от нагрева лучами солнца, не имеют ничего общего с термозащитой спускаемого аппарата. Однако примечательно, что М.К. Тихонравов, исчисляя вес ракеты, вес кабины для экипажа берет "согласно весу гондол для современных стратостатов" [30].

Кроме того, целый ряд приборов, впервые разработанных для стратостатов (безинерционные термометры, гигрометры М.И. Гольцмана и т.д.), был затем использован в ракетных исследованиях.

К временам стратосферной программы уходит и подход к освещению событий, характерный и для начального этапа развития космонавтики. Ведь столь масштабные для своего времени работы, как создание стратостатов "СССР-2", "СССР-3" и "Осоавиахим-2" удалось скрыть точно так же, как и много лет спустя лунную программу СССР. А начало этой секретности положено документом, вышедшим в январе 1934 г. после катастрофы стратостата "Осоавиахим-1", который гласил: "Запретить публиковать в ТАСС и нашей прессе какие-либо данные о полетах в стратосферу, а равно о самом стратостате впредь до особого на то разрешения СНК" [31].
 
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Зар-раза, адрес не отображается...
Попробуем так:

vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/VIET/STRATO/STRATO.HTM
   
RU fuodoroff #18.05.2007 14:01
+
-
edit
 

fuodoroff

втянувшийся

Да, действительно хорошая статья - без истерик, тайноискательства и по делу. Спасибо.
   
+
-
edit
 

Kuznets

Клерк-старожил
★☆
в Тушино есть могила и памятник тех кто погиб в катастрофе
   
RU fuodoroff #21.05.2007 13:01
+
-
edit
 

fuodoroff

втянувшийся

Уточнение. Там в Тушино только стелла. А похоронены стратонавты в Кремлёвской стене.
Прикреплённые файлы:
STRATO15.jpg (скачать) [575x361, 39 кБ]
 
 
   
+
-
edit
 

digger

аксакал

Ужaс! Нaгрев oт Сoлнцa, изменение дaвления, бaлaнс бaллaстa , и все без кoмпьютерa. Пoлучaется крaйне oпaснaя и неурaвнoвешеннaя вещь.Пoсле ВМВ люди нa стрaтoстaтax летaли?
   
+
-
edit
 

Kuznets

Клерк-старожил
★☆
digger> Ужaс! Нaгрев oт Сoлнцa, изменение дaвления, бaлaнс бaллaстa , и все без кoмпьютерa.

это шутка надеюсь. логарифмическая линейка очень давно появилась.
ПС а как Чкалов в Америку летал? на одном моторе, с постоянным обледенением, над льдами и вечной мерзлотой, в тысячах км от ближайщих людей. "и все без кoмпьютерa"...
   
+
-
edit
 

digger

аксакал

Чкaлoв дoлетел и сел, a бoльшинствo пoлетoв стрaтoстaтoв кoнчилoсь aвaриями. Прoблемa в тoм, чтo неизвестнo скoлькo висеть и скoлькo бaллaстa кидaть, делaли нa глaзoк. Перерaсxoд бaллaстa oзнaчaл ускoреннoе пaдение. Бoлее-менее решили прoблему стрaтoстaты, трaнсфoрмируемые в пaрaшют.
   
+
-
edit
 

Kuznets

Клерк-старожил
★☆
digger> a бoльшинствo пoлетoв стрaтoстaтoв кoнчилoсь aвaриями.

сколько из скольких?

digger> Прoблемa в тoм, чтo неизвестнo скoлькo висеть и скoлькo бaллaстa кидaть, делaли нa глaзoк.

из того что делали на глазок не следует что не могли реально посчитать. все могли. только стремление к рекордам иногда убивает...
===
1. ВЗЛЕТ:

Вес всей конструкции 2480 кгр. Полная подъемная сила газа 2600 кг. Температура газа в оболочке равна температуре окружающего воздуха. Стратостат идет вверх со сплавной силой 120 кг.

2. ЗОНА ВЫПОЛНЕНИЯ ШАРА — 17.700 м.

Вес всей системы 2480 кг. Полная подъемная сила газа 2600 кг. Стратостат продолжает идти вверх, но уже замедленно, т. к. расширяющийся газ (при выполненном шаре) выходит на воздух через нижние отверстия (аппендикс).

Одновременно с замедлением скорости подъема оболочка аэростата и содержащийся в ней газ нагревается солнцем и при температуре наружного воздуха —50°, температура газа достигла плюс 4°, расширяющийся при этом газ выходит на воздух через аппендикс.

3. ЗОНА РАВНОВЕСИЯ ШАРА — 19.500 метров.

Вес всей системы 2480 кг. Полная подъемная сила газа 2480 кг. Равновесие. Подъем прекратился. Шар при этом наполнен газом, температура которого на 54° выше температуры наружного воздуха.

ПРИМЕЧАНИЕ: Если бы сейчас температура газа уравнялась с температурой наружного воздуха, то газ сжался бы и шар потерял бы 20% своего объема (т. к. на каждые 2,7° объем газа изменяется на 1%, а следовательно стратостат потерял бы 20% (или 496 кг) своей подъемной силы.

Для обеспечения спуска с этой высоты при указанных температурных условиях на борту стратостата СОАХ-1 должно было бы в распоряжение пилота не менее 496 кг балласта для компенсации неизбежного при спуске уравнивания в температурах газа и наружного воздуха.

В действительности СОАХ-1 на старте принял на борт 580 кг балласта (дроби) и имел в качестве аварийного балласта (приборы и личные вещи аэронавтов) 200 кг. Таким образом спуск с этой высоты вполне обеспечен.

4.ПОДЪЕМ НА ВЫСОТУ 20.600 метров.

По данным бортжурнала для превышения зоны равновесия (19.500 м) сброшено 310 кг балласта. Достигнута высота 20.600 м. Общий вес системы стал 2170 кг. На борту осталось балласта 270 кг дроби и 200 кг аварийного балласта. Времени было 10 ч. 50 мин. — 11.10 мин.

Дополнительного разогрева газа еще не наступило и следовательно потребность в балласте на спуск и с высоты 20600 м осталось в 496 кг. На борту же имелось лишь 470 кг (включая аварийный балласт).

Благополучный спуск стратостата с этой высоты был все же возможен, если бы начать его вскоре после достижения этой высоты (примерно в 11 ч. 20 м. — 11 ч. 30 м.) и под нагревом солнца медленно вести стратостат вниз, сохраняя благодаря медленности спуска газ в сравнительно теплом состоянии до высоты 7-8 км, когда можно уже открыть люк гондолы и свободно распоряжаться даже аварийным балластом и в случае надобности пользоваться парашютом.

ПРИМЕЧАНИЕ: Такой спуск с использованием нагрева от солнца и представляет собой основу и трудность искусства пилотирования.

При отсутствии облачности и в нижних слоях атмосферы, аэростат при своевременном (до захода солнца) и медленном снижении доходит с теплым газом до земли даже не использовав полностью расчетного балласта.

5. ПОДЪЕМ НА ПОТОЛОК — 22.000 метров.

Пробыв на высоте 20.600 метров с 10 ч. 50 мин. до 11 ч. 55 мин. СОАХ-1 продолжал подъем. Для осуществления подъема пилот сбросил (по данным борт. журнала) 50 кг балласта. Однако этого было недостаточно для скачка с 20600 до 22.000 м. Очевидно, одновременно имел место дополнительный значительный нагрев газа, вызвавший его расширение и выпуск образовавшегося излишка на воздух через аппендикс. Этот дополнительный нагрев газа следует принять не менее чем в 20°, что в свою очередь требовало для обеспечения спуска (при неизбежном уравнении температур наружного воздуха и газа) дополнительно около 200 кг балласта.

Таким образом, общая потребность в балласте уже определилась величиной порядка 700 кг. На борту же, включая аварийный балласт, оставалось 420 кг.

Медленный спуск до высоты 7-8 км (до открытия люка) представляется в сложившейся обстановке уже чрезвычайно трудным.

6. СПУСК С ПОТОЛКА 22.000 м. ДО ВЫСОТЫ 18.000 м.

Для обеспечения спуска и форсирования его пилот (согласно бортжурнала) держит открытым клапан в течение трех минут.

Потеря газа при этом может быть определена как уменьшение подъемной силы стратостата на величину 70-100 кг.

Таким образом, для безопасности спуска на землю при уравнении температур газа в оболочке и наружного воздуха требуется уже 770-800 кг балласта. На борту же все те же 420 кг (включая аварийный балласт).

Под влиянием нагрева от солнца стратостат, несмотря на значительный выпуск газа через клапан, снижается медленно.

В 15 ч. стратостат находится еще на высоте 18 км. Солнце идет к горизонту. Создается бесспорная опасность быстрого спуска как от уменьшения интенсивности нагрева оболочки аэростата солнцем, так и от обтекания оболочки холодным воздухом при спуске (температура наружного воздуха порядка минус 50°).

СПУСК С ВЫСОТЫ 18 км до высоты 12.000 м.

Скорость спуска возрастает. Идет охлаждение газа. Времени уже 16 часов, стратостат же еще в стратосфере. О балласте сперва не упоминается ничего; очевидно, пилот бережет остатки балласта. Высота 12 км. Температура газа все ближе приближается к температуре наружного воздуха. Подъемная сила газа вследствие этого резко уменьшается. При уравнивании температур газа и наружного воздуха подъемная сила стратостата приближалась к величине 1400-1320 кг при весе всей системы 2120 кг. Для спасения положения требовалось сбросить 720-800 кг балласта.

Времени 16 ч. 07 мин. В бортжурнале имеется попытка что-то записать о балласте, но, очевидно, на стремительном спуске так качает, что писать затруднительно.

8. КАТАСТРОФА.

В 16 ч. 23 мин. стратостат ударился о землю. Даже имевшийся балласт использован не был. Скорость снижения стратостата с 12 км до земли (приведенная к плотности воздуха у земли), была порядка 12-15 м в секунду — в начале лопнуло крепление уздечки, затем спуски такелажа и сама оболочка. Вблизи земли оболочка оторвалась от гондолы, вытянув при этом разрывные полотнища, и упала в 4-х км от гондолы.

...

ОСНОВНОЙ ВЫВОД: полет был обеспечен до высоты 19.500 м. Подъем на высоту 20.500 м при всей напряженности не создавал угрозы аварии; подъем до 22.000 м неизбежно вел к аварии.
===
http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/istochnik/1997/os1.html
   
+
-
edit
 

fuodoroff

втянувшийся

digger>бoльшинствo пoлетoв стрaтoстaтoв кoнчилoсь aвaриями. Прoблемa в тoм, чтo неизвестнo скoлькo висеть и скoлькo бaллaстa кидaть, делaли нa глaзoк. Перерaсxoд бaллaстa oзнaчaл ускoреннoе пaдение. Бoлее-менее решили прoблему стрaтoстaты, трaнсфoрмируемые в пaрaшют.

Вы бы прежде чем что-либо сказать удосужились проверить свои знания. Они, к сожалению, Вас подводят. Абсолютное большинство полётов стратостатов окончилось успешно. В тех же США на 46 (!) стратосферных полётов произошла 1 авария без человеческих жертв.
А вот как раз первый (он же последний) стратостат-парашют потерпел аварию - трение оболочки дало искру, вызвавшую пожар водорода.
digger>Пoсле ВМВ люди нa стрaтoстaтax летaли?

И, кстати,в большом количестве :)
   
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Вот пассаж:
_________________
Действительно, на высоте 30 км разрежение воздуха достигнет 80,6. Значит, если устроить стратостат в 65450 м3, то вес 1 м2 его оболочки должен быть не тяжелее 87 г , что пока недостижимо.
_________________

Сейчас легко можно найти пленки с массой менее 10гр/м2 и прочностью большей, чем та ткань. Гондолу можно сваять, что из люминия, что из композита - в разы прочнее и легче, чем те которые были. Оборудование тоже может быть намного легче и надежней - хоть катапультируемые кресла...
А ведь такая штуковина вытащит считай в космос... Хм...

Ник
http://www.inauka.ru/blogs/article74208/print.html
Подробная статья с формулами.
________________________________
Прошло более ста лет, и сейчас создано довольно много материалов, о которых Циолковский не мог и мечтать. Использование полиэтиленовой плёнки толщиной 3,4 мкм дало возможность учёным из японского института космических исследований изготовить стратостат BU60-1 объёмом 60000 м3 (диаметр – 50 м), масса которого составила всего 35 кг. В мае 2002 года этот стратостат установил рекорд, поднявшись на высоту 53 км с полезным грузом около 5 кг, состоящим из двух ТВ камер и прибора GPS для определения высоты.
________________________________
   
Это сообщение редактировалось 29.05.2007 в 15:23
01.06.2007 16:08, fuodoroff: +1: За редкое в наши дни умение находить факты и делать из них выводы :)
RU fuodoroff #29.05.2007 15:23  @Wyvern-2#29.05.2007 14:37
+
-
edit
 

fuodoroff

втянувшийся

Wyvern-2> Действительно, на высоте 30 км разрежение воздуха достигнет 80,6. Значит, если устроить стратостат в 65450 м3, то вес 1 м2 его оболочки должен быть не тяжелее 87 г , что пока недостижимо.

Докладываю, что мировой рекорд высоты для ПИЛОТИРУЕМЫХ газовых аэростатов составляет 34 668 метров и установлен в 1961 году:

AA-15 (Gas balloons: 22 000 m³ and above)
Altitude : 34 668 m
Date of flight: 04/05/1961
Pilot: Malcom D. ROSS (USA)
Course/place: USS Antietam, Gulf of Mexico
Balloon:
Winzen Research, "Lee Lewis Memorial"

Ссылка: http://records.fai.org/.../history.asp?id1=AA-15&id2=1&id3=1

Так что вопрос о недостижимости ... :)
   
LT Bredonosec #29.05.2007 18:44
+
-
edit
 
ага, разные условия.
В средней полосе высота тропопаузы считается 11 км (температура стратосферы принята за 216,5К), а в тропических широтах (мексиканский залив) тропопауза может и до 15 км подыматься, там и температура стратосферы соответственно пониже, так что, одно другому не противоречит.
   
+
-
edit
 

Mishka

модератор
★★★
Меня смущают следующие абзацы:

Kuznets> Вес всей системы 2480 кг. Полная подъемная сила газа 2600 кг. Стратостат продолжает идти вверх, но уже замедленно, т. к. расширяющийся газ (при выполненном шаре) выходит на воздух через нижние отверстия (аппендикс).
Kuznets> Одновременно с замедлением скорости подъема оболочка аэростата и содержащийся в ней газ нагревается солнцем и при температуре наружного воздуха —50°, температура газа достигла плюс 4°, расширяющийся при этом газ выходит на воздух через аппендикс.
Kuznets> 3. ЗОНА РАВНОВЕСИЯ ШАРА — 19.500 метров.
Kuznets> Вес всей системы 2480 кг. Полная подъемная сила газа 2480 кг. Равновесие. Подъем прекратился. Шар при этом наполнен газом, температура которого на 54° выше температуры наружного воздуха.

Сила должна была плавно уменьшаться. Иначе почему он замедлился? Сопротивление воздуха даже меньше, сила тяжести та же. Или я чего-то не догоняю?
   
+
-
edit
 

Kuznets

Клерк-старожил
★☆
Mishka> Сила должна была плавно уменьшаться. Иначе почему он замедлился? Сопротивление воздуха даже меньше, сила тяжести та же. Или я чего-то не догоняю?

непонятно что тебя смущает. сначала был холодный газ, шар ненадутый. потом при подъеме плотность воздуха уменьшалась, а газ нагревался от солнца. на определенной высоте газ заполнил весь объем оболочки и ее форма стала шаром. потом нагрев продолжился, и "лишний" газ стал выходить из шара. на определенной высоте "лишний" газ весь вышел, и объем стабилизировался. это была зона равновесия. потом начали бросать балласт, и добросались - не осталось достаточно чтобы компенсировать растущую скорость спуска. имхо, все понятно.
кроме того, при чем тут сопротивление воздуха?..
   
+
-
edit
 

Mishka

модератор
★★★
Смущает меня то, что с момента надутости шара силы действующие на шар не менялись практически (нагрев компенсировался выходом излишков газа), скорость менялась, а значит менялась и сила. А они всё указывают ту же подъёмную силу. А потом она раз и кончиалсь. А должна была "кончаться" постепенно.
   
+
-
edit
 

AidarM

аксакал
★★
Что интересно, газ выходит, а масса всей системы (т.е. и баллона с газом) не уменьшается...
   
+
-
edit
 

pokos

аксакал

AidarM> Что интересно, газ выходит, а масса всей системы (т.е. и баллона с газом) не уменьшается...
Там не масса, а вес, извините. И "всей системы" означает всего оборудования, кроме газа.
   
+
-
edit
 

AidarM

аксакал
★★
pokos>Там не масса, а вес, извините.
Угу, я клюнул на килограммы.

>И "всей системы" означает всего оборудования, кроме газа.
Не знал.
   
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
AidarM>> Что интересно, газ выходит, а масса всей системы (т.е. и баллона с газом) не уменьшается...
pokos> Там не масса, а вес, извините. И "всей системы" означает всего оборудования, кроме газа.

Можно не оговаривать - подъемный газ веса не имеет ;)

Ник
   
+
-
edit
 

AidarM

аксакал
★★
Wyvern>Можно не оговаривать - подъемный газ веса не имеет ;)
Аха, щас. Заполняешь оболочку из баллона со сжатым газом. Так вот, сжатый он и вес имеет тоже. Запасной баллон таскаешь с собой тоже на случай проорыва оболочки чтобы можно было парировать.
   
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Wyvern>>Можно не оговаривать - подъемный газ веса не имеет ;)
AidarM> Аха, щас. Заполняешь оболочку из баллона со сжатым газом. Так вот, сжатый он и вес имеет тоже. Запасной баллон таскаешь с собой тоже на случай проорыва оболочки чтобы можно было парировать.

Если мы водородом запитываемся, и везем с собой цинк и кислоту -как считать будешь? :F
Пока он в баллоне, он - оборудование и не является подъемным газом
*Подъемным газом* он становиться только в оболочке, при выравненном давлении

Ник
   

PSS

литератор
★★☆
Balancer> Во вторую мировую лётчики в кислородной маске поднимались выше 13 км (на Як-3ПД, например, 13330). К сожалению, не нашёл именно рекордных цифр для точности. И не только поднимались, но и работали :) Маску, вроде, не срывало...

Только в маске? Тогда уже и скафандры были. Или, может, кабина герметичная? Рекорд, кажется, за Коккинаки в 1935 - 14575 метров. Он был в кислородной маске и корсете. Но, имхо, это уже слишком.

Balancer> Так что практический вопрос только в том, сорвут 0.33 атм. маску или нет :)
U235>> Не успеешь до земли долететь, как получишь несовместимые с жизнью повреждения
Balancer> Так до земли не обязательно. Достаточно до той высоты, на которой ты в маске уже сможешь уверенно выжить, т.е. до ~10-12 км :)

Имхо, цифра завышена. По всем книгам, на этой высоте лучше уже в скафандре или хотя бы в компенсирующем костюме. В маска достаточно оптимальна для более низких высот. Километров 7-8. Описания исключений из этого правила только его подтверждают.
   10.010.0
Это сообщение редактировалось 27.10.2014 в 18:25
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
+
+1
-
edit
 

Balancer

администратор
★★★★★
PSS> Только в маске? Тогда уже и скафандры были.

В каком скафандре летали на Як-3? :)

Balancer>> Так до земли не обязательно. Достаточно до той высоты, на которой ты в маске уже сможешь уверенно выжить, т.е. до ~10-12 км :)
PSS> Имхо, цифра завышена. По всем книгам, на этой высоте лучше уже в скафандре или хотя бы в компенсирующем костюме

Вон, совсем недавно всплывала тема Су-25. Кабина негерметичная, никаких скафандров и ВКК, обычная маска — и 11 км. при реальной работе.
   3737

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru