[image]

166 Гвардейский иап (в/ч 10227), аэродром Марнеули (Сандар), Грузия

 
1 14 15 16 17 18 28
+
-
edit
 
Балатонская наступательная операция

Завершение Белградской операции и последующее наступление югославской армии с целью окончательного освобождения страны создали благоприятные условия для ведения боевых действий советских войск на будапештском и венском стратегических направлениях.

После завершения операции главные силы 3-го Украинского фронта, в том числе и авиационная группа генерал-майора Витрука, были переброшены на левобережье Дуная для наступления в глубь Венгрии. Одновременно полки авиационной группы Витрука не прекращали боевых вылетов на поддержку боевых действий НОАЮ. В отдельные дни все имеющиеся силы группы поддерживали действия НОАЮ по завершению освобождения Югославии.

В ноябре 1944 3-й Украинский фронт получил задачу захватить плацдармы на правом берегу Дуная, а после подхода главных сил — включиться в общее наступление на территории Венгрии. Умело используя накопленный богатый опыт по преодолению водных преград, советские войска 7 — 9 ноября форсировали Дунай и захватили два плацдарма на западном берегу в районе Ватина и Апатина. Враг то и дело переходил в контратаки, пытаясь сбросить советские войска в Дунай и восстановить положение. Бойцы и командиры, уже не первый год воевавшие на фронте, говорили, что, пожалуй, нигде гитлеровцы не оказывали такого ожесточенного сопротивления и не предпринимали таких яростных контратак, как в ту зиму в Венгрии.
Авиационная группа генерал-майора Втирука прикрывала с воздуха плацдармы и переправы, обеспечивала прикрытие сосредоточиваемых войск фронта для развертывания дальнейших боевых действий по освобождению Венгрии.

Наступил новый, 1945-й год. Советская армия на многие сотни километров отбросила от своих рубежей гитлеровскую нечисть. Войска 3-го Украинского фронта, форсировав Дунай, прорвали оборону противника севернее реки Драва и продолжали продвигаться на запад по землям Венгрии и Югославии. Используя паузы между боями, командиры и инженеры полков обучали, передавали свой опыт, контролировали, проверяли ход подготовки югославских авиаторов.
Оборона противника в Югославии и на южном фланге 3-го Украинского фронта в январе 1945 г. проходила по реке Драва от Торянца до Вуковара на Дунае, Шид, река Дрина, восточнее Сараево, южнее Мостар, Баня-Лука, побережье Адриатического моря южнее Карлобага.

В январе - феврале 3-я югославская армия вела бои на правом берегу реки Драва, затем действовала на левом берегу реки Драва, от Торянца до устья Дравы, и далее по левому берегу Дуная до Вуковара. 1-я югославская армия занимала фронт между реками Дунай и Сава, на рубеже Вуковар, левый берег Савы. 2-я армия действовала в Восточной Боснии, на рубеже левый берег реки Дрина, Брчко, Завидовичи, район Сараево, Баня-Лука, Приедор, восточиее Бихача. Авиационная группа гвардии генерал-майора Втирука вела боевые действия в интересах 1-й, 2-й и 3-й югославских армий.
Вторая половина февраля и март 1945 г. для войск 3-го Украинского фронта оказалась напряженной. На отдельных участках гитлеровцы предпринимали частые контратаки, силясь отбросить наши части за Дунай. Обреченный на гибель враг вводил последние резервы, отчаянно сопротивлялся, пытаясь ускользнуть от сурового возмездия. Авиационная группа генерал-майора Витрука принимала участие в этих упорных боях. При этом аэродром гудел как разбуженный улей. Взлетали и садились штурмовики и истребители. Одни тотчас брали курс на цель, чтобы нанести уничтожающий удар по врагу, другие осуществляли учебные полеты, отрабатывая технику пилотирования и тактические приемы.

Весна сорок пятого на Балканах выдалась необычно ранней. Обильные дожди часто выводили из строя грунтовые аэродромы. Витрук руководил и вводом в строй взлетных дорожек, и отправкой в бой полков штурмовиков и истребителей, а также работой инструкторов и проведением тренировочных полетов югославских летчиков.

В ночь на 6 марта на южном участке фронта, где противник нанес два удара: первый - из района Дони-Михоляц по войскам 1-й болгарской, второй - из района Валпово по частям 3-й югославской армии. Немецко-фашистским войскам удалось форсировать реку Драва и захватить на ее левом берегу два плацдарма. По его указанию командующего 3-м Украинским фронтом маршала Толбухина штурмовики авиационной группы Витрука в течение дня наносили удары по скоплениям войск противника и его переправам.

09.03.1945 в 166-м гвардейском штурмовом авиаполку не вернулись с боевого задания сразу три экипажа. В тот день одному из них - гвардии старшему лейтенанту Усманову - генерал Витрук поставил задачу в паре с югославским летчиком сержантом Смоличем вылететь в район населенного пункта Товарник на штурмовку живой силы и техники врага.
Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии противника, Усманов со своим ведомым сербом Смоличем пробились к цели и с ходу обрушили бомбовый груз по скоплению вражеских войск. С первого захода вспыхнуло несколько очагов пожара. Успешными оказались и последующие атаки гвардейцев.
Закончив штурмовку, Салимжан Усманов подал команду ведомому следовать на свой аэродром. И тут вражеский снаряд попал в борт его «Ила». Самолет задымил и начал терять высоту. Маневрируя, Усманов пытался сбить пламя, но безуспешно. Не выпуская шасси, Усманов вынужден был пойти на посадку в районе села Велика-Обарска. Экипаж штурмовика несколько дней сидел в болоте, немцы прочесывали лес. Раненых летчиков подобрали и выходили местные жители.
Выслушав краткий доклад сержанта Смолича, командир эскадрильи гвардии старший лейтенант Калачев под прикрытием пары истребителей, не медля ни минуты, вылетел со своим ведомым в указанный район. Товарищи спешили на выручку попавшим в беду Усманову и Горбунову. Внизу на земле языки пламени лениво долизывали остатки штурмовика. Однако экипаж так и не удалось обнаружить.
После доклада Калачев был перенацелен на район Липовец, где части югославской армии наткнулись на мощный огневой заслон противника. Район цели был рядом, и Калачев со своим ведомым лейтенантом Владимиром Корчаком вскоре увидели вспышки - вражеские батареи вели огонь по наступающим югославским войскам. Увлекшись стрельбой, гитлеровцы не заметили, откуда навалилась на них пара краснозвездных «Илов». Штурмовики атаковали огневые позиции фашистских артиллеристов, с ходу обрушив на них всю мощь своего огня. Стремительные атаки следовали одна за другой. Четыре уничтоженных полевых орудия, два дзота, несколько очагов пожара - таков итог боевого вылета храбрых гвардейцев. После разгрома узла вражеского сопротивления, учиненного Калачевым и Корчаком, югославские войска двинулись вперед и заняли несколько населенных пунктов. Югославское командование прислало генералу А. Н. Витруку телеграмму, в которой просило объявить благодарность отважным летчикам.

20 марта войска 3-го Украинских фронтов вышли за Дунай восточнее Комарно, отрезав гитлеровским войскам путь к отступлению на запад. Перед авиационной группой А. Н. Витрука была поставлена задача: штурмовыми и бомбовыми ударами уничтожать рассеянные группировки отходящего противника.

На подступах к станции Тенски-Антуновац уничтожен вражеский эшелон. В районе Норд три группы «Илов» 167-го полка, ведомые старшими лейтенантами Голубевым, Гавриленко и Карушиным, нанесли сокрушительный штурмовой удар но вражеским танкам и баржам. Потоплено пять барж, на которых гитлеровские части переправлялись на противоположный берег реки Драва.

Во время операции на плацдарме реки Драва севернее Велново в период с 6 по 22 марта 1945 года успешно действовала Ваша авиация, которая своими меткими ударами в огромной мере препятствовала продвижению противника на правый берег. Ваши храбрые авиаторы выполняли свои задания, не считаясь ни с какими опасностями, несмотря на огневую мощь ПВО противника.

24 марта войска 3-го Украинского фронта при поддержке штурмовиков 10-й гвардейской шад, отразив атаки одиннадцати танковых дивизий гитлеровцев юго-западнее Будапешта, перешли в наступление и овладели городами венгерскими Секешфехервар, Мар, Зирес, Веспрем, Саксард и австрийским городом Грац.

Вечером в сообщении Совинформбюро зачитали Приказ Верховного главнокомандующего Сталина (№ 306 от 23.03.1945) об успехах 3-го Украинского фронта в освобождении венгерских городов. В числе отличившихся были названы и летчики гвардии генерал-майора авиации А. Н. Витрука. На следующий день газета «Правда», подводя итоги разгрома фашистских войск под Будапештом, в статье «Разящие удары» отмечено, что большую помощь наземным войскам оказали летчики генерал-майора Витрука, которые нанесли сокрушительные удары по железнодорожным станциям. При налете на один железнодорожный узел было повреждено и уничтожено 15 паровозов, 150 вагонов, 20 цистерн. Метким огнем летчиков-истребителей были сожжены два находящихся в пути эшелона с войсками противника. В воздушных боях сбито 120 вражеских самолетов».

Освобождение Югославии
Войска 3-го Украинского фронта, завершив освобождение Венгрии, в начале апреля 1945 г. перенесли боевые действия на территорию Австрии.

В апреле 1945 года авиационная группа Витрука в месте с подопечными первыми полками ВВС Югославской армии поддерживали наступление 1-й, 2-й и 3-й югославских армий в междуречье Дуная и Савы, на рубеже Вуковар, река Сава. 12 апреля освободили город Вуковар и ряд других населенных пунктов. 13 апреля ее войска форсировали Драву, освободили Валпово, а вскоре и город Осиек. Наступление велось в тесном взаимодействии с 1-й болгарской армией. 15 апреля югославские и болгарские части при поддержке штурмовмков группы Витрука освободили Дони-Михоляц. К концу апреля –началу мая Югославская армия освободила всю территорию Югославии, а также итальянский город Триест.

При участии авиационной группы Витрука бок о бок с поставленными на крыло летчиками и войнами Югославской армии были освобождены города Вуковар, Валпово, Осиек, Дони-Михоляц, Загреб, Марибор, Карловац, Риека, Славонски-Брод и итальянский город Триест.

День победы авиагруппа Витрука и 166-й гвардейский полк встретили в Словении и непрекращающихся еще боях. Продолжавшие сопротивление остатки немецких войск группы армий «Е» стремились вырваться из сжимавшегося вокруг них фронта окружения и сдаться в плен английским войскам, но были окружены на территории Словении и Австрии. Бои по их ликвидации продолжались по 15 мая. Наступление югославских войск непрерывно поддерживалось авиационной группой генерала Витрука. Каждый день, когда позволяла погода, советские и югославские летчики поднимались на истребителях, бомбардировщиках и штурмовиках в воздух и смело выполняли боевые задания югославского командования.

В апреле летчики авиагруппы Витрука сделали 1945 боевых самолето-вылета. За первую декаду мая было совершено еще более 200 самолето-вылетов на штурмовку живой силы, техники и коммуникаций врага. Всего за шесть месяцев авиационная группа А. Н. Витрука подготовила около четырех тысяч авиационных специалистов, командование группы помогло югославам сформировать управление авиационного корпуса. Более трех десятков югославских летчиков получили боевое крещение под опекой летчиков авиационной группы Витрука. Было восстановлено 14 и построено 24 аэродрома.

Генеральный штаб Югославской армии высоко оценил боевые действия авиагруппы генерала Витрука. В частности, было отмечено: «В операциях 1, 2 и 3-й наземных армий в общем решительном наступлении Югославской армии в начале апреля 1945 г. авиагруппа своими успешными и эффективными действиями помогла быстрому и успешному прорыву обороны противника».

За героические дела и немеркнущие подвиги в борьбе против общего врага, отличную подготовку летного и технического состава для югославских ВВС многие наши воины были отмечены не только советскими, но и югославскими орденами и медалями.

Оставив в дар югославскому народу около 250 боевых самолетов, другую технику и вооружение, авиационной группа, гвардейцы 10-й гвардейской штурмовой Воронежско-Киевской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова авиационной дивизии в составе:
165-го гвардейского штурмового Станиславского Краснознаменного авиационного полка,
166-го гвардейского штурмового Краснознаменного авиационного полка,
167-го гвардейского штурмового Староконстантиновского ордена Суворова авиационного полка,
168-го гвардейского истребительного Краснознаменного авиационного полка в конце мая 1945 года во главе со своим командиром гвардии генерал-майором Витруком на транспортных самолетах возвратились на Родину.
Торжественными были проводы воинов-победителей на югославской земле. Родина также торжественно и тепло встречала победителей.

Так закончилась Великая Отечественная война для гвардейцев 10-й гвардейской шад


Источники информации:
1. РККА.
2. Сборник боевых документов Великой отечественной войны. Выпуск 34. - М.: Воениздат, 1953.
3. Владимир Перов, Олег Растренин Штурмовик Ил-2, Журнал Авиация и Космонавтика № 5-6, 2001.
4. Мир авиации. Авиационно-исторический журнал. — 2003, No.3.
5. Перов В.И., Растренин О.В. Штурмовая авиация Красной Армии. - М.: Издатель А.С.Акчурин, 2003. - Том 1. Суровая школа.
6. Рытов А.Г. Рыцари пятого океана. М., Воениздат, 1968.
7. Хазанов Д. Б., Горбач В. Г. Авиация в битве над Орловско-Курской дугой. Оборонительный период. М., 2004.
8. Скоморохов Н. М., Бурляй Н. Н., Гучок В. М. и др.. 17-я воздушная армия в боях от Сталинграда до Вены М., Воениздат, 1977.
9. Красовский С. А. Жизнь в авиации. — М.: Воениздат, 1968
10. Военно-воздушная Краснознаменная академия 2-я Воздушная армия в боях за Родину
11. Алексей Исаев От Дубно до Ростова
12. Землянский Д. С. Высокое небо Витрука, Киев, Политиздат Украины, 1983
13. С.И. Филоненко, А.С. Филоненко Острогожско-Россошанская операция: Сталинград на верхнем Дону.
14. И-153 «Чайка» Истребитель ОКБ Поликарпова
15. Пруссаков Г. К., Васильев А. А., Иванов И. И., Лучкин Ф. С., Комаров Г.О. Военно-исторический очерк о боевом пути 16-й воздушной армии (1942-1945) . — М.: Воениздат, 1973.
16. Кожевников М.Н. Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. — М.: Наука, 1977.
16. Москаленко К.С. На Юго-Западном направлении. Воспоминания командарма. Книга I. — М.: Наука, 1969.
17. Полынин Ф.П. Боевые маршруты. — М.: Воениздат, 1972.
18. Коллектив авторов. Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг — М., Воениздат, 1968.
19. Федоров А.Г. Авиация в битве под Москвой. — М.: Наука, 1975.
20. Тимохович И. В. Советская авиация в битве под Курском. — М.: Воениздат, 1959.
21. Гладков Н.Н. На огненных рубежах Документальный очерк изд. "Прапор", 1984 г
22. Давтян С.М. Пятая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 5-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. — М.: Воениздат, 1990.
23. Артем Драбкин. Я дрался на Ил-2 – М. Яуза, 2006
24. Марк Солонин На мирно спящих аэродромах – М. Яуза, 2006
25. Звезды на крыльях (Воспоминания ветеранов советской авиации). — М.: Воениздат, 1959.
26. Панкова Е. Самолет — это мои крылья. — Невское время № 151 (2033) 14.08.1999 г.
27. Герои Советского Союза Краткий биографический словарь. В 2-х томах. — М.: Воениздат, 1987, 1988 гг.
28. Библиотека М Грачева Приказы Верховного Главнокомандующего в период Великой Отечественной войны Советского Союза: Сборник. – М.: Воениздат, 1975.
29. История Второй мировой войны. http://victory.mil.ru/war/1945/war/01_04.html\" rel="nofollow">Освобождение Венгрии, Австрии, Чехословакии и Югославии
30. Гречко С. Н. http://militera.lib.ru/memo/russian/grechko_sn/index.html\" rel="nofollow">Решения принимались на земле. — М.: Воениздат, 1984
31. Копылов И. С. и другие. http://militera.lib.ru/h/kopylov/07.html\" rel="nofollow">Оренбургское летное. — М., Воениздат, 1976.
32. Тимохович И. В. . Советская авиация в битве под Курском. — М.: Воениздат. 1959
33. Редактор-составитель А. И. Воинов Крылатое племя. — М.: Воениздат, 1962.
 
   
Это сообщение редактировалось 09.05.2007 в 04:14
+
-
edit
 

ruslans

втянувшийся

Kavkaz 85
kstati v 01 sidel li4no
Прикреплённые файлы:
DSC00068.JPG (скачать) [468x351, 66 кБ]
 
 
   
Это сообщение редактировалось 05.05.2007 в 01:40
+
-
edit
 

ruslans

втянувшийся

es4e Kavkaz 85
Прикреплённые файлы:
DSC00064.JPG (скачать) [468x351, 60 кБ]
 
 
   
+
-
edit
 

ruslans

втянувшийся

i es4e nemnogo
Прикреплённые файлы:
DSC00063.JPG (скачать) [468x351, 50 кБ]
 
 
   

C-22

втянувшийся

Фото из той же серии. Кавказ-85.

Книга Армия Советская, М. 1987 год.

С уважением
Прикреплённые файлы:
_000011.jpg (скачать) [1800x1800, 694 кБ]
 
 
   
+
-
edit
 
2 С-22, Руслан
Что за книга, можно по подробнее?
   

C-22

втянувшийся

Приветствую!

Фото Руслана из журнала "Авиация и космонавтика" тех лет, мои из вышеупомянутой книги. Это даже не книга, а я бы сказал фотоальбом, текста практически нет.

С уважением
   
DE Александр Леонов #05.05.2007 17:48
+
-
edit
 
Мдя повеселились мы в 85ом, мама не горюй))))
   
+
-
edit
 
Я, так понимаю, учения Кавказ 1985 были крайними в Союзе самыми большими учениями по массе задействованных людей, средств и финансовых расходов
   
Это сообщение редактировалось 05.05.2007 в 20:19
DE Александр Леонов #05.05.2007 19:24
+
-
edit
 
Там помоему даже демократы были наблюдателями.
   
+
-
edit
 
После того, как я передал Адександру Шахову привет от Леонова, получил следующий ответ:

Спешу сообщить, что во время катапультирования Ляха я служил в Марнеули и не имею к этому событию никакого отношения.

По прошествии времени на многие вещи начинаешь смотреть под несколько другим ракурсом, происходит переоценка ценностей. Это касается и афганских событий. Не хочу никому петь дифирамбы, не хочу никого осуждать. Много было славного, много было нелепого в этой войне. Люди в этих условиях более ярко демонстрируют свои, как прекрасные, так и паскудные качества. Мы не были исключением. Я горжусь тем, что вместе со товарищи прошёл этот экзамен, ни о чём не жалею, но рассказывать об этом не люблю, простите.

С удовольствием захожу на НАШ форум, спасибо за "наводку".

С уважкеием А.Шахов

P.S.
Саша Леонов ты ли это? Рад видеть тебя в добром здравии. Поддерживаю связь с Захаром и Цыпой, обнимаю.
   
DE Александр Леонов #07.05.2007 10:43
+
-
edit
 
Sanslav скинь А.Шахову фоту на мыло, это мы в Алейске, а оглядывается как раз Шахов :)
Прикреплённые файлы:
al4.jpg (скачать) [780x520, 89 кБ]
 
 
   
Это сообщение редактировалось 07.05.2007 в 10:49
RU Klim #07.05.2007 11:00  @Александр Леонов#07.05.2007 10:43
+
-
edit
 

Klim

опытный

А.Л.> Sanslav скинь А.Шахову фоту на мыло, это мы в Алейске, а оглядывается как раз Шахов.

Саша, а это ты на лавочке слева?
   
DE Александр Леонов #07.05.2007 11:48
+
-
edit
 
Я с гитарой сижу, а слева Эдик Мамин
   
RU Klim #07.05.2007 11:53  @Александр Леонов#07.05.2007 11:48
+
-
edit
 

Klim

опытный

А.Л.> Я с гитарой сижу, а слева Эдик Мамин

Знатная прича у тебя в молодости была!
   
DE Александр Леонов #07.05.2007 12:57
+
-
edit
 
Это первый курс кстати))))

Вот тогда же, с самохода из деревни иду сзади авоська с томатниым соком и фафлями, наш курсантский деликатес))))
Прикреплённые файлы:
al3.jpg (скачать) [355x582, 109 кБ]
 
 
   
Это сообщение редактировалось 07.05.2007 в 13:05
RU Klim #07.05.2007 13:24  @Александр Леонов#07.05.2007 12:57
+
-
edit
 

Klim

опытный

А.Л.> Вот тогда же, с самохода из деревни иду сзади авоська с томатниым соком и фафлями, наш курсантский деликатес.

А кто снимает?
Патруль для, чтоб не отвертелся? ;)
   
DE Александр Леонов #07.05.2007 13:40
+
-
edit
 
Или Макс или Сашка Конорев уже не помню, а патруль, какой там патруль - полевой аэродром, я там своего итнсруктора видел в деревне, так он сделал вид, что меня не заметил, а я сделал вид что его не видел)))))
   
RU Klim #07.05.2007 13:48  @Александр Леонов#07.05.2007 13:40
+
-
edit
 

Klim

опытный

А.Л.> Или Макс или Сашка Конорев уже не помню, а патруль, какой там патруль - полевой аэродром, я там своего итнсруктора видел в деревне, так он сделал вид, что меня не заметил, а я сделал вид что его не видел/

А Конорев однофамилец тому, что в Воздвиженке?
Больших должностей достиг?
   
DE Александр Леонов #07.05.2007 14:16
+
-
edit
 
А вот не в курсе про него, Макс тот вроде в Шираках был,это надо у Шахова спрашивать он про Макса должен знать, а тот уже про Конорева. У нашего батя помоему комдивом был у ракетчиков в Бийске, но могу и ошибиться, давно это было.
   
+
-
edit
 
Саша, фото скинул
Емэйл Шахова скинул тебе в личку
Можешь напрямую законтачить
   
07.05.2007 15:42, Александр Леонов: +1: За Саню Шахова
DE Александр Леонов #07.05.2007 15:40
+
-
edit
 
> Саша, фото скинул
Спасибо, а у меня чего то почта последнее время глючит
   
+
-
edit
 

Tehnarik

новичок
Дорогие сослуживцы и ветераны Советской Армии!
От всей души поздравляю с Днем Победы!
Всем-всем крепкого здоровья!
По крайней мере читая историю 166 Гвардейского ИАП понимаешь,что все мы причастны к той частичке славной истории славной армии которой уже нет.
История полка это наша часть жизни, каждый хотел или не хотел но частичку себя навсегда оставил в Марнеули, а многие и ДРА, и просто почти по всей Европе.
С праздником!
   
+
-
edit
 

ruslans

втянувшийся

.
Прикреплённые файлы:
w.JPG (скачать) [900x675, 279 кБ]
 
 
   
Это сообщение редактировалось 08.05.2007 в 20:59
1 14 15 16 17 18 28

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru