На абордаж
берутся морские объекты города
«Центральная военно-морская библиотека (ЦВМБ) должна освободить помещение, которое она занимает в Инженерном замке, и перебазироваться в новое здание». Эту фразу я слышу уже лет десять. Не единожды на просьбу выдать ту или иную литературу работники библиотеки отвечали мне отказом, аргументируя его тем, что книги уже упакованы для переезда. Разумеется, библиотеку нужно перевести, но куда и когда?
«Центральный военно-морской музей (ЦВММ) должен освободить здание Биржи на Стрелке Васильевского острова». Эта фраза зазвучала значительно позже. Может быть, она справедлива: здание Биржи строилось не для музея. До войны он располагался в Адмиралтействе. Но ведь это непросто – перевезти музей. Необходимо соответствующее помещение, пригодное для сохранности экспонатов. Уже нашли подходящее?
«Здание Адмиралтейства следует освободить от учреждений Военно-морского флота. Оно требует срочного ремонта, и его рациональнее использовать для других целей». И такую фразу за последнюю пару лет довелось слышать уже несколько раз. Приезжают знакомые из различных мест, флотов. Спрашивают: «Скоро будут переводить?». Удивляются. Удивляюсь и я, тем более что за последнее время в средствах массовой информации все чаще и чаще читаю и слышу, что «Санкт-Петербург становится морской столицей России». Во-первых, почему становится? Он всегда был таковой. А во-вторых, не издевательство ли, называя город так, ликвидировать его культурную морскую инфраструктуру? И почему никто не реагирует на это должным образом?
Флот России, по существу, начинался с Адмиралтейства, где уже в 1706 г. был спущен на воду первый 18-пушечный военный корабль. Разумеется, строились суда и в допетровские времена, но такого массового строительства еще не было. В Адмиралтействе в скором времени сделалось слишком тесно. Для строительства более мелких гребных судов была сооружена Галерная верфь.
В 1719 – 1720 гг. подрядчиком Семеном Крюковым был сооружен канал между Мойкой и Невой. В результате возник треугольный островок, ограниченный рекой Мойкой, Крюковым, Круштейна и Новоадмиралтейским каналами. Несколько позднее он получил название «Новая Голландия». Уже в 30-х годах XVIII века здесь были построены склады корабельного леса для Адмиралтейской верфи.
В 1893 г. в «Новой Голландии» был создан бассейн, где в начале XX века проводил опыты выдающийся ученый-кораблестроитель академик А. Н. Крылов, работавший над теорией непотопляемости корабля. В 1915 г. здесь была построена искровая радиостанция Морского генерального штаба, в то время самая мощная в России.
В общем, все, что находилось на территории «Новой Голландии» с самого начала ее существования, состояло в ведении Военно-морского флота. Еще недавно казалось, что в наше время на этой территории можно разместить и ЦВМБ, и ЦВММ, и спортивные, и развлекательные сооружения, позволяющие ощутить дыхание флота. Сколько проблем можно было бы сразу решить, освободив и Инженерный замок, и Биржу! Теперь, как известно, по поводу «Новой Голландии» существует другой проект.
На Крюковом канале находится еще одно знаменитое здание: Крюковские казармы. Они были построены в 1840-х годах специально для размещения флотских экипажей. Там в 1860 г. стараниями морских офицеров К. Н. Матюшкина и Н. В. Верещагина (брата известного художника) была открыта для нижних чинов Российского флота библиотека, чтобы приобщить их к грамоте.
Таким образом, библиотека на этом месте существует уже более 146 лет, войдя в состав клуба, который долгое время именовался Матросским, а с 2004 г. по каким-то причинам стал называться Офицерским. При библиотеке уже более тридцати лет работает литературное объединение «Путь на моря», многим давшее путевку в морскую литературу. В клубе в блокаду выступала труппа театра Балтийского флота. В последние годы его помещения являлись единственным прибежищем ветеранов флота: здесь проводились собрания, устраивались встречи.
Я бы, наверное, не писал так много о Крюковских казармах, но совсем недавно мне стало известно, что флот их также лишается. Считаю, что потеря клуба, и особенно библиотеки, невосполнима. Пока что сюда еще заглядывают ветераны. В библиотеке собираются наиболее стойкие члены ЛИТО. Хотя помещения не отапливаются, потому что лопнули трубы. И никому до этого нет дела.
В последнее посещение библиотеки я попросил у ее заведующей «Книгу отзывов». И вот что, к примеру, прочел в ней. «Как здорово, что сохранилось это собрание книг. Сама библиотека, на мой взгляд, – замечательное учреждение культуры, достояние нашего города, нашего флота. Ее обязательно надо сохранить и, по возможности, приумножить...» А. В. Кувшинников, подполковник м/с, к. м. н.
«От всего моего морского Разведотряда штаба КБФ, 1-го Берегового и Морского (ВМФ) отряда и от меня лично, ушедшего на фронт из 1-го Балтийского экипажа, где... был сформирован отряд моряков-юнг, и здесь, в этих стенах, где теперь наша библиотека, мы проходили подготовку и распределялись в разведвойска (КБФ), выражаю глубокую благодарность этому дому, этой библиотеке и ее заведующей В. Е. Говориной». Виктор Круглов, член ЛИТО «Путь на моря», член Союза писателей России.
«Матросский клуб – один из символов нашего морского города! Всегда с интересом и волнением бываю здесь. В том числе и сегодня, на вечере памяти поэта и моряка А. Н. Алексеева-Гая. Вечер прошел очень тепло, несмотря на то что в клубе было безумно холодно! Или нет у этого заслуженного клуба настоящих хозяев? Или город забыл о нем? Или мы уже больше не морская столица России? Не хочется верить!» Илья Фоняков, член Союза писателей Санкт-Петербурга.
Вот такие записи. Не хочется верить, что коммерческое наводнение смоет неизвестно куда военно-морской интеллектуальный капитал, накопленный Санкт-Петербургом за всю историю его существования.
Игорь СМИРНОВ,
капитан 1-го ранга в/о, профессор, член Союза писателей России
Судя по последней информации из Питера, ЦВВМ из здания бывшей Биржи все-же выживают. Все правильно, ельципутинской Россиянии не нужны ни флот, ни его история.
А кто вам сказал, что в 2017 году мы уйдем из Севастополя?