sezam>> Теперь поставьте на ладонь и попытайтесь удержать этот же предмет вертикально. Немного потренировавшись, сможете (а если подольше - то и в цирке выступать), но это будет неустойчивое равновесие, верно?
sezam>> Вот об этом и говорят, когда упоминают верхнее расположение двигателя и кормовое.
Tico> Вот в том-то всё и дело, что то, что Вы описали, не имет ничего общего с ракетами.
Почему же это? Переднее расположение тягового двигателя задает вектор устойчивости - от центра силы двигателя к центру массы системы. И чем сильнее тяга - тем система устойчивее к отклонениям, она самостабилизируется. Заднее расположение тягового двигателя требует наличия дополнительной системы стабилизации (система типа "лошадь позади телеги", чтоб вам было понятнее). Я говорю сейчас не только о ракетах, а вообще о неравномерно движущихся системах.
Tico> Оччень слабо соответствует действительности.
Для Вас - мож и так. Только такая точка зрения на законы физики требует доказательства или хотя бы каких-то аргументов, отличных от тех, что вы привыкли в купе со Старым.
И насчет "изменения положения ракеты" - я не понял. Облетая Землю ракета с ВЫКЛЮЧЕННЫМИ двигателями и не имея собственного вращения будет очень медленно изменять свое положение таким образом, чтобы центр тяжести ея был как можно ниже. Кстати, именно поэтому Луна "смотрит" всегда одной стороной, вы в курсе? У нее практически не было своего вращения и постепенно она раскрутилась со скорость равной 1 об вокруг себя за один об вокруг Земли. Принцип поплавка.
Tico> Маневрирование в десяти метрах от поверхности Луны ничем в плане механики и стабилизации не отличается от маневрирования в двухстах километрах от неё. Памятливый с мессером это не поняли. Может, Вы хоть поймёте?
А причем тут расстояние? Я (лично) по него ничего не говорил. В принципе согласен.
Я говорил о том, что лететь (маневрировать) ОДНИМ хвостовым двигателем очень грудно.
1) Вы видели когда нибудь, как маневрирует грузовик с прицепом, если ему надо подать назад?
2) Если все еще не понятно, то подумайте, почему любой буксир тянет баржу на нос, а не толкает в корму?
3) Что такое остойчивость судна ведь знаешь?
Так же и ракета с ВКЛЮЧЕННЫМ (в вакууме, ибо в атмосфере она стабилизируется своей формой) - если двигатель сзади, то все зависит о точности центровки массы. Если например его смесить так, чтобы он вышел за предел площади сопла, то ракета начнет медленно сходить с курса и его надо будет корректировать. Впрочем ее можно стабилизоровать, раскрутив вокруг продольной оси. Но для этого она должна иметь осевую симметрию.
При посадке в вакууме на ЕДИНСТВЕННОМ кормовом двигателе мы имеем ситуацию БАЛАНСИРОВАНИЯ - сила тяжести направлена вниз, а центр массы - выше точки опоры, которой является двигатель. ЛЮБОЕ смещение массы меняет вектор посадки.
Если же сопел несколько, а тем более , если они расположены
близко или выше центра массы (например по бокам) - то такая система будет устойчива.
Если надумаете отвечать в том же духе - "не соответствует действительности" - то можете и вовсе промолчать и считать, что ничего этого не читали.