Атомное буровое судно
В ОАО «Мурманское морское пароходство» в ближайшее время займется переоборудованием атомного лихтеровоза «Севморпуть» в буровое судно. Александр Медведев, генеральный директор компании, рассказал, что эта операция будет проведена в минимально короткие сроки, каким нет аналогов в мировой практике. Лихтеровоз будет переоборудован в буровое судно всего лишь за 18 месяцев на СРЗ «Звездочка». После этого ОАО «ММП» будет готово расширить свой профиль и займется проведением буровых работ на шельфе Арктики.
СЗФО, региональные СМИ, законодательство Мурманска и Мурманской области, обменные курсы валют в банках Мурманска, каталог предприятий, цены на топливо
//
www.b-port.com
Суть предложения состоит в переоборудовании атомного лихтеровоза и "Ивана Папанина" в ледостойкие буровые суда. Ученые и конструкторы, ознакомившиеся с предпроектными работами, назвали это решение гениальным. Идею поддержали Росимущество, Росморречфлот, Минтранс. В раздумьях пока лишь одна структура, которая должна быть заинтересована в этом больше других, - Минприроды.
Буровые суда на арктическом шельфе крайне необходимы
России также необходимо продолжать планомерные нефтегазопоисковые работы, к 2007 году средняя изученность бурением шельфа Западной Арктики в 20 раз меньше, чем на шельфе Норвегии.
До 2020 года необходимо пробурить не менее 7 параметрических скважин в Баренцевом и Печорском морях, в наименее изученных частях акваторий. Но бурить нечем.
Сегодня из всех открытых месторождений нефти 78 процентов относятся к советскому периоду. Вновь открытые месторождения за постсоветский период дали России лишь 34 миллиона тонн нефти. Удручающая цифра...
Переоборудование лихтеровоза "Севморпуть" в буровое судно ледового класса обошлось бы дешевле, нежели строительство буровой платформы, было бы реализовано в более сжатые сроки, всего за полтора года Россия получила бы уникальный инструмент для работ на шельфе.
Мурманское морское пароходство заказало проект проработки переоборудования АЛ В "Севморпути", который выполнили ФГУП ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова и ЦКБ "Балтсудопроект".
Почему вообще возникла идея переоборудования судна такого класса в буровой комплекс? Ответ прост. "Севморпуть" был спроектирован и построен как специализированное судно, предназначенное для доставки грузов по Севморпути в районы Крайнего Севера. Начиная с 1994 года, лихтеровоз использовался для перевозки продукции Норильского комбината.
Но в декабре 2006 года закончилось действие разрешительных документов Российского морского регистра судоходства и полностью использован нормативный энергозапас активной зоны ядерного реактора судна. Дальнейшая эксплуатация атомного лихтеровоза без проведения дорогостоящего комплекса мероприятий по продлению ресурса атомной энергоустановки и выполнения ремонтных работ невозможна. Затраты составят около 330 миллионов рублей. Но работой лихтеровоз обеспечить будет... невозможно. Дело в том, что ОАО "ГМК "Норильский никель" строит собственный флот ледового класса. Альтернатив дальнейшей судьбы у "Севморпути" несколько: стоять у стенки причала, принося убытки; перевозить морем небольшие партии грузов, опять же себе в убыток; либо быть утилизированным, на что необходим 1 миллиард рублей. Изменение функционального назначения лихтеровоза на буровое судно позволит продлить срок эксплуатации судна с ядерной установкой на 15 лет. Атомная энергоустановка обеспечивает полную автономность бурового судна в течение длительного времени, что сокращает эксплуатационные расходы и увеличивает срок ведения буровых работ. По предварительным расчетам, стоимость работ по изменению функционального назначения "Севморпути" в буровое судно с использованием мощностей завода в Северодвинске составит около 4 миллиардов рублей, срок переоборудования - до 15 месяцев. Для сравнения: стоимость строительства нового аналогичного судна составляет от 18 до 25 миллиардов рублей, арктической буровой платформы - до 43 миллиардов рублей. Срок строительства -от 3 лет. Выигрыш во времени и в средствах очевиден.
Архитектура "Севморпути" и его размеры позволяют удачно размещать буровой комплекс и все технологическое оборудование обеспечения бурения.
Лихтеровоз оснащен атомной силовой установкой. Это обстоятельство является крайне выигрышным. Во-первых, плавучее буровое судно является энергоемким, требующим больших запасов топлива и его пополнения. В данном случае автономность "Севморпути" будет неограниченна. Не будет необходимости пополнять запасы топлива и пресной воды, которая производится на судне собственными опреснителями. Отпадает необходимость в буксировке судна к месту работ. Во-вторых, суда подобного класса обладают повышенной безопасностью в части непотопляемости, остойчивости, требованиями к параметрам качки, резервированию главных и вспомогательных механизмов. В-третьих, при создании бурового судна на базе "Севморпути" сократятся сроки и стоимость работ по сравнению со строительством нового судна.
Конечно же, придется выполнить солидный перечень работ: смонтировать буровой комплекс, оборудовать судно системой позиционирования, установить резервный дизель-генератор и аварийный для буровой установки. Появится необходимость и модернизации корпуса судна. В носовой части увеличится жилая надстройка, будет установлена взлетно-посадочная площадка. Под новое назначение переоборудуют трюмы и установят две буровые вышки. Работ немало, но их сроки и стоимость, как уже говорилось, будут заметно короче и ниже.
Новое буровое судно сможет бурить скважины глубиной до 5500 метров при глубине моря от 50 до 2000 метров. Именно такого судна и не хватает в Арктике.
23 мая 2007 года проект рассматривался на заседании ученого совета Исследователького института им. П. П. Ширшова, на котором он был одобрен в целом и рекомендован для рассмотрения ученым советом при Морской коллегии РФ.
Минприроды требует провести дорогостоящее экономическое обоснование проекта, хотя выгода от переоборудования "Севморпути" в буровое судно очевидна. А вообще стоимость лишь суток аренды плавучей буровой установки составляет 500 тысяч долларов, сомнения вообще отпадают. Но даже не это главное. России нечем бурить на арктическом шельфе.