Данные по Як-38 из книги «Советские авианосцы».
Построено 231 самолет (1974 – 1988).
Потеряно 36 шт. Снят с вооружения летом 1991 года.
Киев – 4258 полётов.
Минск – 2390 полетов.
Новороссийск – 1900 полетов.
Баку – 218 + полетов. Неизвестно количество полетов за период первой боевой службы (6 месяцев).По статистике должно быть в районе 1500 - 1700 полетов.
…Конечно, сами самолеты корабельного базирования оставались несовершенными и далеко не соответствовали предъявлявшимся к ним требованиям, а отечественная авиапромышленность оказалась не в состоянии предложить ничего лучшего. Поэтому шансов у Як-38 и Як-38М на победу в воздушном бою с самолетами ДРЛО, имеющими сильное истребительное прикрытие, было немного. В свою очередь, так и остались нереализованными планы создания в СССР более совершенных СВВП, следствием чего стало значительное снижение боевой эффективности кораблей, прежде всего «Новороссийска» и «Баку», изначально рассчитанных на базирование самолетов Як-41.
По своим ЛТХ отечественный СВВП Як-38 явно проигрывает своему ближайшему «однокласснику» — британскому «Харриеру». Последний, оснащенный единым подъемно-маршевым двигателем с отклоняемым вектором тяги, показал достаточно высокую эффективность во время англо-
аргентинского военного конфликта в 1982 г. В результате, в сознании прочно утвердилось мнение об ошибочности принципиальной схемы наших СВВП с раздельными подъемными и маршевыми двигателями. Таким образом, недостатки Як-38 были автоматически перенесены и на Як-41. И как следствие — полный отказ от дальнейшего производства и совершенствования СВВП.
Но на самом деле все не так просто. Западные фирмы умеют рекламировать свою продукцию и прекрасно знают, как скрыть ее недостатки; у нас же рекламу часто принимают «за чистую монету». В минус «якам» традиционно записывают их высокую аварийность. Как уже говорилось, из 231 построенного самолета Як-38 и Як-38М из-за различных аварий и инцидентов были потеряны 36 машин (15,5%). Однако из 87 построенных фирмой «Хоукер Сиддли» СВВП «Си Харриер» к январю 2005 г. в результате аварий разбились как минимум 30 самолетов (34,5%)! Причем наиболее часто встречающаяся причина потерь — отказ системы управления двигателем. Так что неудивительно, что перспективный американский СВВП Х-35В, разрабатываемый фирмой «Локхид Мартин» по программе JSF (Joint Strike Fighter), создается по «яковлевской» схеме — с раздельными подъемным и подъемно-маршевым двигателями. Причем американцы не скрывают, что в своей машине они использовали отдельные узлы и элементы Як-41М. Таким образом, если в нашей стране поспешили похоронить «вертикалки», на Западе рассудили иначе, и на исследования в области создания перспективных СВВП там не жалеют денег. Ожидается, что после доработки Х-35В будет способен успешно конкурировать с самолетами классической аэродинамической схемы. Он должен поступить на вооружение ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты США, а также Великобритании и ряда других стран. Таким образом, история создания отечественных СВВП началась с одной ошибки и закончилась другой. Первая — переоценка возможностей самолетов вертикального старта, вторая, куда более серьезная — отказ от дальнейшего их производства и совершенствования.
"Ничто так не обманчиво, как слишком очевидные факты" Артур Конан Дойл
Это сообщение редактировалось 29.07.2007 в 22:42