Andrey Seattle большое спасибо за фоты, выкладывай еще если есть.
Насчет опасности, мне в ТЭЧ сказали что совсем немного оставалось до взрыва, 20 или 30 секунд, дело в том что камера сгорания прогарела как раз под насосом форсажного контура, он раскалился так что по том на нем были цвета побежалости, а уже от него начала гореть проводка и краска на фюзеляже. Причиной послужила разрушение лакокрасочного покрытия в камере сгорания.
Саму историю я уже постил на авиа.ру но выложу здесь раз уж ты появился как очевидец. самолет потом отремотировали, заменили всю проводку и двигатель.
сама история.
Как обычно, было какое то ЛТУ, очередное, но видно не шибко серьезное так как я с ведомым должен был отбомбиться на нашем домашнем полигоне Кулеви П-50-75 и отстреляться из пушки.
На тот момент перерывов у меня не было, после отпуска месяцев 5 уже прошло, летали по 4 смены в неделю, поэтому когда перед полосой у меня появилось мысль зарулить обратно на ЦЗ, я ее отогнал как совершенно идиотскую, тем более что никаких видимых причин для такого некрасивого поступка, да еще при проведении ЛТУ вообще не наблюдалось.
Надо сказать, что непосредственно перед полетами нам запретили включать форсажи на маневрах, оставили только на взлете, сейчас уже не помню по какой причине, скорое всего опять у кого-нибуть лопатка вылетела. Обычно все маневры, для захода на цель мы выполняли на форсаже, боевой разворот получается по типу косой петли, тратится минимальное время на маневр, можно тянуть с приличной перегрузкой около 4х единиц, и соответственно ведомому стоять на таком маневре намного легче, ну как говориться нельзя так нельзя.
В общем, взлетели мы, вышли на полигон, закрутил я как смог, без форсажа боевой разворот, бросили бомбы с пикирования, а при заходе на пушку в момент стрельбы у меня гаснет прицельная марка, острелялись. Ну думаю, наверно генератор переменного тока отказал, вообще такой отказ редкая вещь, тяну вывод с перегрузкой 4е на 3й секунде тут смотрю – блиииин обороты движка по нулям, температура тоже упала, первая мысль АААА ЕПРСТ- вторая мысль движок встал и надо сваливать, взялся левой рукой за ручку катапультирования, а сам думаю, а чего авторотации нет и вообще, чета незаметно по поведению самоля что движок стоит, прет в набор как положено на максимале, и ведомый не обгоняет, если бы встал давно бы он уже вперед выскочил.
Отпустил ручку катапультирования, ЗШ задвинул на бок слышу точно работает, но на дух табло горят все какие можно отказы, лампа Сорц в харю мигает, я ее попробовал погасить нихрена, хорошо хоть Риты у нас не было, а то бы все уши прожужжала.
Давление в обоих ГС по нулям, масло тоже ноль, но самоль управляется, поставил крыло 16 , медленно медленно но вроде встало. Начал РП на полигоне докладывать че у меня не работает, и какие табло горят, ну загрузил его сначала про тахометр и ТВГ, потом про давление в ГС, про все табло рассказать не успел на лампочке отказ воздухозаборника, рация скисла.
Мы уже развернулись на курс обратный боевому, ведомый держит боевой порядок, думаю раз у меня ни радиостанция ни навигационнопилотажные приборы не работают, пусть вперед выходит, помахал я ему крыльями и носом клюнул, типа выходи вперед, он вышел и пошел, как разрабатывали в море в расчетную точку. Мне это ясно не понравилось, на борту ситуация не понятная, а в море вода 15 градусов, че я там не видел в расчетной.
Пока я думал о том, что может бросить ведомого на хрен и тикать к берегу, тут у меня воздушные тормоза вышли, а на РУДе кнопка стоит в положение убрано. Кроме высотомера и скорости больше ничего не работает, табло все по гасли и при нажатии кнопки тоже не горят, САУ похоже тоже навернулось самоль по скорости стал неустойчивый и крены не держит.
Короче, щибко все на пожар походит, но дыма ни в кабине, ни в перископ не видать, тока лопухи тормозов торчат и нервируют.
Тут смотрю, пока я с тормозами воевал, да САУ разбирался, ведомого тю-тю нету, и берег скоро из виду скроется, вроде 100 % надо выходить, но вода блин холодная, поэтому решил до берега дотянуть. А когда к берегу вышел, смотрю точно на посадочном курсе и до посадки остается чуть больше минуты. шасси аварийно выпустил переднюю стойку, слышу встала на замок, начал основные выпускать тут тормоза убрались, я блин отвлекся и не знаю выпустились основные или нет, табло то не горит, посмотрел скольжения вроде нет, да и вообще уже дальний привод, закрылки даже не пытался выпускать, скорость где то под 470, скока оборотов то не знаю. В перископ больше не смотрел, т.к. корячился на заходе, а самоль как раз задымил по настоящему, мне потом мужики рассказывали, что подумали сначала, что спарка на посадку заходит (они обычно дымят как паравозы).
Приземлился, а сам думаю надо на пост осмотра оружия зарулить там обваловка есть, забыл что пушка то у меня пустая. Огнетушитель я включил еще над морем, а тут пока рулил все АЗС повыключал.
Пожарка за мной гналась от самого штаба до поста осмотра оружия и там самоль пеной залили, я вылез потрогал обшивку чуть руку не обжег. Тут тока до меня дошло, какой я идиот, надо было самоль прям на полосе бросать.
После сидел в курилке возле инженерного домика долго переваривал всю ситуацию, может с пол часа. Тут уазик командирский подлетает на СКП вызывают, а там уже все собрались, и давай на меня орать, где я хожу, надо на верх докладывать, почему команду РП не выполнил покинуть самолет после посадки, на фига на пост осмотра оружия рулил, и все это через мат перемат. Я сначала начал оправдываться, потом че то как клинануло обложил их всех грубой нецензурной бранью и ушел хлопнув дверью.
Самоль затушили и в ТЭЧ укатили, хотел посмотреть че с ним, не пустили. И начинается бодяга, типа я залетел в облака, а там меня молния шибанула, вот проводка и погорела вся. С меня объяснения, а я грю, что облаков вообще не было никаких и от короткого замыкания такой температуры обшивки быть не может, надо движок смотреть.
Когда поняли что с меня ничего не возмешь, стали на аошников валить, типа че то у них закоротило при создании прегрузки, САРП то первый отказал и как раз на первом боевом развороте .
Видно выложили всю эту версию в дивизию, а оттуда приезжает подполковник аошник, ему ясно эта версия не понравилась. Нашел меня, спросил мое мнение и грит пойдем в ТЭЧ посмотрим, пришли нам показывают один планер без двигателя, и пять про короткое замыкание, талдычат.
А он посмотрел, где больше всего планер обгорел и сразу к двигателю, движок в дальний угол зашкерили, Снимает с него чехол, а на движке насос форсажного контура весь в цветах побежалости, чистая радуга. Вот тут то я и понял, что если бы форсажи не запретили на маневрах, то уже на первом боевом развороте был бы один большой бум. Когда насос сняли, под ним дырка оказалась в камеру сгорания. Прошелкали когда краска отлетела вот и прогорела. Ну подполковник сразу допросил техника самолета и тот рассказал, как заметил, что в районе заправочной горловины обшивка сильно греется и доложил зам по иас (был такой майор Коррунный), а он его отматюкал чтобы не нес ахинею, кода ЛТУ идет.
В общем вся эта фигня, аошника из дивизии сильно разозлила, он оторвал пучек обгоревшей проводки от самоля, и сказал что повезет ее командующему, что бы он лично всем мозги прочистил, и собрался идти на поезд до городу Тбилиси.
В этот день от нас МИ-26 уходил на Вазиани с группой обеспечения, т.к. намечались пуски Х-23, я тоже на эти пуски мылился, они у нас были вроде поощрения, т.к. очень редко проводились, но после моей ругани на СКП, меня вообще от полетов отстранили, так что я остался, а подполковник улетел на этой вертушке, а через 20 минут послу взлета у нее разрушился подшипник привода хвостового винта, и все погибли, только с экипажа спаслось пару человек, там кроме подполковника еще и зам комдива был, а с нашего полка мы похоронили 2 летчика и наверно 10 человек технического состава, один техник был мой однофамилиц (холостяк). Нашлись добрые люди сообщили моей жене, что я погиб, только она меня за 5 минут до сообщения этого видела, так что все обошлось.
Самоль через год восстановили заводские технари (поменяли всю проводку и движок), меня планировали на облет, но я отказался, потом его помоему Андрюха Брусницын отогнал в Питер на постамент, но точно не знаю. А меня за неуважение к руководству лишили 13й получки, и капитана на полгода задержали.
А в общем и целом я считаю что во всей этой истории мне крупно повезло, даже с учетом последующих событий.