> И корабль заскользит вбок и немного вниз, как по скользокй горке.
Правильно. Не совсем, конечно, как на горке, но, в целом, правильно.
> То есть ваш "тупой балансер" (ничего личного к ув.форуму ) отследит и компенсирует часть проблем, но вторая часть может быть компенсирована только ... той же самой "умной" балансировкой.
Ну не той же самой. Она проще.
Система удержания карандаша на пальце имеет дело с неустойчивым равновесием, когда цена ошибки велика и последствия ошибок нарастают, требуя всё больших контрмер, в свою очередь, последствия ошибок в которых так же фатальны.
А здесь, фактически, нужно сделать несколько простых действий. Первое: вернуть ось двигателя на центр масс. Это сразу же прекратит дальнейшее ускорение наклона. Но сохранит ускорение вниз и наклон по инерции. Поэтому второе: двигателями ориентации нужно остановить наклонение и вернуть корабль в вертикальное положение. Это уравнит вертикальную составляющую силы тяги с гравитацией и ускорение вниз прекратится. Но сохранится снижение по инерции. Поэтому третье: каким-то образом надо остановить снижение по инерции, например, временно увеличив тягу вниз.
Я не специалист по технике, но задачи выглядят вполне решаемыми. И, главное, они точно проще удержания карандаша на пальце, так как с ракетой мы имеем дело с параметрами, которые не стремятся вырваться из-под контроля, ошибки не нарастают лавинообразно.
> Проблема в том, что отклонение появляется не само по себе а в результате смещения ЦМ в аппарате, а это приводит к смещению оси приложения силы двигателя.
Так и есть. Но эта проблема проще, чем удержание карандаша на пальце.
Кстати.
Вот Вы говорите, что двигатель надо разместить впереди. Какова тут логика? Она состоит именно в том, чтобы превратить неустойчивое равновесие в устойчивое. Подвешенный карандаш находится в так называемом УСТОЙЧИВОМ равновесии. Это означает, что всякое отклонение стремится компенсироваться САМО. В противоположность случаю, что стоящий на пальце карандаш находится в НЕУСТОЙЧИВОМ равновесии, то есть, любое нарушение само УСИЛИВАЕТСЯ.
Но мы уже разобрали, что в случае с ракетой равновесие и так не является неустойчивым. Поэтому и целесообразность переноса двигателя в нос исчезает.
Смотрите. Если двигатель находится в носу и равновесие нарушается, допустим, центр тяжести смещается влево, то происходит тоже самое: корабль начинает наклоняться влево и снижаться. Никакого возвращения назад не происходит.
Почему?
Снова потому, что двигатель закреплён на ракете. Только теперь этот "тупой балансёр" уже играет плохую службу — он "убивает" возвращающую силу.
То есть, равновесие не становится таким, как у подвешенного карандаша.
Чтобы Ваша схема работала, Вам надо не только поместить двигатель в нос, но и открепить его от ракеты, подвесить наподобие колокола, чтобы он поворачивался не вместе с ракетой, а вместе с гравитацией. То есть, внутри двигателя надо предусмотреть отвес, который ориентировал бы его всегда вниз.
Такое расположение двигателя действительно превратит ракету в подобие подвешенного карандаша и устранит необходимость умной системы ориентации.
Но какова цена? Сколько других проблем возникнет! Как подавать в двигатель топливо, как направлять струю если она будет иметь тенденцию бить в корпус ракеты, как защитить от действия струи наш противовес и так далее.