Корабли и суда БФ захваченные Финляндией и др. в 1918-1920 гг.

 
+
-
edit
 

Rohirrim

втянувшийся

Чисто для себя составлял примерный список, решил поделиться. Думаю заинтересует и будут дополнения\правки.

Эскадренные миноносцы

Эсминцы типа «Орфей»
Являлись развитием ЭМ «Новик», но по конструкции повторяли черноморские ЭМ типа «Счастливый». В отличие от предшественников вооружались трехтрубными ТА, оснащались четырьмя паровыми котлами, каждый из которых размещался в отдельном котельном отделении, и более мощными и надежными главными механизмами. Корабли имели ряд внешних различий, например, на путиловских ЭМ кромка среза дымовых труб шла параллельно верхней палубе, а на остальных — перпендикулярно оси труб. Кроме того, на ЭМ серий «Лейтенант Ильин» и «Гавриил» устанавливались турбины повышенной мощности, построенные по английской лицензии. Все корабли, вошедшие в строй в период 1-й мировой войны, несли дозорную и конвойную службу, занимались активными минными постановками. Их привлекали к защите Рижского залива и набеговым операциям на коммуникациях противника. 1260/1450 т, 98x9,3x3,9 м. ПТ - 2, 4 ПК, 30 000 л.с.= 34 уз., 159т нефти. Эк. 152 чел. 4— 102 мм/60, 1 — 40 мм зен., 2 пул., 3x3 ТА 450 мм, 80 мин загр.
«Спартак» - тип "Новик", класс "Орфей". С 10 по 17 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. 10 и 14 августа, 8 октября 1918 года выставлял мины на подходах к Кронштадту, входил в состав ДОТ (действующего отряда кораблей). 26 декабря 1918 года в бою с английскими кораблями в районе Таллина сел на мель банки Девельсей и был захвачен противником. 2 января 1919 года по названием "Vambola" вошел в состав военного флота Эстонской республики. 19 февраля 1919 года после восстановительного ремонта был введен в строй. 23 августа 1933 года продан эстонским правительством республике Перу и под наименованием "Алмиранте Виллар" до 1955 года входил в состав ее ВМС.

Эсминцы типа «Изяслав»
Последняя серия эсминцев типа «Новик». В отличие от прототипа имели вертикальные образования бортов корпуса, удлиненный полубак и противокреновые цистерны. Кроме того, были установлены более экономичные и надежные турбины, построенные по английской лицензии либо закупленные за рубежом; котлы увеличенной паропроизводительности. Для повышения боевой живучести были продублированы все вспомогательные механизмы. Из-за позднего вступления в строй участия в боевых действиях 1-й мировой войны практически не принимали, лишь несли дозорную и конвойную службу. 1350/1570 т, 107x9,5x4,1 м. ПТ - 2, 5 ПК, 32 700 л.с.= 35 уз., 170 т нефти. Эк. 150 чел. 5 — 102 мм/60, 1 — 63 мм зен., 2 пул., 3x3 ТА 450 мм, 80 мин загр.
«Авторил» - тип "Новик", класс "Изяслав". С 10 по 19 апреля 1918 года совершил переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. Во время гражданской войны участвовал в боях против германских войск и эстонских националистов. Выставлял мины у Шепелевского маяка в Финском заливе. 27 декабря 1918 года в бою с кораблями британского флота в районе Таллина получил повреждения, потерял ход и был захвачен противником. Был передан Эстонской республике и с 2 января 1919 года под наименованием "Lennuk" входил в состав ее военного флота. 23 августа 1933 года был продан республике Перу и под наименованием "Алмиранте Гуиссе" до 1948 года входил в состав ее ВМС.

Миноносцы

Миноносцы типа «Казарский»
Бывшие минные крейсера, построены в Германии фирмой «Шихау» в 1891 — 1892 гг. В 1907 г. переоборудованы в посыльные суда. В 1917 г. на «Посаднике» одно 75-мм орудие заменено на второе 102-мм. 415т, 60,2x7,39x3,Зм. ПМ - 1, 2 ПК, 3500 и.л.с.-21 уз., 80 т угля. Эк. 57 чел. 1 — 102 мм/60, 1 - 75 мм/50, 2 пул.
«Воевода» - Класс "Казарский". 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота, но в апреле 1918 года был захвачен в Бьернеборге (Пори) вооруженными формированиями буржуазной Финляндии и под наименованием "Klas-Horn" введен в состав ее ВМС. В 1922 году, по Юрьевскому мирному договору, подлежал возврату РСФСР, но как окончательно устаревший был продан Финляндии как металлолом. В качестве сторожевого корабля, канонерской лодки и минного заградителя продолжал оставаться в строю финских ВМС до 1957 года, после чего был перестроен в плавучий ресторан и отель, а в 1964 году продан на слом.

«Посадник» - Класс "Казарский". 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота, но в апреле 1918 года был захвачен в Бьернеборге (Пори) вооруженными формированиями буржуазной Финляндии и под наименованием "Matti-Kurki" введен в состав ее ВМС. В 1922 году, по Юрьевскому мирному договору, подлежал возврату РСФСР, но как окончательно устаревший был продан Финляндии как металлолом. В качестве сторожевого корабля, канонерской лодки и минного заградителя продолжал оставаться в строю финских ВМС до 1940 года.

Миноносцы типа «Сокол»
Первые миноносцы-истребители Российского флота. Головной «Прыткий» (до 9.3.1902 «Сокол») построен в Англии фирмой «Ярроу», остальные строились на Невском заводе в Санкт-Петербурге. К началу 1-й мировой войны морально устарели. Использовались в основном для обеспечения полетов гидроавиации и для нужд службы связи. 250/305 т, 58x5,8x2,4 м. ПМ-2, 4 ПК, 3800 и.л.с.=26 уз., 50 т угля. Эк. 61 чел. 2-75 мм, 2 пул., 2x1 ТА 450 мм, 10 мин загр.
"Подвижный" - Класс "Сокол". 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. 15 марта 1918 года был передан в распоряжение Финляндской Советской Рабочей республики. 13 апреля 1918 года захвачен в Гельсингфорсе (Хельсинки) вооруженными формированиями буржуазной Финляндии. Впоследствии в качестве миноносца под литерой "S-5" входил в состав ее ВМС. В 1922 году, по Юрьевскому мирному договору, подлежал возврату РСФСР, но как окончательно устаревший был продан Финляндии, которая сохраняла его в строю и резерве до 1929 года.

"Послушный" - Класс "Сокол". 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. 15 марта 1918 года был передан в распоряжение Финляндской Советской Рабочей республики. 13 апреля 1918 года захвачен в Гельсингфорсе (Хельсинки) вооруженными формированиями буржуазной Финляндии. Впоследствии в качестве миноносца под литерой "S-3" входил в состав ее ВМС. В 1922 году, по Юрьевскому мирному договору, был возвращен РСФСР, но как окончательно устаревший сдан Комгосфондов для реализации и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

"Прозорливый" - Класс "Сокол". 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. 11 ноября 1917 года участвовал в подавлении мятежа Керенского-Краснова. 15 марта 1918 года был передан в распоряжение Финляндской Советской Рабочей республики. 13 апреля 1918 года захвачен в Гельсингфорсе (Хельсинки) вооруженными формированиями буржуазной Финляндии. Впоследствии в качестве миноносца под литерой "S-2" входил в состав ее ВМС. В 1922 году, по Юрьевскому мирному договору, подлежал возврату РСФСР, но как окончательно устаревший был продан Финляндии. 4 октября 1925 года погиб в Ботническом заливе во время сильного шторма. 5 августа 1926 года был поднят финскими спасателями и сдан на разборку.

"Резвый" - Класс "Сокол". 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. 15 марта 1918 года был передан в распоряжение Финляндской Советской Рабочей республики. 13 апреля 1918 года захвачен в Гельсингфорсе (Хельсинки) вооруженными формированиями буржуазной Финляндии. Впоследствии в качестве миноносца под литерой "S-4" входил в состав ее ВМС. В 1922 году, по Юрьевскому мирному договору, был возвращен РСФСР, но как окончательно устаревший сдан Комгосфондов для реализации и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

"Рьяный" - Класс "Сокол". 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. 15 марта 1918 года был передан в распоряжение Финляндской Советской Рабочей республики. 13 апреля 1918 года захвачен в Гельсингфорсе (Хельсинки) вооруженными формированиями буржуазной Финляндии. Впоследствии в качестве миноносца под литерой "S-1" входил в состав ее ВМС. В 1922 году, по Юрьевскому мирному договору, подлежал возврату РСФСР, но как окончательно устаревший был продан Финляндии, которая сохраняла его в строю и резерве до 1924 года.

Миноносцы типа улучшенный «Уссури»
Строились на Охтинской верфи в 1900 — 1902 гг. по чертежам миноносца «Уссури». В отличие от прототипа имели иную конструкцию корпуса и котлов. Предназначались для службы на Дальнем Востоке. В связи с начавшейся русско-японской войной были возвращены на Балтику. В 1914 г. оба корабля переоборудованы в тральщики. В ходе боевых действий несли патрульную службу и выполняли тральные работы. С 1916 г. входили в состав отряда Або-Оландской шхерной позиции. 204/259 т, 54x5,3x1,6 м. ПМ - 2, 6 ПК, 3800 и.л.с.=24 уз., 42 т угля. Эк. 33 чел. 2 — 37 мм, 2 — 47 мм, 2 пул., 2x1 ТА 380 мм, тралы.
"N 212" - Исправленный класс "Уссури" и "Сунгари". 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. 15 марта 1918 года был передан в распоряжение Финляндской Советской рабочей республики. 13 апреля 1918 года был реквизирован вооруженными формированиями буржуазной Финляндии. Впоследствии, в качестве миноносца под литерой "S-6", входил в состав ее ВМС. В 1922 году, по Юрьевскому мирному договору, был возвращен финским правительством РСФСР. Как окончательно устаревший, был сдан "Комгосфондов" для реализации и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

"N 213" - Исправленный класс "Уссури" и "Сунгари". 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. 15 марта 1918 года был передан в распоряжение Финляндской Советской рабочей республики. 13 апреля 1918 года был реквизирован вооруженными формированиями буржуазной Финляндии. В 1922 году, по Юрьевскому мирному договору, был возвращен финским правительством РСФСР. Как окончательно устаревший, был сдан "Комгосфондов" для реализации и 21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ.

Миноносцы типа «Циклон»
Строились в 1901 — 1903 гг. на Невском заводе, Охтинской верфи и заводе «Крейтон» по подобию французских миноносцев типа «Циклон». Всего построено 10 единиц. В годы 1-й мировой войны использовались в качестве ТЩ и посыльных судов, при этом с них демонтировали ТА. Корабли этого типа, как правило, осуществляли боевое траление в водах Ботнического и Финского заливов. 152/178 т, 45,1x4,9x1,5 м. ПМ - 2, 2 ПК, 3700 и.л.с.=25 уз., 26 т угля. Эк. 29 чел. 2 — 47 мм, 1 пул., 1x2 ТА 450 мм, тралы.
"N 214" - Класс "Циклон". 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. 15 марта 1918 года был передан в распоряжение Финляндской Советской рабочей республики. 12 апреля 1918 года, из-за невозможности проводки во льдах, оставлен в Гельсингфорсе (Хельсинки) с разобранными для ремонта механизмами. 21 апреля 1918 года был реквизирован вооруженными формированиями буржуазной Финляндии. В 1922 году, по Юрьевскому мирному договору, подлежал возврату РСФСР, но как окончательно устаревший был продан Финляндии как металлолом.

"N 215" - Класс "Циклон". 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота.15 марта 1918 года был передан в распоряжение Финляндской Советской рабочей республики. 12 апреля 1918 года, из-за невозможности проводки во льдах, оставлен в Гельсингфорсе (Хельсинки) с разобранными для ремонта механизмами. 21 апреля 1918 года был реквизирован вооруженными формированиями буржуазной Финляндии. Впоследствии, в качестве миноносца под литерой "С-1", входил в состав финского военного флота. В 1922 году, по Юрьевскому мирному договору, подлежал возврату РСФСР, но как окончательно устаревший был продан Финляндии как металлолом.

"N 216" - Класс "Циклон". 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. 15 марта 1918 года был передан в распоряжение Финляндской Советской рабочей республики. 12 апреля 1918 года, из-за невозможности проводки во льдах, оставлен в Гельсингфорсе (Хельсинки) с разобранными для ремонта механизмами. 21 апреля 1918 года был реквизирован вооруженными формированиями буржуазной Финляндии. Впоследствии, в качестве миноносца под литерой "С-2", входил в состав финского военного флота. В 1922 году, по Юрьевскому мирному договору, подлежал возврату РСФСР, но как окончательно устаревший был продан Финляндии как металлолом.

"N 217" - Класс "Циклон". 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. 15 марта 1918 года был передан в распоряжение Финляндской Советской рабочей республики. 12 апреля 1918 года, из-за невозможности проводки во льдах, оставлен в Гельсингфорсе (Хельсинки) с разобранными для ремонта механизмами. 21 апреля 1918 года был реквизирован вооруженными формированиями буржуазной Финляндии. Впоследствии, в качестве миноносца под литерой "С-3", входил в состав финского военного флота. В 1922 году, по Юрьевскому мирному договору, подлежал возврату РСФСР, но как окончательно устаревший был продан Финляндии как металлолом.

"N 218" - Класс "Циклон". 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. 15 марта 1918 года был передан в распоряжение Финляндской Советской рабочей республики. 12 апреля 1918 года, из-за невозможности проводки во льдах, оставлен в Гельсингфорсе (Хельсинки) с разобранными для ремонта механизмами. 21 апреля 1918 года был реквизирован вооруженными формированиями буржуазной Финляндии. В 1922 году, по Юрьевскому мирному договору, подлежал возврату РСФСР, но как окончательно устаревший был продан Финляндии как металлолом.

"N 219" - Класс "Циклон".7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. 15 марта 1918 года был передан в распоряжение Финляндской Советской рабочей республики. 12 апреля 1918 года, из-за невозможности проводки во льдах, оставлен в Гельсингфорсе (Хельсинки) с разобранными для ремонта механизмами. 21 апреля 1918 года был реквизирован вооруженными формированиями буржуазной Финляндии. Впоследствии, в качестве миноносца под литерой "С-4", входил в состав финского военного флота. В 1922 году, по Юрьевскому мирному договору, подлежал возврату РСФСР, но как окончательно устаревший был продан Финляндии как металлолом.

"N 220" - Класс "Циклон". 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. 15 марта 1918 года был передан в распоряжение Финляндской Советской рабочей республики. 12 апреля 1918 года, из-за невозможности проводки во льдах, оставлен в Гельсингфорсе (Хельсинки) с разобранными для ремонта механизмами. 21 апреля 1918 года был реквизирован вооруженными формированиями буржуазной Финляндии. В 1922 году, по Юрьевскому мирному договору, подлежал возврату РСФСР, но как окончательно устаревший был продан Финляндии как металлолом.

"N 222" - Класс "Циклон". 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. 15 марта 1918 года был передан в распоряжение Финляндской Советской рабочей республики. 12 апреля 1918 года, из-за невозможности проводки во льдах, оставлен в Гельсингфорсе (Хельсинки) с разобранными для ремонта механизмами. 21 апреля 1918 года был реквизирован вооруженными формированиями буржуазной Финляндии. В 1922 году, по Юрьевскому мирному договору, подлежал возврату РСФСР, но как окончательно устаревший был продан Финляндии как металлолом.

Миноносцы типа «Пернов»
Аналогичны французским миноносцам типа «Авангард», № 103 построен в 1891 — 1892 гг. во Франции, остальные — в 1893 — 1897 гг. в России. Незадолго до 1-й мировой войны были переоборудованы в тральщики и посыльные суда. В ходе боевых действий числились в составе отряда судов Або-Оландской шхерной позиции. 120/190 т, 42x4,5x2,1 м. ПМ - 2, 4 ПК, 2000 и.л.с.=21 уз., 10т угля. Эк. 24 чел. 2 — 37 мм, 2x1 ТА 380 мм.
"N 103" - Класс "Пернов". 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота.15 марта 1918 года был передан в распоряжение Финляндской Советской рабочей республики. 12 апреля 1918 года, из-за невозможности проводки во льдах, оставлен в Гельсингфорсе (Хельсинки), где 21 апреля 1918 года был реквизирован вооруженными формированиями буржуазной Финляндии. В 1922 году, по Юрьевскому мирному договору, подлежал возврату РСФСР, но как окончательно устаревший был продан Финляндии как металлолом.

"N 104" - Заказан в рамках судостроительной программы 1882 года. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. 9 апреля 1918 года, в нарушение условий Брестского мирного договора и Гангеуддского соглашения, был захвачен германскими войсками и вскоре передан их командованием буржуазной Финляндии. В 1922 году, по Юрьевскому мирному договору, подлежал возврату РСФСР, но как окончательно устаревший был продан Финляндии как металлолом.


"N 119" - Класс "Пернов". 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота.12 апреля 1918 года, из-за невозможности проводки во льдах, оставлен в Гельсингфорсе (Хельсинки), где 21 апреля 1918 года был реквизирован вооруженными формированиями буржуазной Финляндии. В 1922 году, по Юрьевскому мирному договору, подлежал возврату РСФСР, но как окончательно устаревший был продан Финляндии как металлолом.

"N 120" - Класс "Пернов". 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота.12 апреля 1918 года, из-за невозможности проводки во льдах, оставлен в Гельсингфорсе (Хельсинки), где 21 апреля 1918 года был реквизирован вооруженными формированиями буржуазной Финляндии. В 1922 году, по Юрьевскому мирному договору, подлежал возврату РСФСР, но как окончательно устаревший был продан Финляндии как металлолом.

"N 128" - Класс "Пернов". 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. 13 декабря 1917 года был законсервирован и сдан в порта Або на хранение. 15 января 1918 года исключен из состав Балтийского флота. 9 апреля 1918 года, в нарушение условий Брестского мирного договора и Гангеуддского соглашения, был захвачен в Або германскими войсками и передан вооруженным формированиям буржуазной Финляндии. В 1922 году, по Юрьевскому мирному договору, подлежал возврату РСФСР, но как окончательно устаревший был продан Финляндии как металлолом.

"N 129" - Класс "Пернов". 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. 13 декабря 1917 года был законсервирован и сдан в порта Або на хранение. 15 января 1918 года исключен из состав Балтийского флота. 9 апреля 1918 года, в нарушение условий Брестского мирного договора и Гангеуддского соглашения, был захвачен в Або германскими войсками и передан вооруженным формированиям буржуазной Финляндии. В 1922 году, по Юрьевскому мирному договору, подлежал возврату РСФСР, но как окончательно устаревший был продан Финляндии как металлолом.

Миноносцы типа «Анакрия»
Построены в 1886 - 1897 гг. 102т, 300 и.л.с.=20уз.; 1-75мм, 1-47мм; 2-37мм, 2 пул.;
"Чека" - Класс "Анакрия". 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. 5 марта 1918 года, из-за невозможности проводки во льдах, оставлен в неисправном состоянии в Мариенхамне, где был захвачен германскими войсками и вскоре передан буржуазной Финляндии. В 1922 году, по Юрьевскому мирному договору, подлежал возврату РСФСР, но как окончательно устаревший был продан Финляндии как металлолом.


Канонерские лодки

Канонерские лодки типа «Гиляк»
Первоначально предназначались для действий в Амурском лимане, имели малую осадку и скорострельную артиллерию. Не были отправлены на Дальний Восток из-за плохих мореходных качеств. В годы 1-й мировой войны использовались на флангово-шхерной позиции, главным образом для постановки мин. 980/1200 т, 66x11x2,2 м. ПМ-2, 4 ПК, 800 и.л.с.=12 уз., 100 т угля. Эк. 148 чел. 2-120 мм, 4-75 мм, 3 пул., 40 мин загр.
«Бобр» - Класс "Гиляк". В апреле 1918 года в Або была захвачена немецкими войсками и переоборудована в плавучую мастерскую "Бибер". В октябре 1918 года передана Эстонии. 2 января 1919 года по названием "Lembit" вошла в состав военного флота Эстонской республики. Продан на металлолом 1927 году

"Гиляк" - Класс "Гиляк". В апреле 1918 года в Або была захвачена немецкими войсками. Из-за изношенного состояния механизмов в строй не вводился и сдан на слом в 1922 году.

Патрульные корабли

Сторожевые корабли типа «Водорез»
Заложены на заводе Крейтона в Або в 1916 — 1917 гг. Подобны сторожевым кораблям типа «Голубь». 350т, 50,1x6,8x2,3 м. ПМ - 2, 1150 л.с.=15 уз., 50 т угля. 2 - 75 мм/50.
«Чирок» - Захвачен финскими белогвардейцами в Або в недостроенном состоянии. Достроен в 1918 году и введен в состав флота буржуазной Финляндии в качестве канонерской лодки “Turunmaa”. Продолжал оставаться в строю финских ВМС до 1953 года, после чего был продан на слом.

«Филин» - Захвачен финскими белогвардейцами в Або в недостроенном состоянии. Достроен в 1918 году и введен в состав флота буржуазной Финляндии в качестве канонерской лодки “Karjala”. Продолжал оставаться в строю финских ВМС до 1953 года, после чего был продан на слом.

«Лунь» - Захвачен финскими белогвардейцами в Або в недостроенном состоянии. Достроен в 1920 году и продан Польше в качестве канонерской лодки под названием “Komendant Pilsudski”. Потоплен в Гдыне германской авиацией в 1939.

«Водорез» - Захвачен финскими белогвардейцами в Або в недостроенном состоянии. Достроен в 1920 году и продан Польше в качестве канонерской лодки под названием “General Haller”. Потоплен в Гдыне германской авиацией в 1939.

"Горлица" - Захвачен финскими белогвардейцами в Турку в недостроенном состоянии. Разобран на эллинге.

"Сова" - Захвачен финскими белогвардейцами в Турку в недостроенном состоянии. Разобран на эллинге.

Сторожевые корабли типа «Голубь»
Универсальные корабли специальной постройки, предназначенные для охраны баз и несения дозорной, конвойной и посыльной службы. Заложены в Гельсингфорсе в 1916-1917 гг.; 400/530 т, 52x7,5x3,4 м. ПМ - 2, 1400 л.с.=15 уз., 60 т угля. Эк. 54 чел. 2— 102 мм/60, 1 — 40 мм зен., 3 пул.
«Пингвин» - В 1917 году находилися в постройке для царского флота в Гельсингфорсе. Во время германской оккупации Финляндии 1918 года был конфискован германскими войсками под названием "Wulf" и, в 1920 году после траления в восточной Балтике, отдан финнам. Введен в состав флота буржуазной Финляндии в качестве канонерской лодки “Homeenmaa”. Продолжал оставаться в строю финских ВМС до 1953 года, после чего был продан на слом.

«Голубь» - В 1917 году находилися в постройке для царского флота в Гельсингфорсе. Во время германской оккупации Финляндии 1918 года был конфискован германскими войсками под названием "Beo" и, в 1920 году после траления в восточной Балтике, отдан финнам. Введен в состав флота буржуазной Финляндии в качестве канонерской лодки “Uusimaa”. Продолжал оставаться в строю финских ВМС до 1953 года, после чего был продан на слом.

"Бекас" - В 1917 году находилися в постройке для царского флота в Гельсингфорсе. Во время германской оккупации Финляндии 1918 года был конфискован германскими войсками, в 1920 году после достройки продан Чили под названием “Orontello”

"Кулик" - В 1917 году находилися в постройке для царского флота в Гельсингфорсе. Во время германской оккупации Финляндии 1918 года был конфискован германскими войсками, в 1920 году после достройки продан Чили под названием “Elicura”

"Чибис" - В 1917 году находилися в постройке для царского флота в Гельсингфорсе. Во время германской оккупации Финляндии 1918 года был конфискован германскими войсками, в 1920 году после достройки продан Чили под названием “Colocolo”

"Стриж" - В 1917 году находилися в постройке для царского флота в Гельсингфорсе. Во время германской оккупации Финляндии 1918 года был конфискован германскими войсками, в 1920 году после достройки продан Чили под названием “Leucoton”

Посыльные суда типа «Конвоир»
Бывшие конвоиры подводных лодок. Построены в Санкт-Петербурге и Кронштадте в 1912— 1913 гг. 211 т, 37x6,1x1,8 м. ПМ - 1, 500 л.с.=12 уз. Эк. 20 чел. 2-57 мм, 2 — 37 мм.
"Конвоир" - Захвачен в Або (Турку) германским флотом и переименован в “Lauterbach”. 11 ноября 1918 г. передан флоту Эстонии, переименован в “Laine” и использовался в качестве канонерской лодки. С 6 августа 1940 г. под тем же названием в составе КБФ в качестве посыльного судна. С 25 июля 1941 г. тральщик КБФ “№ 49”. С 19 декабря 1941 г. сторожевой корабль “Лайне”. С 20 февраля 1942 г. “Гангутец”. С 5 ноября 1945 г. гидрографическое судно. Сдан на слом 3 января 1954 г.

Посыльные суда типа «Кондор»
Бывшие крейсера корпуса пограничной стражи, построены в Финляндии в 1902-1904 гг. 322 т, 48,6x6,6x2,4 м. ПМ, 1200 л.с.=13,5 уз. 4-47 мм, 2-37 мм.
"Кондор" - В апреле 1918 оставлен в Финляндии в неисправном состоянии.

"Беркут" - В апреле 1918 оставлен в Финляндии в неисправном состоянии.

Подводные лодки

Подводные лодки типа «Кайман»
"Кайман" - Класс "Кайман". 15 ноября 1916 года была выведена из боевого состава флота и сдана порту императора Петра Великого в Ревеле (Таллин) на хранение, где 25 февраля 1918 года была захвачена германскими войсками и вывезена в Германию для разборки на металл.

"Крокодил" - Класс "Кайман". 15 ноября 1916 года была выведена из боевого состава флота и сдана порту императора Петра Великого в Ревеле (Таллин) на хранение, где 25 февраля 1918 года была захвачена германскими войсками и вывезена в Германию для разборки на металл.

"Дракон" - Класс "Кайман". 15 ноября 1916 года была выведена из боевого состава флота и сдана порту императора Петра Великого в Ревеле (Таллин) на хранение, где 25 февраля 1918 года была захвачена германскими войсками и вывезена в Германию для разборки на металл.

Подводные лодки типа «Белуга»
"Белуга" - Класс "Белуга". 7 ноября 1917 года вошла в состав Красного Балтийского флота. К 1918 году находилась без механизмов в капитальном ремонте. 25 февраля 1918 года была захвачена в Ревеле (Таллин) германскими войсками и вскоре вывезена в Германию для разборки на металл.

"Пескарь" - Класс "Белуга". 7 ноября 1917 года вошла в состав Красного Балтийского флота. К 1918 году находилась без механизмов в капитальном ремонте. 25 февраля 1918 года была захвачена в Ревеле (Таллин) германскими войсками и вскоре вывезена в Германию для разборки на металл.

"Стерлядь" - Класс "Белуга". 7 ноября 1917 года вошла в состав Красного Балтийского флота. К 1918 году находилась без механизмов в капитальном ремонте. 25 февраля 1918 года была захвачена в Ревеле (Таллин) германскими войсками и вскоре вывезена в Германию для разборки на металл.

"Щука" - Класс "Белуга". 7 ноября 1917 года вошла в состав Красного Балтийского флота. К 1918 году находилась без механизмов в капитальном ремонте. 25 февраля 1918 года была захвачена в Ревеле (Таллин) германскими войсками и вскоре вывезена в Германию для разборки на металл.

Канонерские лодки, переоборудованные из гражданских судов
"Император" - Бывший товаро-пассажирский пароход, построен в 1914 г. в Финляндии. В 1915г. приобретен Морведом и зачислен в состав Чудской флотилии. Во время гражданской войны несколько раз переходил из рук в руки, в итоге захвачен белогвардейцами и вошел в состав дивизиона канонерских лодок Эстонии, переименован в “Vanemuine”. После вхождения Эстонии в состав СССР зачислен в Отряд учебных кораблей Чудского оз. 30.06.1941 г. вооружен, переформирован в канонерскую лодку и переведен в состав Чудской флотилии. 11.08.1941 г. поврежден авиацией противника и затоплен в устье р. Раннапунгерья. Поднят в 1942 г. германскими саперами, отремонтирован и получил название "Vanemuine". Потоплен советской авиацией на Чудском оз. в августе 1944 г. Поднят после войны и сдан на слом.

"Юрьев" - В 1915 г. призван по военно-судовой повинности и зачислен в состав Чудской флотилии. Во время гражданской войны несколько раз переходил из рук в руки, в итоге захвачен белогвардейцами и вошел в состав дивизиона канонерских лодок Эстонии, переименован в “Tartu”. После вхождения Эстонии в состав СССР зачислен в Отряд учебных кораблей Чудского оз. 30.06.1941 г. вооружен, переформирован в канонерскую лодку и переведен в состав Чудской флотилии. 23.07.1941 г. поврежден авиацией противника и затоплен в устье р. Омедо. Поднят в сентябре 1941 г. германскими саперами, отремонтирован и получил название "Heimatland". Потоплен советской авиацией 26.08.1944 г. на р. Эмайыги. Поднят после войны и сдан на слом.

"София" - В августе 1915 г. приобретен Морведом и 9.09.1915 г. зачислен в состав Чудской флотилии. Во время гражданской войны входил в состав Красной Чудской флотилии, затоплен экипажем в Раскопеле во избежание захвата противником. Поднят эстонскими спасателями в 1920 г. и отремонтирован. В 1936 г. вошел в резерв дивизиона канонерских лодок Эстонии, переименован в “Ilmatar”. После вхождения Эстонии в состав СССР зачислен в Отряд учебных кораблей Чудского оз. 30.06.1941 г. вооружен, переформирован в канонерскую лодку и переведен в состав Чудской флотилии. В июле-августе 1941 г. из-за неисправности механизмов находился без хода и использовался как плавучая батарея. 11.08.1941 г. поврежден авиацией противника и затоплен экипажем в устье р. Ранапунгерья. Поднят германскими саперами в сентябре 1941 г., отремонтирован и переименован в "Ilmatar". В августе 1944 г. потоплен советской авиацией. В 1946 г. поднят, передан Чудскому пароходству и переоборудорован в несамоходную баржу. Выведен из эксплуатации в 1950 г. и сдан на слом.

"Ольга" - В августе 1915 г. призван по военно- судовой повинности и зачислен в состав Чудской флотилии. Во время гражданской войны входил в состав Красной Чудской флотилии. 20.05.1919 г. захвачен белогвардейцами в Раскопеле. Осенью 1919 г. вошел в состав дивизиона канонерских лодок Эстонии, переименован в “Ahti”. После вхождения Эстонии в состав СССР зачислен в Отряд учебных кораблей Чудского оз. 30.06.1941 г. вооружен, переформирован в канонерскую лодку и переведен в состав Чудской флотилии. 25.07.1941 г. разоружен и затоплен экипажем в устье р. Ранапунгерья, но вскоре поднят и введен в строй. Поврежден авиацией противника 13.08.1941 г. и повторно затоплен экипажем. Поднят германскими саперами в октябре 1941 г., отремонтирован и переименован в "Baltenland". 26.08.1944 г. потоплен советской авиацией. После войны поднят и сдан на слом.

Тральщики
Тральщики типа «Минреп»
Построен на Ижорском заводе в Санкт-Петербурге в 1909-1912 гг. Первый в мире полноценный тральщик специальной постройки. Активно участвовал в 1-й мировой войне. 137/150 т, 45x6x1,9 м. ПМ - 2, 2 ПК, 280 и.л.с.=11 уз., 13 т угля. Эк. 30 чел. 1—57 мм, 1 пул., тралы.
"Минреп" - Класс "Минреп". 7 ноября 1917 года перешел на сторону советской власти. 20 апреля 1918 года захвачен в Гельсингфорсе (Хельсинки) финскими белогвардейцами. Дальнейшая судьба неизвестна.

Тральщики типа «Капсюль»
Строились в Ревеле и Петрограде в 1915 — 1916 гг. Проект разработан на базе корпуса канонерской лодки «Бурят». В целом оказались неудачными и не развили проектной скорости (11 уз.), но активно участвовали в тралении и постановках мин. 200/250-271 т, 53x6,6x1 -1,2 м. ПМ - 2, 2 ПК, 650 и.л.с.=9 уз. Эк. 38 чел. 1 — 75 мм/ 50, 2 пул., тралы.
"Крамбол" - Класс "Капсюль". 7 ноября 1917 года перешел на сторону Советской власти. В апреле 1918 года в Гельсингфорсе (Хельсинки) был захвачен финскими белогвардейцами и под литерой "МР-7" включен в состав флота буржуазной Финляндии. 18 сентября 1922 года возвращен РСФСР по Юрьевскому мирному договору, 21 ноября 1922 года сдан в порт на хранение и 29 августа 1925 года исключен из состава Морских сил Балтийского моря. Разобран на металл в начале 30-х гг.

"Капсюль" - Класс "Капсюль". 7 ноября 1917 года перешел на сторону Советской власти. В апреле 1918 года в Гельсингфорсе (Хельсинки) был захвачен финскими белогвардейцами и под литерой "МР-12" включен в состав флота буржуазной Финляндии. 18 сентября 1922 года возвращен РСФСР по Юрьевскому мирному договору, 21 ноября 1922 года сдан в порт на хранение. 26 июня 1925 года передан в состав Морской пограничной охраны Особого государственного политического управления, а 25 сентября 1936 года сдан в Отдел фондового имущества для разборки на металл.

"Груз" - Класс "Капсюль". 7 ноября 1917 года перешел на сторону Советской власти. В апреле 1918 года в Гельсингфорсе (Хельсинки) был захвачен финскими белогвардейцами и под литерой "МР-12" включен в состав флота буржуазной Финляндии. 18 сентября 1922 года возвращен РСФСР по Юрьевскому мирному договору, 21 ноября 1922 года сдан в порт на хранение. С 7 мая 1926 года использовался в качестве учебного судна. 14 октября 1926 года сдан в порт на хранение, а 25 сентября в Отдел фондового имущества для разборки на металл.

Тральщики типа «Ударник»
Строились в 1916-1918 гг. в Ревеле и Петрограде, достраивались в Гельсингфорсе. Всего заказано 22 единицы, но в строй вошли только 4. В 1-й мировой войне не участвовали. 190/220 т, 43,6x6,1x1,7 м. ПМ - 2, 2 ПК, 400 и.л.с.=11 уз. Эк. 40 чел. 1-75 мм, 1-47 мм зен., 2 пул., тралы.
"Защитник" - Класс "Ударник". 7 ноября 1917 года перешел на сторону Советской власти. 20 апреля 1918 года был захвачен в Гельсингфорсе (Хельсинки) финскими белогвардейцами и под литерой "Т-2" включен в состав флота буржуазной Финляндии. 24 апреля 1941 года был потоплен в водах Финского залива советской авиацией.

"Фортрал" - Класс "Ударник". Достраивался в Гельсингфорсе (Хельсинки), вступил в строй в январе 1918 года. 20 апреля 1918 года был захвачен в Гельсингфорсе (Хельсинки) финскими белогвардейцами и под литерой "Т-1" включен в состав флота буржуазной Финляндии. В 1944 году переоборудован в плавучую самоходную базу. Дальнейшая судьба неизвестна.

Тральщики типа «Искра»
"Пламя" - Класс "Искра". 7 ноября 1917 года перешел на сторону Советской власти. С 22 по 27 февраля 1918 года совершил переход из Ревеля (Таллин) в Гельсингфорс (Хельсинки). 12 апреля 1918 года, из-за невозможности проводки во льдах, оставлен в Гельсингфорсе (Хельсинки), где 20 апреля 1918 года был захвачен финскими белогвардейцами и включен в состав военного флота буржуазной Финляндии.17 сентября 1922 года возвращен РСФСР по Юрьевскому мирному договору и включен в состав Морских сил Балтийского моря. С 14 октября 1922 года находился в распоряжении Морской пограничной охраны Особого государственного политического управления. 7 апреля 1924 года передан тресту "Главрыба" где использовался в качестве траулера, переведен в Баренцево море. 9 августа 1933 года в качестве тральщика, включен в состав Северной военной флотилии, с 11 мая 1937 года в составе Северного флота. Участвовал в советско-финляндской и Великой Отечественной войнах. 17 апреля 1947 года был разоружен и исключен из списков флота.

Тральщики типа «Тумба»
Построены в Або в 1915 — 1916 гг. Заложены как буксиры, летом 1916 г. куплены Морским ведомством и вошли в строй как ТЩ. 145-150 т, 27,4x6,3x2,1 м. ПМ-1, 150 л.с.=9,5 уз. Эк. 19 чел. 2 — 75 мм/50, 1 пул., тралы.
“Тумба” - Захвачен Финляндией в 1918 году. Дальнейшая судьба неизвестна.

“Цапфа” - Захвачен Финляндией в 1918 году. Дальнейшая судьба неизвестна.

“Ствол” - Захвачен Финляндией в 1918 году. Дальнейшая судьба неизвестна.

“Дуло” - Захвачен Финляндией в 1918 году. Дальнейшая судьба неизвестна.

Тральщики переоборудованные из гражданских судов
"Тральщик No2" - С 1917 года - база тральщиков. В 1918 году захвачен Финляндией и возвращен прежним владельцам. В годы войны использовался как база торпедных катеров под названием “Van Doebbeln”. С 19 сентября 1944 года по 9 мая 1945 года обеспечивал базирование легких сил КБФ в финских водах.

"Тральщик No18" - 7 ноября 1917 года перешел на сторону Советской власти. 25 февраля 1918 года захвачен в Ревеле (Таллинн) германскими войсками, впоследствии передан Эстонии. С 1927 г. минный заградитель эстонского флота “Ristna”. С 13 августа 1940 года минный заградитель в составе КБФ под тем же названием. С ноября 1941 г. плавбаза, после 1945 г. учебное судно. Сдан на слом в 1958 г.

"Тральщик No19" - 7 ноября 1917 года перешел на сторону Советской власти. 25 февраля 1918 года захвачен в Ревеле (Таллинн) германскими войсками, впоследствии передан Эстонии. С 1927 г. минный заградитель эстонского флота “Suurop”. С 13 августа 1940 года минный заградитель в составе КБФ под тем же названием. Погиб 11 августа 1941 г. в Моонзунде от подрыва на мине.

“Планета” - Зимой 1915/16 гг. использовался в качестве ледокола. В 1917 году принял участие в Моонзундской операции. Захвачен Финляндией в 1918 году и возвращен прежнему владельцу, после чего переоборудован в сторожевой корабль пограничной охраны под названием “Aura”.

Минные заградители
"Воин" - Построен в 1916 г. на Коломенском заводе в качестве минного транспорта Свеаборгской крепости. 640/776 т, 50x8x2,7 м. ПМ - 1, 800 и.л.с=10 уз. Эк. 47 чел. 2-75 мм, 150 мин загр.
7 ноября 1917 года перешел на сторону Советской власти. 12 апреля 1918 года, из-за невозможности проводки во льдах, оставлен в Гельсингфорсе (Хельсинки), где 20 апреля 1918 года был захвачен финскими белогвардейцами и включен в состав военного флота буржуазной Финляндии. Являлся базой подводных лодок по литерой "В-1". В декабре 1939 года переименован в "Louhi". Погиб 12 января 1945 года в районе Гангута, подорвавшись, вероятно, на немецкой мине.

"Свеаборг" - 7 ноября 1917 года перешел на сторону Советской власти. 12 апреля 1918 года, из-за невозможности проводки во льдах, оставлен в Гельсингфорсе (Хельсинки), где 20 апреля 1918 года был захвачен финскими белогвардейцами и включен в состав военного флота буржуазной Финляндии под тем же названием.

Сет
 
+
-
edit
 

sagashir

втянувшийся

Просмотрел "по диагонали", сразу бросилось в глаза:
1. Не "Авторил", а "Автроил".
2. У "Изяславов" (к которым относится "Автроил"), насколько я помню, цистерны Фрама были предусмотрены проектом, но не устанавливались.
3. Мне помнится, в наименовании "Lennuk" не "у", а "у-умляут" (по возможности проверьте у эстонских товарищей)
4. В приведенном Вами списке постоянно путаются тип и класс.

С уважением -
 
RU Шарнхорст #02.09.2007 21:36
+
-
edit
 

Шарнхорст

опытный

Дополнение по чилийцам:

Минные заградители типа “Leucoton”: “Elicura”, “Leucoton”, “Orompello” (KSH, 1916/1917/1919) – 3 единицы
400/545 т; 52×7,5×3,4 м; 2 ПМ, 3 ПК, 1400 л.с.; 14,5 уз; 100 т угля; 700 (14) миль. 2×1 – 76?мм/40, 50 мин.

Серия из 6 посыльных судов строилась в Хельсинки для русского флота и в 1918 г. была захвачена финнами на стапелях. “Чибис”, “Кулик”, “Стриж”, “Бекас” в 1919 г. недостроенными проданы Финляндией Чили и переименованы в “Colocolo”, “Elicura”, “Leucoton”, “Orompello”; “Голубь” и “Пингвин” вошли в состав финского флота как КЛ “Uusimaa” и “Hämeenmaa”. В 1920 г., по завершению постройки, чилийские корабли перешли в Англию, где на верфи “S. White” на них было установлено вооружение и оборудование для минных постановок. Прибыли в Чили 26.10.1920. “Colocolo” в 1930 г. продан частному владельцу, переименован в “Toqui”, погиб 25.11.1944 во время тайфуна; остальные исключены в 1957 г.
Desir N'a Repos  
FI andreyfinn #03.09.2007 17:13
+
-
edit
 

andreyfinn

новичок
Классная тема правда есть одно, но - частое упоминание:.. захвачен финами (финскими белогвардейцами - а кто это?) на стапеле (и т.д. и т.п.) наверное справедливее всего - реквизирован и включен в состав ...
 
RU gaiduk #03.09.2007 17:45  @andreyfinn#03.09.2007 17:13
+
-
edit
 

gaiduk

втянувшийся

andreyfinn> Классная тема правда есть одно, но - частое упоминание:.. захвачен финами (финскими белогвардейцами - а кто это?) на стапеле (и т.д. и т.п.) наверное справедливее всего - реквизирован и включен в состав ...

Это простительно человек просто воспользовался имеющимися текстами Бережного (или прочих) при подготовке маттериала. тут нечего страшного нет а тема действительно интересная.
 
+
-
edit
 

Rohirrim

втянувшийся

Ребята, вы правы насчет "белогвардейцев"... Тексты я брал еще из прежних источников, отредактировать основательно не успел. Вот и поместил сюда как бы на обзор... Думаю не в обиде финны или прибалты будут.
 
RU tramp_ #04.09.2007 00:52  @andreyfinn#03.09.2007 17:13
+
-
edit
 

tramp_

дёгтевозик
★☆

andreyfinn> Классная тема правда есть одно, но - частое упоминание:.. захвачен финами (финскими белогвардейцами - а кто это?) на стапеле (и т.д. и т.п.) наверное справедливее всего - реквизирован и включен в состав ...
Уточнения ради - словосочетание "финский белогвардеец" уже стерлось из памяти и справедливее для кого, для политкорректности?
 
+
-
edit
 

Rohirrim

втянувшийся

Если уж спор вокруг политкорректности, то можно откорректировать чисто под "захвачен финнами" или "финскими вооруженными формированиями" - не помню как они тогда назывались, но во всяком случае вооруженными силами они еще не являлись. Повторю, копировал из источников как есть, больше обращая внимания на корабли и суда, честно говоря... :)
 
RU вольф334 #04.09.2007 07:48
+
-
edit
 

вольф334

втянувшийся
Вы ребята занимаетесь казуистикой, как формирования не назови они все равно финские (белофинские). Автор правильно говорит обратите внимание на корабли.
 
RU Pz.beob.wg #04.09.2007 10:53
+
-
edit
 

Pz.beob.wg

опытный

Очень многое пропущено!
Хотя список интиресный;)
Мне кажется что проще сгруппировать где захвачено:
в Ревеле,Або,Бьоренборге,Гельсинфорсе или как то по другому(Волынец например) так можно
разабраться кто и где что хапнул...
Обратите внимание на эт две темы на Цусиме))) очень полезно!
Светильники Paulmann. Каталог светильников, ламп для потолка, стен, пола. Москва
Светильники Paulmann. Каталог светильников, ламп для потолка, стен, пола. Москва
От меня "подарочек"-что немцы хапнули в Ревеле в 1918(это не тот источник это из журнала, а не немцы)
p.s. что то Гайдук в этой теме не разбушевался :)
Прикреплённые файлы:
 
Кот любил коментировать когда кого то били.. и потому как сидел он высоко - то били его не часто.. Но уж если ловили - то затыкали пасть шишкой, и только после этого били. Ибо молчание-золото.  
Это сообщение редактировалось 06.09.2007 в 10:17
FI andreyfinn #04.09.2007 11:12
+
-
edit
 

andreyfinn

новичок
По поводу захватов - все таки если речь идет о кораблях сдавшихся англичанам это так, а в отношении брошенных в Гельсингфорсе, Або, Ханко и Ревеле при эвакуации Балтийского флота то это наверное все таки "реквизиция" или "приХватизация". Тем более, что позднее большая часть этих кораблей подлежала возврату России. А вообще правильно замечено, какая разница в терминах - главное корабли! Спасибо!!!
 
RU gaiduk #04.09.2007 14:48  @Pz.beob.wg#04.09.2007 10:53
+
-
edit
 

gaiduk

втянувшийся

Pz.beob.wg> p.s. что то Гайдук в этой теме не разбушевался :)
Обдумываю как красивше сие сделать.

Уважаемый Pz.beob.wg раз уж выложили первую страничку то пожалуйте и остальные. как говорится сказал мяу полезай в кошолку.

Тебе сподручнее это сделать. Или подзажмеш.
А касательно портов Ревель Рига и прочие прибалтийские проще выложить справочтики по Эстонскому и Латышскому флотах это и будет почти все оставленное там русскими.
 
RU Pz.beob.wg #04.09.2007 15:03
+
-
edit
 

Pz.beob.wg

опытный

Пока хватит немцев-пиратов палить :)
А по Гельсинфорсу у меня давно мысль подобная была-составить список...
Кот любил коментировать когда кого то били.. и потому как сидел он высоко - то били его не часто.. Но уж если ловили - то затыкали пасть шишкой, и только после этого били. Ибо молчание-золото.  
RU Pz.beob.wg #10.09.2007 11:37
+
-
edit
 

Pz.beob.wg

опытный

S-2
Прикреплённые файлы:
s2.jpg (скачать) [453 кБ]
 
 
Кот любил коментировать когда кого то били.. и потому как сидел он высоко - то били его не часто.. Но уж если ловили - то затыкали пасть шишкой, и только после этого били. Ибо молчание-золото.  
+
-
edit
 

Rohirrim

втянувшийся

Кстати этот сайт достаточно интересный... _ttp://users.tkk.fi/~jaromaa/Navygallery/
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru