shhturman>> По кому стрелять будете?
matelot> А где самолет выставляет барьер из буев? Ведь не от фонаря это делается.
matelot> Можно спровоцировать налет и охотник поменяется местами с жертвой.
Существенная роль в противолодочной обороне отводится гло-
бальной системе подводного наблюдения IUSS (Integrated Undersea
Surveillace System). Ее основу составляют пассивные гидроакус-
тические системы и средства, среди которых особое место занима-
ет система подводной разведки и наблюдения SOSUS (Sound
Surveillace Undersea System).
Вначале была создана цепь береговых гидроакустических
станций (БГАС) вдоль всего Атлантического побережья США, за-
тем - Тихоокеанского и потом, на основе военных баз, была соз-
дана "паутина" БГАС, контролирующая почти все акватории планеты.
Так в Северном полушарии контролируется не менее 3/4 всех аква-
торий. Всего, по данным материалам иностранной печати, было раз-
вернуто не менее 22 БГАС.
Каждая такая станция имеет три основных компонента: прием-
ные гидроакустические антенны, кабельные трассы и береговые по-
сты обработки данных. Конструктивно антенны представляют собой
кабельные линии со встроенными гидрофонами, которые укладывают-
ся непосредственно на грунт, а на мелководных участках могут
быть закрыты в траншеи для защиты от воздействия технических
средств или морских животных.
На береговых постах БГАС принятые сигналы подвергаются об-
работке и анализу. Для этой цели посты оснащаются мощными вы-
числительными устройствами, включающими специализированные аку-
стические процессоры, средства отображения информации, запоми-
нающие элементы. Для выделения слабого полезного сигнала на фо-
не акустических помех используются корреляционные методы обра-
ботки на основе соответствующего программного обеспечения. Бла-
годаря этому система способна обнаруживать шумы целей, находя-
щихся на расстояниях до нескольких сот километров от гидроакус-
тических антенн. Присутствие в спектрах шумоизлучений характер-
ных дискретных составляющих подводных лодок различных проектов
позволяет классифицировать обнаруженные цели. Если данные о це-
ли поступают на береговой пост от двух и более антенн, это дает
возможность определения ее местоположения путем пеленгования
источников излучения с разных направлений прихода сигналов. При
этом площадь района вероятного нахождения подводного лодки, об-
наруженной на расстоянии несколько сот километров, может сос-
тавлять несколько тысяч квадратных километров.
Результаты обработки информации, полученных БГАС системы
SOSUS, в реальном масштабе времени передаются по кабельным, ра-
дио- и спутниковым каналам связи на командные центры и пункты
управления противолодочными силами в зонах. Данные о возможных
районах местонахождения подводных лодок (ПЛ) используются для
наведения на них противолодочных самолетов, атомных многоцеле-
вых подводных лодок и надводных кораблей, которые устанавливают
непосредственный контакт с целью и ведут за ней слежение, нахо-
дясь в готовности к ее уничтожению имеющимся в их распоряжении
противолодочным оружием.
Для компенсирования одного из основных недостатков стацио-
нарной системы SOSUS - ее неспособности быстро реагировать на
изменение обстановки, была создана маневренная система дальнего
гидроакустического наблюдения на базе кораблей специальной по-
стройки - SURTASS (Surface Towed Array Surveillance System).
Основным назначением кораблей этой системы является патрулиро-
вание в районах, не охваченных наблюдением средствами системы
SOSUS, а также в тех, где она была недостаточна эффективна.
Система SURTASS состоит из берегового и корабельного ком-
понентов. Корабельный компонент представлен кораблями гидроаку-
стической разведки (КГАР) типа "Сталворт". Они имеют полное во-
доизмещение 2262 т, длину 68,3 м, ширину 13,1 м и осадку 4,5 м
гидроэнергетические установки дизель-электрического типа (четы-
ре дизель-генератора мощностью 3200 л.с. и два электромотора -
1600 л.с.); дальность плавания 4000 миль при скорости хода
11 уз и 6450 миль при рабочей скорости 3 уз; экипаж 33 чел.
(9 офицеров). Основу радиоэлектронного вооружения кораблей сос-
тавляет гидроакустический комплекс AN/UQQ-2, включающий гибкую
протяженную (2614 м) линейную антенну, буксируемую на кабеле
длиной 1829 м на глубинах от 500 до 1500 футов (150-460 м) и
предназначенную для приема шумоизлучений, и бортовое вычисли-
тельное устройство в комплекте из пяти процессоров типа
AN/UYK-20 и одного специализированного акустического процессора
AN/UYS-1. Принятые антенным устройством и переданные низкочас-
тотным передатчиком AN/WQT-2 гидроакустические сигналы проходят
предварительные обработку на корабле, а затем по спутниковым
каналам связи через СВЧ аппаратуру AN/WCS-6 передаются на бере-
говой комплекс для дальнейшей обработки и отображения. Всего до
1990 года было построено 18 кораблей типа "Сталворт".
В начале 90-х годов на вооружение был принят усовершенс-
твованный проект корабля этой системы катамаранного типа "Вик-
ториес". Корабль имеет полное водоизмещение 3396 т, длину
71,5 м, ширину 28,5 м и осадку 7,5 м; ГЭУ - четыре дизеля
(5440 л.с.) и два электромотора (3200 л.с.); максимальная ско-
рость хода 16 уз, рабочую 3 уз; экипаж 34 человека. Благодаря
увеличенной площади действующей ватерлинии данные корабли обла-
дают более высокими мореходными качествами и способны решать
задачи гидроакустической разведки в северных широтах при небла-
гоприятных метеоусловиях. Предусмотрено также существенное усо-
вершенствование бортового гидроакустического комплекса за счет
включения в его состав активной низкочастотной антенны LFA и
акустического процессора нового поколения AN/UYS-2, позволяющих
обнаруживать ПЛ на мелководье. К середине 1993 года было пост-
роено четыре корабля типа "Викториес".
Следующим типом корабля системы SURTASS стал "Импекбл".
Водоизмещение сравнительно большое - 5370 т, длина 85,8 м, ши-
рина 29,2 м, осадка 7,9 м; ГЭУ - три дизель - генератора
(5,4 МгВт) и два электромотора (5000 л.с.); дальность плавания
3000 миль при скорости хода 12 уз; экипаж 45 человек. Гидро-
акустическое оснащение корабля в основном будет аналогично КГАР
типа "Викториес", но помимо передатчика AN/WSC-6, на нем уста-
новлен передатчик AN/WSC-3(V)3.
В начале 90-х годов, в связи с резким сокращением присутс-
твия ВМФ России в Мировом океане, резко сократилось выделение
финансовых средств для развития программ SOSUS и SURTASS, но
министерство обороны США успешно предприняло ряд шагов по реше-
нию проблемы финансирования, а именно конверсии по-американски:
океанографические наблюдения, контроль биоресурсов, наблюдение
за сейсмическими процессами в Мировом океане, участие в меро-
приятиях по контролю над судоходством и другие. Это позволило
сохранить квалифицированный персонал и поддерживать в рабочем
состоянии системы SOSUS и SURTASS.
Более того началась разработка новых двух относительно са-
мостоятельных систем - FDS (Fixed Distribution System) и ADS
(Advanced Deployable System) по программе DDS (Distributed
Surveillance Systems).
FDS представляет собой пассивную стационарную гидроакусти-
ческую быстро развертываемую систему для поддержки сил, действу-
ющих в районах региональных кризисов. При работе над проектом
FDS были использованы последние достижения в области волокон-
но-оптической техники. Это позволило создать сверхчувствитель-
ные гидрофоны и кабельные трассы повышенной пропускной способ-
ности и надежности. Дальнейшее развертывание берегового компо-
нента системы FDS связано с внедрением новейших компьютерных
технологий и достижений в области цифровой обработки сигналов.
При этом ключевым является использование многолучевой управляе-
мой диаграммы направленности, что позволяет получать трехмерные
акустические изображения и существенно облегчает процесс опре-
деления координат и элементов движения, а также классификацию
подводных целей. Одна из особенностей развертываемой системы -
более высокая, чем у SOSUS, плотность размещения гидроакусти-
ческих антенн.
Система ADS базируется на результатах проекта FDS. В ее
антеннах используются как акустические, так и неакустические
датчики обнаружения ПЛ. В целях реализации концепции быстрого и
скрытного развертывания этой системы в районах возникновения
кризисов предполагается, что она будет устанавливаться с под-
водных лодок и самолетов. Временные рамки ее боевого использо-
вания лежат в пределах от 30 суток до пяти лет.
Подобные мобильные системы, быстрого и скрытного разверты-
вания позволяют надежно защитить авианосные ударные группы от
атак подводных лодок в любой точке мира. Будь то Персидский за-
лив или Охотское и Белое моря.
Береговые компоненты систем SOSUS и SURTASS проходят мо-
дернизацию в рамках проекта SDS (Surveillance Direction
System). По проекту SDS создаются унифицированные комплекты ап-
паратуры для береговых центров обработки данных всех подсистем
IUSS, которые эффективнее и значительно дешевле в эксплуатации,
чем прежние.
В зоне дальнего противолодочного охранения АУГ поиск под-
водного противника ведется пассивными гидроакустическими средс-
твами стационарных систем SOSUS, авиации, подводных лодок и
надводных кораблей, поскольку дальность обнаружения под водой
посылок гидроакустических станций (ГАС) значительно превосходит
дальность обнаружения ею лодки, и последняя, заблаговременно
установив факт поиска, может уклониться от сил охранения и вый-
ти в атаку на охраняемый объект. Поэтому силы дальнего охране-
ния используют гидроакустические станции и комплексы в активном
режиме только после обнаружения лодки пассивными средствами для
ее классификации и уточнения местонахождения, чаще всего при
выходе в атаку.
Противолодочное охранение АУГ в дальней зоне осуществляют
базовые патрульные самолеты Р-3С "Орион". Они обычно действуют
в составе сил дальнего противолодочного охранения. Как правило,
один - два самолета. Максимальное удаление самолета Р-3С "Ори-
он" от центра ордера, определяемое исходя из расчетных дальнос-
тей стрельбы крылатыми ракетами подводных лодок, может состав-
лять 200-300 миль (370 - 550 км). Самолеты ведут поиск ПЛ про-
тивника на носовых курсовых углах параллельными галсами со сме-
щением по маршруту движения АУГ или угрожаемых направлениях. В
основном для обнаружения подводных лодок самолет Р-3С использу-
ет радиогидроакустические буи (РГБ), которые он выставляет чаще
всего серией в виде отсекающего барьера (четыре - восемь РГБ) с
интервалами между ними 10-30 миль (1 миля = 1,852 км) парал-
лельно или перпендикулярно курсу соединения (в зависимости от
направления вероятной угрозы). Как правило обнаруженная подвод-
ная лодка уничтожается с помощью самонаводящихся противолодоч-
ных торпед Мк44, Mk46, Mk50, "Стингрей" и т.д. с дистанции не
более 1500 м. Атака с воздуха, с короткой дистанции внезапна,
что ограничивает возможность уклонения и применения средств
противодействия ПЛ.
Использованные РГБ обычно подбираются своими надводными
кораблями и используются вторично. В боевой обстановке возможно
самозатопление использованных РГБ.
Р-3С "Орион" является основным и единственным самолетом
базовой патрульной авиации (БПА) ВМС США. Он имеет современные
бортовые системы поиска, обнаружения и классификации целей, а
также разнообразное вооружение для поражения не только подвод-
ных лодок, но и подводных кораблей. Вооружение самолета разме-
щается в отсеке (2 х 0,8 х 3,9 м): до восьми торпед, глубинные
бомбы, бомбы, мины (общим весом до 3,2 т) и на 10 наружных уз-
лах подвески: до шести УР "Гарпун", торпеды, бомбы, глубинные
бомбы и мины. Основное поисковое оборудование самолета включает
до 90 радиогидроакустических буев систем "Джезебел", "Джули",
ДИФАР, КАСС, ДИКАСС и других; магнитный обнаружитель; поисковую
РЛС; станцию радиотехнической разведки; ИК станцию.
Как уже было сказано ранее, радиогидроакустические буи яв-
ляются основным средством обнаружения подводных лодок. Общий их
запас на борту самолета обеспечивает непрерывное выполнение за-
дачи по поиску и слежения за подводной лодкой в течение всего
времени нахождения в районе (до 10 ч, на удалении 1450 км),
расходуя шесть - восемь буев за 1 час.
В системе "Джезебел" используются пассивные РГБ AN/SSQ-41B
направленного действия. Дальность обнаружения подводных лодок с
использованием этой системы достигает 20 км и более.
Система РГБ "Джули" также состоит из пассивных буев, но
система в целом активная, так как в ней задействованы источники
звука взрывного действия. Если в зону звукового эффекта взрыва
попадет подводная лодка, то отразившийся от нее сигнал поступит
к выставленным пассивным буям. Далее сигналы передаются по ра-
диоканалам на самолет, где обрабатываются и отображаются на
планшете оператора. Система "Джули" обеспечивает обнаружение
малошумных ПЛ на дальностях до 8 км.
В системе ДИФАР используются пассивные радиогидроакусти-
ческие буи направленного действия AN/SSQ-53. У акустических ан-
тенн большая глубина погружения (до 300 м). Время работы буя до
8 ч. Дальность обнаружения подводной лодки до 25 км. Система
ДИФАР предназначена для обнаружения ПЛ в условиях акустических
помех: в районах интенсивного судоходства и в условиях сильного
волнения моря.
РГБ AN/SSQ-62 системы ДИКАСС являются активными направлен-
ного действия и управляются по радиокомандам с самолета. Это
позволяет обнаруживать подводные лодки и определять их местопо-
ложение при меньшем количестве буев.
В системе РГБ КАСС используются активные буи AN/SSQ-50 не-
направленного действия, включаемые по команде оператора с борта
самолета.
Время работы активных буев (на излучение) от 30 до 60 мин.
Магнитные обнаружители AN/ASQ-81 являются одним из основ-
ных неакустических средств обнаружения подводных лодок. Они ра-
ботают по принципу регистрации магнитной аномалии, создаваемой
ферромагнитной массой ПЛ. Дальность обнаружения подводных лодок
магнитным обнаружителем, зависящая от их водоизмещения и маг-
нитных характеристик, глубины погружения и высоты полета само-
лета, в среднем составляет 700-1000 м. Основное тактическое
преимущество магнитометров заключается в возможности использо-
вания их в условиях гидроакустического противодействия.
Инфракрасная станция AN/AAS-36 может обнаружить подводную
лодку в подводном и надводном положении по тепловому излучению
ее корпуса и кильватерному следу. При полете самолета на высо-
тах от 100 до 1000 м дальность обнаружения подводной лодки по
кильватерному следу до 20 км. Однако эти показатели существенно
зависят от гидрометеорологических условий, скорости и глубины
погружения ПЛ.
Радиолокационная станция AN/APS-115B позволяет обнаружи-
вать подводные лодки под перископом или антенной, работающей на
прием, на расстоянии до 15 км.
Станция радиотехнической разведки AN/ALQ-78 позволяет об-
наружить подводную лодку, ведущей радиопередачу, на дальности
до 600 км. Точность пеленгования излучений составляет 1-5о.