Реклама Google — средство выживания форумов :)
Владимир ЩЕРБАКОВ
Военно-промышленный курьер,№37 (104) 05 - 11 октября 2005 года
ДЕЛИ И ПАРИЖ ПОДПИСАЛИ КОНТРАКТ ПО ПОДВОДНЫМ ЛОДКАМ
Последние месяцы оказались для Франции весьма обнадеживающими в плане оружейного бизнеса. Дело в том, что из состояния "анабиоза" вышли индийско-французские переговоры по вопросу лицензионной постройки на верфях Индии партии из шести неатомных подводных лодок типа "Скорпена". Правда, для получения этого заказа Парижу пришлось пойти на уступки.
Эпопея с продажей новых французских субмарин флоту такой сказочной страны, как Индия, длилась уже много лет, а переговоры сами по себе практически превратились в какую-то то ли сказку, то ли сатирическую комедию. Впрочем, российские оборонщики также не раз испытывали на себе тлетворное влияние мастерского владения своими индийскими коллегами искусством уговора и торга за каждый цент и по каждой детали контракта. Достаточно вспомнить многолетнюю эпопею с авианосцем "Адмирал Горшков", переоборудоваемым в настоящее время для ВМС Индии на российском ФГУП "ПО "Северное машиностроительное предприятие" в Северодвинске.
ТРИ ГОДА ОЖИДАНИЯ
Французам также пришлось потрепать свои нервы. Первый этап переговоров по вопросу поставок дизель-электрических ПЛ нового типа начался еще в 1999 г.
Причем велись они со стороны Дели не с какой-либо кораблестроительной фирмой, как можно подумать сначала, а с компанией Thomson CSF, вошедшей позднее в крупный концерн Thales. Впоследствии все полномочия по данному вопросу были переданы образованной в 2002 г. компании Armaris - совместному проекту таких гигантов французской промышленности, как DCN и Thales.
В том же 2002 г. все условия контракта были согласованы на уровне национальных министерств обороны Франции и Индии, однако до подписания документов дело не дошло. Как считается, сначала помешала предвыборная лихорадка и оскудение военных фондов МО Индии после покупки нашего авианосца и корабельной авиагруппы для него. Затем - сами выборы, закончившиеся неожиданно для многих сменой власти в Индии и пересмотром ряда программ в сфере ВТС с зарубежными странами (попросту - перетряхнули некоторые оружейные контракты, причем частью уже подписанные). В ответ руководство Armaris "выкатило" Дели счет за срыв соглашения в размере 1,6 млрд. долл. - вдобавок к сумме в 2,75 млрд., в которую был оценен сам проект. Произошло это в начале 2005 г. Однако в конечном итоге (после долгих препирательств и обмена бесконечной чередой писем) французы пошли на попятную. Воспользовавшись случаем - запланированным на сентябрь визитом в Париж премьер-министра Индии Манмохана Сингха (Manmohan Singh) - высокопоставленная делегация компании Armaris в конце августа прибыла на финальные переговоры с представителями индийского военного ведомства, надеясь окончательно расставить все точки над "и".
ОТКАЗ ОТ ШТРАФА
Со стороны Индии делегацию на переговорах возглавлял постоянный секретарь Министерства обороны Сабир Датта (Subir Datta). Отказавшись от своих претензий в полтора миллиарда, французы получили в ответ твердые гарантии на скорейшее подписание контракта по "Скорпенам". Руководство Armaris также согласилось передать индийской стороне соответствующие технологии, необходимые для производства ПКР "Экзосет" (ими вооружаются ПЛ типа "Скорпена") на предприятиях военно-промышленного комплекса Индии. Причем бесплатно (это включено в стоимость контракта). Исключение составляют поставки из Франции готовых ракет, которые оплачиваются отдельно.
В целом контрактом, который стороны обязались подписать 6 октября с.г. в Дели и окончательная стоимость которого составляет теперь уже 2,98 млрд. долларов (в некоторых индийских СМИ приводится еще большая сумма - 3,5 млрд. долларов), предусмотрено лицензионное строительство на верфи индийской компании Mazagon Docks Limited в городе Мумбаи шести неатомных ПЛ типа "Скорпена" в конфигурации "Базовая" (Scorpene-Basic). В итоговый документ также включена возможность постройки по опциону еще девяти субмарин данного типа. В самой Индии данная программа является составной частью более широкой программы по увеличению боевого состава подводных сил ВМС Индии, получившей условное обозначение "Проект 75" (Project 75). В рамках последней запланировано строительство и ввод в строй к 2030 году не менее 24 новых подводных лодок, в том числе и с атомными энергетическими установками.
По данным источников в Дели, МО Индии уже перевело на счет компании Mazagon Docks Limited сумму в размере 137 млн. долларов. Эти средства предназначены для подготовки стапелей, другого производства и обучения необходимого количества специалистов. В том числе и во Франции. Причем в самое ближайшее время на территории последней, а именно в городе Шербур, откроется представительство вышеупомянутой индийской компании. Выбор Шербура связан с тем, что в этом городе находится одна из принадлежащих французскому судостроительному гиганту DCN верфей (уже имеющая опыт практического строительства ПЛ типа "Скорпена" и также в конфигурации "Базовая" - речь идет о заказе на поставку ВМС Чили двух субмарин, завершенном в этом году).
"АМУРОВ" СТАНЕТ МЕНЬШЕ
И вот 12 сентября во время визита во Францию премьер-министра Индии Манмохана Сингха, направлявшегося в штаб-квартиру ООН в США, был подписан контракт по вопросу лицензионной постройки в Индии шести лодок типа "Скорпена". Непосредственно подписи ставили руководители Armaris и индийской государственной компании Mazagon Docks Limited. Первая фирма будет исполнять роль главного подрядчика и системного интегратора по проекту, а вторая - осуществлять весь комплекс работ по строительству и вводу в строй всех кораблей. Кроме того, на индийской верфи в процессе производства первого корпуса будет находиться группа французских технических советников.
Представители Armaris также заявили о намерении привлечь к работе над программой и испанских кораблестроителей - компанию Navantia (бывшая Izar). Главным подрядчиком по боевым системам подлодок определена компания UDS International (дочерняя структура Armaris). Среди поставщиков также числятся такие фирмы, как Thales, MBDA и другие.
Французам теперь можно только аплодировать. А вот для России это определенного рода потеря. Теперь, если мы и будем поставлять ВМС Индии дизель-электрические субмарины класса "Амур" (сам факт таких поставок не вызывает сомнения), то уже в существенно меньшем количестве.
// Шесть подводных лодок "Скорпена" будут построены на верфи индийской компании Mazagon Docks Limited в Мумбаи.
Фото компании Armaris