Реклама Google — средство выживания форумов :)
Полковник Арлозор Лев был начальником авиабазы Рамат Давид, когда началась война Судного дня. В четвертый день войны, 9 октября 1973 года, желая подать личный пример своим подчиненным, Лев присоединился к подразделению, которое атаковало египетские силы в области Порт Саид. Он занял место пилота, убитого ранее в тот день.
После поражения цели его самолет упал в море приблизительно в километре от берега. ЦАХАЛ провел спасательную операцию, но ни тело Лева, ни самолет не были обнаружены. После подписания мирного договора с Египтом спасатели снова пытались найти самолет, но поиски не принесли результатов. Он считается погибшим солдатом, место захоронения которого неизвестно.
Когда в сентябре-октябре 1973 г. наметилось очередное обострение конфликта между Сирией и Израилем, руководством СССР было принято решение по просьбе Сирии оказать ей помощь поставками вооружения. С этой целью в портах Черного моря в условиях строжайшей скрытности на несколько транспортов были погружены на каждый до 90 единиц танков, бронетранспортеров и другой военной техники.
Для обеспечения безопасности проводки транспортов по Эгейскому морю и восточной части Средиземного моря был сформирован специальный отряд боевых кораблей (ОБК) ЧФ в составе около 10 единиц. Командовал отрядом капитан 1 ранга Н.Я. Ясаков (командир 70-й бригады эсминцев ЧФ).
Конвоирование транспортов столь многочисленным ОБК было вызвано тем фактом, что ракетные катера Израиля неоднократно осуществляли набеговые действия на сирийские порты Латакию и Тартус.
В результате одного из таких набегов был поврежден советский транспорт “Мечников”, прибывший в Сирию еще до отправки туда транспортов с военной техникой. В связи с этим командиру ОБК было дано разрешение открывать огонь на поражение по катерам при их угрозе охраняемым транспортам, а также по самолетам Израиля в случае их приближения к конвою. К счастью, применять оружие ОБК Н.Я. Исакову не пришлось.
За успешное выполнение задач конвойной службы большая группа моряков, принимавших участие в проводке транспортов в Сирию, была награждена орденами и медалями.
Действия 5-й эскадры в Средиземном море - это наиболее полная и наглядная характеристика возможностей новой оперативной формы использования сил - боевой службы, что выразилось в следующем:
слежении за авианосцами в готовности к использованию оружия ударной группой кораблей;
поиске и длительном слежении за иностранными ПЛАРБ;
отработке управления силами при непосредственном контакте с мощной группировкой ВМС США как с берегового КП, так и с корабля управления.
Одно время прорабатывался даже вопрос о создании объединенного арабо-советского командования в зоне Средиземного моря. Благо хватило здравомыслия прийти к пониманию, что СССР никогда не будет не только воевать с США за интересы “третьих стран”, но и вступать в какой-либо военный конфликт на их стороне.
На Средиземном море совершенствовались и тактические элементы использования сил ВМФ. Из них следует выделить отработку системы разведки по выдаче данных о переходе отрядов катеров на усиление израильского флота. Отрабатывались действия тактических групп из состава 5-й эскадры, сформированные как оперативные бригады, поисковые и ударные группы, десантные отряды, отряды вспомогательных судов.
Опыт Средиземноморской эскадры позволил отработать массирование сил при поиске и слежении за ПЛАРБ, смену сил боевой службы, их наращивание для создания полноценных тактических групп, на практике отработать конвойную службу.
Особое развитие получило использование дизельных ПЛ для поиска и разведки иностранных НК и ПЛАРБ. С этой целью были созданы спецкарты, разработаны методы совместных действий со своими НК и авиацией.
Интенсивное использование дизельных ПЛ выявило и ряд существенных недостатков: уязвимость из-за необходимости всплытия для зарядки аккумуляторных батарей; сравнительно невысокую скорость хода; значительное время, затрачиваемое на переход в районы выполнения задач; низкую скрытность и другие слабости дизельных ПЛ. Это было не новым. В ходе второй мировой войны, например, немцы в Средиземноморье потеряли практически все свои ПЛ, действующие в этой зоне. Однако из всех проблем для советского ВМФ самой сложной являлось создание системы, обеспечивающей боевую устойчивость эскадры на Средиземном море в случае начала глобального вооруженного противоборства. По расчетам, боевая устойчивость 5-й эскадры при тех условиях, что были в 60-70-е годы, составляла не более трех суток.
В условиях мирного времени действия наших кораблей в Средиземном море имели, безусловно, большое значение и являлись в определенной степени для 6-го флота ВМС США сдерживающим фактором.