Религиозная рознь - основа, на которой потом много веков подряд росло куча привходящих обстоятельств (причём с обеих сторон!).
Кстати, и с религиозной рознью были весьма любопытные нюансы - например, иудеи-караимы, по легенде, потомки евреев, которых на момент распятия Христа не было в Израиле, в Российской Империи не подвергались тем ущемлениям, что и "обычные" евреи-иудеи. Надо заметить, что в РИ - да и во всей Европе со Средневековья до Новейшего времени - ущемление евреев имело место не по национальному, а по религиозному признаку.
Ярким тому подтверждением служит знаменитая фраза синодского обер-прокурора Победоносцева (редкостного и махрового типа), сказанная спасшему его от утопания врачу-еврею:
- Жид?
- Увы...
- Крестись!
Какие последствия вырастали из различий религии?
Например, в средневековой католической Европе христианину заниматься ростовщичеством считалось "западло" (это потом, для протестантов это стало нормальным, поэтому нередко говорят, что протестантизм многое перенял у иудаизма) - и нишу ростовщиков заняли евреи, у которых не было религиозных ограничений на эту деятельность. И заняли, очевидно, крепко и качественно дела у них пошли. Ну а кто ж любит ростовщиков? Вот вам и усугубление.
Т.е. еще плюс один фактор.
Дальше, не следует забывать, что евреи как минимум со Средневековья и вплоть до начала XX века зачастую сами старательно отделяли себя от окружающих их народов - гетто в европейских городах ведь изначально создавали сами евреи. Что логично и разумно - иначе евреи как самостоятельная нация за тысячу лет были бы полностью растворены. Но сохранение самоидентичности нередко было основано на, гм, не очень красивых методах и идеях - свою богоизбранность и "высшее качество" по сравнению с окружавшими народами евреи культивировали сознательно (как минимум, в ряде случаев), и иногда это, конечно, прорывалось наружу. А кому же понравится, когда его считают "низшим"? Тем более если считает "какие-то евреи", которые ростовщики и вообще Христа распяли? Вот вам и еще усугубление.
В.Кожинов цитирует любопытные моменты о быте и психологии российского "местечкового еврейства" начала XX века - из воспоминаний видного отечественного филолога М.С.Альтмана (1896-1986):
Вадим Кожинов
РОССИЯ. Век XX
Книга первая (1901 — 1939)
// Дальше — rus-sky.com
В 1970 году М. С. Альтман побывал в США, в частности, для того чтобы повидать своего двоюродного брата Давида Аронсона, с которым он дружил в отроческие годы; затем брат — еще до 1917 года — эмигрировал в США и сделал там блистательную духовную карьеру: к 1970 году он возглавлял еврейскую религиозную общину Лос-Анджелеса, насчитывающую 500 тысяч (!) человек, и одна из улиц этого знаменитого города была названа его именем уже тогда, при его жизни (это характерно для еврейских обычаев, внедренных после 1917 года и в России). Однако дружба с двоюродным братом не смогла возобновиться, так как тот потребовал от Моисея Семеновича не пользоваться русским языком (хотя свободно владел им с детства), а либо еврейским, либо английским. Как отметил М. С. Альтман, на том его отношения с братом и «кончились».
Обратимся к его рассказу о начале жизненного пути. Он родился в городке Улла Витебской губернии и получил, так сказать, полноценное еврейское воспитание. Об «основах» этого воспитания он говорит, например, следующее:
«Вообще русские у евреев не считались «людьми». Русских мальчиков и девушек прозывали «шейгец» и «шикса», то есть «нечистью»... Для русских была даже особая номенклатура: он не ел, а жрал, не пил, а впивался, не спал, а дрыхал, даже не умирал, а издыхал. У русского, конечно, не было и души, душа была только у еврея... Уже будучи (в первом классе) в гимназии (ранее он учился в иудейском хедере. — В.К.), я сказал (своему отцу. — В.К.), что в прочитанном мною рассказе капитан умер, а ведь капитан не был евреем, так надо было написать «издох», а не «умер». Но отец опасливо меня предостерег, чтобы я с такими поправками в гимназии не выступал... Христа бабушка называла не иначе как «мамзер» — незаконнорожденный, — рассказывал еще М. С. Альтман. — А когда однажды на улицах Уллы был крестный ход и носили кресты и иконы, бабушка спешно накрыла меня платком: «чтоб твои светлые глаза не видели эту нечисть». А все книжки с рассказами о Богородице, матери Христа, она называла презрительно «матери патери»...» [ 280 ] (стоит отметить, что «патери» — это, по всей вероятности, неточно переданное талмудическое поношение Христа, чьим отцом якобы был некий Пандира-Пантера: Христа, как известно, именовали Сын Девы, а «дева» по-гречески — «парфенос-партенос», из чего возник этот самый талмудический «сын Пантеры»).
К чести российских евреев надо сказать, что они еще на удивление быстро переросли это местечковое воспитание с его ортодоксальными предрассудками. Уже через поколение от него практически и следа не осталось.
Но еще в 30-х годах у советских евреев можно было наблюдать глубочайшее непонимание самых элементарных особенностей русской психологии, даже просто элементарных норм поведения при общении, принятых среди русских - вот любопытный отрывок из воспоминаний Хрущёва:
«выступил Яков Аркадьевич Яковлев, который заведовал сельхозотделом ЦК партии, и раскритиковал меня. Впрочем, его критика была довольно оригинальной: он ругал меня за то, что меня в Московской парторганизации все называют Никитой Сергеевичем. Я тоже выступил и в ответ разъяснил, что это мои имя и отчество, так что называют правильно. Тем самым как бы намекнул, что сам-то он ведь не Яковлев, а Эпштейн». Явно ради того, чтобы избежать обвинений в антисемитизме, Хрущев тут же добавил: «А после заседания ко мне подошел Мехлис... и с возмущением заговорил о выступлении Яковлева. Мехлис был еврей, знал старинные традиции своего народа (очевидно, имеется в виду еврейская «традиция», не предусматривающая употребления имени собеседника совместно с отчеством, как это принято в русском быту. — В.К.) и сообщил мне: «Яковлев-еврей, потому и не понимает, что у русских людей принято... называть друг друга по имени и отчеству» [ 282 ].
Может удивить, что Хрущев через три десятка лет ясно помнил и счел необходимым подробно описать этот вроде бы не имеющий существенного значения случай. Однако случай-то в самом деле впечатляющий! В любой русской деревне любого уважаемого крестьянина называли по имени-отчеству, а между тем Яковлев, уже полтора десятка лет «руководивший» русской деревней, не знал этого и обвинил Хрущева в насаждении некоего низкопоклонства или даже «буржуазно-феодальных» нравов!
Но опять-таки скажем к чести отечественного еврейства, что и такие моменты - переросли.
Любопытные вещи о погромах из того же Кожинова (кстати, оказывается, первый еврейский погром в России был устроен в Одессе... греками!):
Вадим Кожинов
РОССИЯ. Век XX
Книга первая (1901 — 1939)
// Дальше — rus-sky.com
Необходимо еще сказать и о том, что острые конфликты между основным населением и евреями возникали, как правило, на экономической почве
...
Вообще едва ли можно оспорить тот факт, что религиозные и иные идеологические «доводы» выступали всегда как средство «оправдания» погромов, а не как их причина. Это недвусмысленно показал видный еврейский ученый Д. С. Пасманик в статье «Погромы в России» (ЕЭ, т. 12, с. 620), утверждая, что у погромщиков не было «явно выраженной расовой вражды... Не раз те же крестьяне, которые грабили еврейское добро, укрывали у себя спасающихся евреев». Кстати сказать, тогда, во времена российских погромов, констатирует ЕЭ, «только немногие говорили о племенной и расовой ненависти: остальные считали, что погромное движение возникло на экономической почве» (там же, с. 614). Это уже позднее была выдумана или же, в крайнем случае, непомерно раздута некая якобы характерная для населения России ненависть к евреям как таковым. Впрочем, обратимся непосредственно к истории погромов в Российской империи.
ЗыСы: если кто-то из уважаемых израильтян посчитает данные источники неадекватными - потру до выяснения. ИМХО, этого о них сказать нельзя никак - но я помню, как Саша israel возмутился, когда я как-то процитировал фразу из Бабеля "и тогда наши достали пулемёт и начали сыпать по слободским громилам". Я, кстати, так и не понял причины его возмущения. Но если кого-то заденет - то временно прикроем, т.к. вопрос явно деликатный.