[image]

Ледяной авианосец - был ли он построен?

Теги:флот
 
1 2 3

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
В принципе про саму идею ледяного авианосца слышал давно и неоднократно, но впервые встретил утверждение, что его не только начали реально создавать, но чуть ли и не достроили до конца!

В 1942 году в Англии возникла идея создания авианосца из плавающего айсберга. Такой авианосец в принципе должен быть дешев. Ввиду того, что он представляет собой сплошную глыбу льда, ему не страшны торпеды и бомбы. Совместными усилиями Англии и Канады такой ледяной корабль водоизмещением 2 млн. тонн был построен. Он имел форму параллелепипеда с толщиной стенок в 9 м и возвышался над водой на 15 м. В верхней части его располагалась взлетно-посадочная полоса размером 600х500 м2. На корабле было смонтировано 16 холодильных установок, которые поддерживали температуру стен около – 15°C. Благодаря работе 20 тысячесильных моторов айсберг мог перемещаться со скоростью 7 узлов в час. Все надстройки на нем возводились из смеси льда с древесными опилками: материал этот в 4 раза прочнее льда, обладает ковкостью и оказывает примерно такое же сопротивление взрыву, как бетон.

Авианосец был выстроен к тому времени, когда Советская Армия уже разгромила гитлеровскую Германию. В этот же период появилась и новая техника – самолеты, которые могли совершать рейсы с весьма удаленных аэродромов. Все это сделало использование ледяных плавучих авиабаз нерациональным. Первый в мире айсберг-авианосец так и не нашел себе применения.
 


Интересно, это совсем гон, или всё же действительно имели место хотя бы попытки постройки?
   
RU Вованыч_1977 #25.11.2007 00:50
+
-
edit
 
В начале 1943 г. в Канаде была построена модель "Хаббакука" в масштабе 1:50 (её вес между прочим составил 1100 т). Англичане сделали ещё одну модель для лабораторных испытаний.
Может, об этом речь?...
   
Это сообщение редактировалось 25.11.2007 в 00:57

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Хто его знае - может быть... А подробности какие-нибудь есть касательно этих моделей, схемы, фото? Очень любопытно.
   
RU Вованыч_1977 #25.11.2007 01:09
+
-
edit
 
Вот что под руку попалось (качество не ахти конечно)...
Прикреплённые файлы:
1.jpg (скачать) [24 кБ]
 
2.jpg (скачать) [15,7 кБ]
 
 
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Действительно, построили только модель, причём вроде только одну, а к полномасштабному даже не думали приступать.

Project Habakkuk - Wikipedia, the free encyclopedia

Project Habakkuk or Habbakuk (spelling varies; see below) was a plan by the British during the Second World War to construct an aircraft carrier out of pykrete (a mixture of wood pulp and ice) for use against German U-boats in the mid-Atlantic, which were beyond the flight range of land-based planes at that time. The idea came from Geoffrey Pyke, who worked for Combined Operations Headquarters. Geoffrey Pyke was an old friend of J.D. Bernal and had been recommended to Lord Mountbatten, Chief of Combined Operations, by the Cabinet minister Leopold Amery. // Дальше — en.wikipedia.org
 

Habbakuk

Desparately seeking solutions to the U-boat threat, Britain actually planned to build an unsinkable aircraft carrier out of ice! The HMS Habbakuk was the brainchild of Goeffrey Pyke, inventor of "Pykrete", a mixture of ice and wood pulp. Pykrete could be hammered and sawn like wood and was incredibly slow-melting despite being 90% water. The 280,000 Pykrete cubes needed for construction would take eight months and 8,000 workers to make in Canada. The 2,000-foot long monster "berg-ship" would displace two million tons and have an incredibly deep draft, keeping it out of most harbors. // Дальше — www.combinedfleet.com
 

Пара невнятных фото модели в Альберте:

http://www.mbconf.ca/historian/03-09/feature-2-1.jpg [not image]
Как выглядел проЖект в полном виде:

Прикреплённые файлы:
 
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆

CABINET // The Floating Island

Cabinet Magazine a quarterly of Art and Culture

// www.cabinetmagazine.org
 


Pykrete freighters could carry eight entire Liberty class freighters as cargo, but Pyke's dream was not to use them as cargo ships but as aircraft carriers. One of the great disadvantages of aircraft carriers had always been that their short landing surfaces and cramped storage favored small planes with foldable wings and light armor. The most desirable fighters, like Spitfires, were not an easy fit for carriers, and bombers were altogether out of the question. Pyke's logical conclusion was to build a behemoth: the H.M.S Habbakuk, he called it. Constructed from 40-foot blocks of ice, his Habbakuk would be 2,000 feet long, 300 feet wide, with walls 40 feet thick. Its interior would easily accommodate 200 Spitfires. The largest ship then afloat was the H.M.S Queen Mary, which weighed in at 86,000 tons. The Habbakuk would weigh 2 million tons.4

For a man who had had ice thrown into his bath, Winston Churchill was surprisingly receptive to the idea. After reading the formal War Cabinet report on the Habbakuk project, Churchill shot back a memo stamped "Most Secret" the next day, on 7 December 1942. "I attach the greatest importance to the prompt examination of these ideas," he wrote. "The advantages of a floating island or islands, even if only used as refueling depots for aircraft, are so dazzling that they do not need at the moment to be discussed."

Mountbatten had already ordered Pyke and his colleague Martin Perutz to produce pykrete in large quantities to test and perfect it. Utmost secrecy was required, so Pyke set up shop in a refrigerated meat locker in a Smithfield Market butcher's basement; his "shop assistants" were disguised British commandos. Their work was carried on behind a protective screen of massive frozen animal carcasses. When Mountbatten came to visit the operation, it was so hush-hush that Lord Louis had to disguise himself as, of all things, a civilian.


It looked like an ordinary boathouse, tucked in on the shore of Patricia Lake, just outside Jasper, Alberta. But it was not a house at all — it was the boat, with a tin roof stuck on top to make the bizarre craft look like a boathouse.

The prototype Habbakuk was 60 feet long and 30 feet wide, weighing in at 1,000 tons, and was kept frozen by a one-horsepower motor. The boat would not move very quickly, and the enemy would hardly fail to see it coming, but this hardly mattered. "Surprise," Pyke theorized in his first Habbakuk memo, "can be obtained from permanence as well as suddenness." The immense hull was just as strong as Pyke had predicted, but Mountbatten eschewed the scientist's reports for a more direct testing method: hauling out a shotgun and trying to blow a hole into their precious prototype's side. He failed.

Churchill and Roosevelt soon came to an agreement that the world's biggest ship should be built. But one man was conspicuously missing from these meetings: Pyke. The ship's inventor was stunned to discover that to appease the Americans' who were not too keen on pottering eccentrics — he had been cut loose from his own project. It hadn't helped that Pyke had sent a cable marked "Hush Most Secret" back to Mountbatten. It read, in its entirety: "CHIEF OF NAVAL CONSTRUCTION IS AN OLD WOMAN. SIGNED PYKE."6

In the end, the Habbakuk was never built anyway. Land-based aircraft were attaining longer ranges, U-boats were being hunted down faster than they could be built, and the US was gaining numerous island footholds in the Pacific — all contributing to a reduced need for a vast, floating airfield. And deep within the newly built Pentagon was the knowledge that America already had a secret weapon in development to be used against Japan — an end to the war that would be brought about not by ice but by fire.

The prototype ice-ship, abandoned in Patricia Lake, did not melt until the end of the next summer.

1 — This Chequers account is included in the only biography of inventor Geoffrey Pyke: David Lampe's wonderful 1959 book Pyke, the Unknown Genius (London: Evans Brothers, 1959).

2 — Martin Perutz, "Description of the Iceberg Aircraft Carrier and the Bearing of the Mechanical Properties of Frozen Wood Pulp Upon Some Problems of Glacier Flow," in Journal of Glaciology, March 1948, pp. 95-104. There's an entertaining modern experiment involving shooting pykrete at Yahoo! GeoCities: Get a web site with easy-to-use site building tools.. The Schulson quote is from my 7 March 2001 email interview with him.

3 — See Pyke obituaries "The Fearless Innovator," The Times (London), 26 Feb 1948, p. 6; and "Everybody's" Conscience," Time, 8 March 1948, pp. 31-33.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆


The original plan was for one (at least) "aircraft carrier" 2000 feet long, weighing in at 1.8 million tons. Walls 50 feet thick would house generators and refrigeration equipment to keep the thing from self-destructing. Then living quarters and even hangars would be added.


The inevitable happened - costs got out of control. It was estimated it needed 8000 men 8 months and $70 million (at that time, early 40's!) to build. Finally the British Combined Ops HQ put it quietly to rest, but not before a 60 foot by 30 foot "model" was built here in Canada (on Lake Patricia, Alberta). The model, made by just a handful of workers in two months, disguised to look like a boat house (to hide it from "enemy reconnaissance") weighed over a thousand tons and was completed in March 1943.

L.W. Gold "The Habbakuk Project - Building Ships from Ice", Proceedings, International Symposium of Ice", POAC, Lulea, Sweden 1989, pp 1211-1228
David Lampe "The unknown Genius", Evans Brothers, London, 1959
F.J. McEvoy "Professor Pyke's Secret Weapon," The Beaver, April/May 1994 p.32-39
William J. Wallace "Habakkuk", Warship, volume V, number 18 1981 p.80-85
G. Lindsey (Ed.) "No Day Long Enough: Canadian Science in WWII", Canadian Institute of Strategic Studies, Toronto (1997), ISBN: 0-919769-65-9
Delgado James P., (Ed) "Encyclopedia of Underwater and Maritime Archaeology", British Museum Press, 1997 or Yale University Press, 1998, p.186
   
RU Ведмедь #25.11.2007 03:36
+
-
edit
 

Ведмедь

модератор
★★
Факир, мне неловко тебе напоминать... но два поста подряд на английском - моветон. Другой бы давно получил орден Мертвой головы :)
   

Dio69

аксакал

Эээээ...
Позвольте, но плотность у льда 0,9 и соответственно 90% авианосца-льдины будет под водой. 15 метров над водой - 150 метров под водой... И дальше по всему мясокомбинату.
Привет апологетам морозильных установок! ;)

Выдолбить захотели? Так мож ещё и арматуру из железа добавить?
   
CZ D.Vinitski #25.11.2007 03:51
+
-
edit
 

D.Vinitski

филин-стратег
★★
Ладно, лично я не против английского. не китайский же :) Но вот как они собирались этим айсбергом управлять? И чем приводить его в движение?
   
+
-
edit
 

john5r

аксакал
★★☆
18 емнип мотогондол (как у дирижабля) там же на схемке указано

Дио, а при чем тут плотность, он же не цельноледяной (потому что то что в первом посте акир цитирует это сплошной гон)
   
CZ D.Vinitski #25.11.2007 13:20
+
-
edit
 

D.Vinitski

филин-стратег
★★
Вроде эти моторы для морозильных установок. А вообще стратегически идея неясна. Против кого воевать на такой льдине?
   
+
-
edit
 

john5r

аксакал
★★☆
против люфтваффы которая нападает на полярные конвои. То есть Хабаккук должен был месяцами болтаться где-нибудь в Норвежском море

"ахтунг! на нас напала люфтваффа" (с) "Две сорванные башни"
   
+
-
edit
 

john5r

аксакал
★★☆
Зы а нахрена моторам для холодильных установок были бы винты? (ну там же на картинке нарисованы)
   
CZ D.Vinitski #25.11.2007 13:50
+
-
edit
 

D.Vinitski

филин-стратег
★★
А, разглядел. Только не понял - это погружные моторы?
   
+
-
edit
 

murzik

опытный

Из английского журнала 1946 года
Прикреплённые файлы:
 
   
RU Клапауций #25.11.2007 20:45
+
-
edit
 

Клапауций

координатор
★★☆
ежели кто против английского ;) - вот статья на русском

Авианосцы изо льда собирались с опилками на войну

Когда союзники готовились к высадке в Европе, они всерьёз рассматривали проект постройки флота огромных авианосцев изо льда. До сих пор немало тех, кто считает, что эта затея была чистым безумием, как и тех, кто полагает её оригинальной и разумной технической идеей.

// www.membrana.ru
 
   

Dio69

аксакал

john5r> 18 емнип мотогондол (как у дирижабля) там же на схемке указано
john5r> Дио, а при чем тут плотность, он же не цельноледяной (потому что то что в первом посте акир цитирует это сплошной гон)

Я вообще-то и говорю - КАК он может быть выдолбленным внутри? КАК вы будете его охлаждать??? Именно что цельноледяной может прожить более менее приемлемое время пока не растает. Прикиньте площадь обогрева его морской водой и какова потребуется мощность и ЭФФЕКТИВНОСТЬ морозилок?? Лучше сразу утопить...
   
+
-
edit
 

john5r

аксакал
★★☆
так емнип его не долбить из айсберга собирались, а строить из пайкерита (лед с опилками или что-то подобное, в ссылке Клапауция он обозван "пикритом")

такая хрень тает в разы медленнее обычного льда, к тому же в северной Атлантике тяние в принципе процесс небыстрый,
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Дык английским и русским языком же везде написано про холодильные машины, никто не читал, что ли?
На "озёрной" модели использовался холодильник с приводом мощностью в одну лошадь - на 1100 тонн хватало. Плюс большая тепловая инерция такого куска льда вместе с его малой теплопроводностью.

Причём чем больше "льдина" - тем меньшая мощность нужна на охлаждение одной её тонны (закон квадрата-куба, однако).
Но это, конечно, в грубом приближении. У настоящего авианосца основной теплопоток, который надо отсекать, шёл бы от машинных отделений (процентнов 90), из оставшегося - процентов 7 от обитаемых помещений и ангаров самолётов.
Поэтому силовые установки разумно бы не окружать льдом, а как-то отдельно монтировать, чтобы прямо водой омывались - в этом плане "гондолы" а-ля дирижабельные (как на рисунку) весьма разумны. Правда, не очень хорошо, что подогретая вода будет немного омывать поверхность айсберга, но всё равно так лучше, чем располагать машины внутри. Обитаемые помещения, в свою очередь, желательно расположить сверху айсберга.
С остальным теплом холодильные машины + тепловая инерция + климат Северной Атлантики уже вполне могут справиться.
   

Dio69

аксакал

Расчёт давайте. Площадь омовения бортов - колоссальна и никакой морозильничек не потянет. Там прямая теплопередача от воды.
Получается, что количество тепла передаваемого от воды к льдине = А.
Количество тепла отбираемого от льда морозилкой = В
Количество тепла сбрасываеиого конденсатором морозилки в воду (куда ж ещё!) = С
Количество энергии вырабатываемое приводом морозилки = Д
КПД двигателей ДВС = 12-15% (???)

Далее считаем, во сколько раз Д должно быть больше А.
Не авианосец, а горящий факел!


Дополнительное соображение.
Для минимального таяния при дохлой морозилке (а другой и не может быть) необходимо дерхать авианосец в зоне льдов. А там именно эти ледяные поля и раздавят ентот девайс, если будет выдолбленным (равно как из смеси с опилками). Следовательно проще оставить цельную льдину. Но толкать её невозможно - тяжело и осадка её 90%.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Dio69> Расчёт давайте.

А ключ от квартиры?
Оплатите - я вам и посчитаю, и специалистов-тепловиков головного НИИ Роскосмоса подключу ;)

Dio69> Получается, что количество тепла передаваемого от воды к льдине = А.
Dio69> Количество тепла отбираемого от льда морозилкой = В
Dio69> Количество тепла сбрасываеиого конденсатором морозилки в воду (куда ж ещё!) = С
Dio69> Количество энергии вырабатываемое приводом морозилки = Д
Dio69> КПД двигателей ДВС = 12-15% (???)
Dio69> Далее считаем, во сколько раз Д должно быть больше А.
Dio69> Не авианосец, а горящий факел!

Словоблудие. Ни одной цифры вы не привели. Следовательно, вывод про "горящий" факел можно смело отправлять в унитаз.

КПД ДВС 12% - вообще перл. В какой ЦПШ вас этому научили?
   

Dio69

аксакал

Dio69>> Расчёт давайте.
Fakir> А ключ от квартиры?
Fakir> Оплатите - я вам и посчитаю, и специалистов-тепловиков головного НИИ Роскосмоса подключу ;)

Нафих? Я далёкий человек от теплоты. Но задача обогреть/охладить океан и мне понятна....

Dio69>> Получается, что количество тепла передаваемого от воды к льдине = А.
Dio69>> Количество тепла отбираемого от льда морозилкой = В
Dio69>> Количество тепла сбрасываеиого конденсатором морозилки в воду (куда ж ещё!) = С
Dio69>> Количество энергии вырабатываемое приводом морозилки = Д
Dio69>> КПД двигателей ДВС = 12-15% (???)
Dio69>> Далее считаем, во сколько раз Д должно быть больше А.
Dio69>> Не авианосец, а горящий факел!
Fakir> Словоблудие. Ни одной цифры вы не привели. Следовательно, вывод про "горящий" факел можно смело отправлять в унитаз.

Как можно, если цифр нет???
Вас тоже нет в компьютере и Вы сами не существуете и являетесь плодом моего больного воображения... :))))

Fakir> КПД ДВС 12% - вообще перл. В какой ЦПШ вас этому научили?
В гугле видел в статье про топливные элементы. Когда-то слышал про 20-40, но я не знаю как это расчитывается. Те кто писали про 12-15 - знали о чём говорили. Собственно это и не важно, т.к. что 12%, что 40% - роли не играет - выработать столько энергии для обогрева океана не получится.
Тепловая инерция относится только к полноценной льдине. А скорлупа быстро растает.

Кстати, к тем кто помнит физику вопрос:" Айсберг на 90% погружен в воду. Высота надводной части 20 метров, подводной 180 метров. Как происходит таяние льда нижней части айсберга, если температура окружающей воды +1С, а давление 18 атмосфер?"
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Поток сознания... Уважаемый, давайте всё-таки с таким подходом - в сад. Детский.
   
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

MIKLE

старожил

хм если исходить из идеи что авианосець-плавучий аэродром, то по аналогии с плавдоками жб кострукция тыщь так на 200-300 просто нвапрашивается... другое дело что для такой посудины должна быть постоянная насущная задача, ежог не перегонищь на другу сторону шарика за пару недель...
   
1 2 3

в начало страницы | новое
 
Поиск
Поддержка
Поддержи форум!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru