Реклама Google — средство выживания форумов :)
атакующие боеприпасы с цельным металлическим корпусом (БОПС) под воздействием боеприпаса меняют свою траекторию и либо уходят вне зоны защищаемого объекта, либо встречаются с основным бронированием под невыгодным углом.
Бронепробиваемость снаряда, то есть толщина брони, которую снаряд способен пробить, зависит в большой степени от поперечной нагрузки, которую снаряд может оказать на броню. А она тем выше, чем, с одной стороны, выше его масса и, с другой стороны, чем меньше диаметр снаряда. Возникающее противоречие можно решить, повысив плотность материала сердечника. Основным кандидатом здесь является вольфрам, имеющий плотность 19,3 г/см3, то есть почти в 2,5 раза больше стали. Однако вольфрам дорог, редок и весьма трудоемок в обработке. Обедненный уран, имеющий практически такую же плотность (19,03 г/см3), значительно менее машиноемок и, кроме того, фактически бесплатен для любого государства, имеющего ядерную программу. Правда, он немного радиоактивен, весьма токсичен (всего в пять раз менее ядовит, чем ртуть), да к тому же еще и пирофорен, то есть имеет склонность воспламеняться на воздухе, особенно в порошкообразной форме, при нагревании. Это, разумеется, создает значительные проблемы при производстве изделий из него...
...Почему же уран оказался лучше вольфрама? Народная молва, зачарованная волшебным словом "уран", рисует фантастические картины чуть ли не миниатюрной ядерной реакции, якобы прожигающей броню.
В действительности преимущества обедненного урана как материала бронебойных сердечников лежат в совершенно неядерной области. Как показали эксперименты, обедненный уран, благодаря некоторым своим физическим свойствам, в первую очередь низкой теплопроводности, создает во время пробития зоны так называемого абляционного срезания, по которым сердечник послойно срабатывается, проходя через броню, что вызывает эффект самозатачивания. Боеприпасы же, изготовленные из вольфрама, показывают очень малую склонность к абляции, в результате чего, вместо того чтобы срабатываться, наконечник сердечника расплющивается в грибообразную шляпку(напоминающую сработанное долото), и из-за растущего диаметра сердечника (а значит, и снижения поперечной нагрузки на пробиваемую броню) снаряд гораздо быстрее тормозится.
Справедливости ради отметим, что результаты последних испытаний с особо высокими ударными скоростями показали, что преимущество урана с ростом скорости уменьшается и при скорости порядка 2 км/с (современные боеприпасы имеют ударную скорость 1,5-1,7 км/с) графики бронепробиваемости уранового и вольфрамового боеприпаса пересекаются. Предполагается, что это вызвано тем, что на такой скорости вольфрам начинает также демонстрировать эффект абляционного срезания.
Однако другими очень важными достоинствами урана при пробитии брони являются уже упоминавшиеся выше как его недостатки при производстве пирофорность и токсичность. Пробив броню, остатки уранового сердечника вспыхивают, создавая пожар внутри пораженного танка и наполняя боевое отделение токсичными газами. Именно из-за прекрасного заброневого действия урановых снарядов вероятность того, что от урана в ближайшее время откажутся, крайне мала.
пм
Василий Фофанов
атакующие боеприпасы с цельным металлическим корпусом (БОПС) под воздействием боеприпаса меняют свою траекторию и либо уходят вне зоны защищаемого объекта, либо встречаются с основным бронированием под невыгодным углом.