Информационно-аналитический ресурс о событиях в мире после распада СССР. Раздел наследства и стратегические цели России, США, Китая, других стран в 21 веке. События, тенденции, комментарии.
//
www.warandpeace.ru
14 декабря 2007 года из сборочно-стапельного цеха ФГУП «ПО «Севмаш» выведена дизель-электрическая подводная лодка Б-90 «Саров».
Опытная подводная лодка является универсальным испытательным стендом, предназначенным для отработки и проведения испытаний разрабатываемых и модернизируемых образцов вооружения и военной техники. Стенд рассчитан на длительную эксплуатацию и возможность неоднократных модернизаций.
Технический проект подводной лодки разработан ФГУП ЦКБ МТ «Рубин» в 1989 году. Строительство было начато в том же году на предприятии «Красное Сормово» (Нижний Новгород), продолжено на ФГУП «ПО «Севмаш». Заводские ходовые и государственные испытания корабля планируется провести в 2008 году. Экипаж Б-90, сформированный приказом командующего Северным флотом, уже прошел подготовку в ученом центре ВМФ.
В торжественной церемонии вывода корабля из цеха приняли участие руководство предприятия, представители проектных организаций, Военно-морского флота. На митинге был отмечен успех трудового коллектива Севмаша, подчеркнута ведущая роль предприятия в строительстве подводных лодок различных классов и назначений.
Пресс-служба ФГУП «ПО «Севмаш»
PS от BlackSharkа - Это та самая экспериментальная ПЛ пр.20120, которая "вдруг взялась из ниоткуда", о которой никто ничего не знал (приятно). Правда, несколько месяцев назад сдуру на сайте горадминистрации г.Сарова ее "засветили" (ТТХ дали неверные, и то хлеб), как и фамилию ее командира. Который служил на НАПЛ "Липецк" командиром, а теперь каперангом назначен на Б-90, что уже странно, обычно "дизелями" капразы не командуют. Потом инфу с сайта убрали, но она уже "поползла", обрастая догадками по мере тупости журналаста. То, что "дизельная" лодка построена на СМП, уже нонсенс, сроду их там не строили. Но лодка действительно построена на базе ДЭПЛ, другое дело, есть мнение, что на ней в качестве дополнительного источника энергии для маневрирования на позиции стоит новейший малогабаритный ядерный реактор, который, вроде, разработали в КБ им. Африкантова (был намек в одном из их пресс-релизов) 2005г разработки и 2006г изготовления.
Так сказать, альтернатива установкам на топливных элементах типа "Кристалл". Тем более, что с советские времена такой микрореактор испытывался. Кроме того, есть мнение, что и многие другие вещи на этом корабле отличаются от стандартных для "Палтусов" и даже для новейших "Лад". Оружие, ГАК... Кто знает точно - не расскажет. Предполагается, что лодка сильно похожа внешне либо на "Ладу" пр.677, либо на "Палтус-М" пр.636М. Но одно известно точно - проект был очень сильно переделан в сравнении с первоначальным образца 1989г.
В любом случае, новость приятная. Теперь посмотрим, как новая технология себя проявит и появится ли такой реактор на "Ладах" в том отсеке, который на головной пока свободен или же там будет "Кристалл".
Справка. "ЭУ "Кристалл-27" с интерметаллидным хранением водорода, криогенным хранением кислорода и низкотемпературным электрохимическим генератором со щелочным матричным электролитом полностью удовлетворяет всем предъявляемым к ней требованиям, включая требования по пожаровзрывобезопасности, и конкурентоспособна с ЭУ ПЛ проекта 212, превосходя последнюю по экономичности и организации базового обеспечения за счет наличия автономного берегового комплекса заправки.
Береговой комплекс заправки не принадлежит собственно энергоустановке с ЭХГ. Однако его поставка заказчику совместно с ПЛ значительно повысит конкурентоспособность отечественной разработки. Заказчик получит в комплекте автономный комплекс, надежно и своевременно способный обеспечивать ПЛ с ЭУ с ЭХГ (электрохимическим генераторам АКА топливным элементам) водородом и кислородом как в мирное, так и, что особенно важно, в военное время.
Необходимо отметить, что достигнутые на ЭУ с ЭХГ второго поколения характеристики не являются предельными и могут быть существенно улучшены в первую очередь за счет совершенствования системы хранения и подачи водорода на борту ПЛ. Разработанной ОАО СКБК концепцией развития ЭУ с ЭХГ предусматривается создание корабельных энергоустановок с ЭХГ третьего поколения и оснащение ими неатомных ПЛ после 2010 года.
Если ЭУ с ЭХГ первого и второго поколений служат вспомогательными энергоустановками только на режимах экономического хода и позволяют увеличить подводную автономность ПЛ на почти 10 и 15-45 суток, соответственно, то ЭУ с ЭХГ третьего поколения представляют собой единый всережимный двигатель, обеспечивающий как подводный, так и надводный ход во всем диапазоне нагрузок, включая максимальные. ЭУ с ЭХГ третьего поколения позволяют увеличить подводную автономность неатомных ПЛ до 60-90 суток и в максимальной степени приблизить их по своим основным параметрам к атомным ПЛ.
ОАО СКБК - ведущая и единственная в России организация, имеющая реальный опыт создания и сдачи ЭУ с электрохимическим генератором для ПЛ ВМФ. В сложившейся кооперации контрагентов ОАО СКБК готово по заданию заказчика в течение 2-4 лет (в зависимости от уровня мощности и энергоемкости) разработать, изготовить и поставить ЭУ с ЭХГ самого высокого класса мощностью от 10 до 600 кВт (кратковременно до 4000 кВт), энергоемкостью от 100 до 100 000 кВт.ч, удельной энергоемкостью 150-200 Вт.ч/кг или 200-250 Вт.ч/л со всей обеспечивающей ЭУ инфраструктурой как для морских, так и наземных объектов, которые нуждаются в высококачественной электроэнергии в условиях вынужденной изоляции от окружающей атмосферы и когда важны высокий КПД ее производства, малые габариты оборудования, малошумность, экологическая чистота и небольшие выделения тепла."