Хотелось ещё раз вернуться к статье о В.Куляпине. Очень много противоречий или умышленного искажения фактов. Чувствуется некомпетентность и ангажированность автора. Считаю, что публикация её на форуме нужна, т.к. должны прозвучать свидетельства и мнения людей, сопричастных к этому событию. Неоднозначно относился к племени политработников, хотя и среди них знаю немало порядочных и высокопрофессиональных офицеров. Я, Хвостиков Алексей Алексеевич, до августа 1981г. проходил службу в 166гв. иап в должности начальника воздушно-огневой и тактической подготовки полка (сразу оговорюсь: в августе 1981 был зачислен в ВВА им. Ю.А.Гагарина, а не снят, как пишет автор статьи). В.Куляпина знал лично и относился к нему с уважением. Я уже говорил об этом событии в 1-ой части форума, поэтому пройдусь сразу по статье.
1. Возникает вопрос: как и когда «зарубежные коллеги автора» расследовали это ЧП, если по его же утверждению расследованием занималось всего 3 человека, хотя этого не может быть в принципе. Мне, к сожалению, приходилось участвовать в расследовании лётных происшествий и знаю, что к ним привлекается широкий круг специалистов разных направлений. В данном случае на место падения CL-44 от полка привлекался мой сослуживец Альтимиров Р.С., медики (всего состава не знаю). Но, согласитесь, даже для того, чтобы оправдаться перед международной общественностью – нужна квалифицированная подготовка.
2. Непонятно так же: как это опытный экипаж, не пролетев и полмаршрута, выработал всё топливо? Допустим, была техническая неполадка на борту, но тогда бы их «МЭЙ ДЭЙ» (Терплю Бедствие) услышали бы даже в родной Аргентине. А «тихой сапой», тем более с пересечением границы др. государства, на вынужденную не заходят. Ведь его здесь не ждут и для экстренного захода необходимо расчистить воздушное пространство, получить необходимый минимум информации для посадки. И почему-то автор умалчивает, что точно такой же маневр с пересечением госграницы и выходом на нашу территорию экипаж совершал и накануне, при следовании в Тегеран, причём без всякого намерения сесть в Ереване. Думаю, что расчёт как раз и был на то, что транспортный самолёт бить не посмеют. Ну, покувыркаются рядом, попугают и уйдут. Не на тех нарвался!
3. Автор не знает, что порядок использования бортового оборудования (в т.ч. вооружения) определяет лётчик по обстановке, а режим полёта к цели задаёт пункт управления. Цель не скоростная – её надо либо сопровождать, либо вывести к аэродрому посадки – экономичный режим выбран правильно, в обоих случаях нужен запас топлива.
4. Обвинять лётчика в непрофессионализме лишь по той причине, что не сумел определить принадлежность тоже нельзя. Да, - мы учили и знали опознавательные знаки самолётов иностранных государств, но военных и не всего мира. Я до сих пор, прилетая во Внуково или Шереметьево, ловлю себя на мысли, что не могу порой разобраться по мазне на килях и фюзеляжах – кто есть кто. А вы?
5. Не подал сигналы нарушителю – это утверждение требует пояснения. В личной беседе Валентин говорил, что визуально экипаж его наблюдал, поскольку он вышел на траверз нарушителя с намерением посигналить ему. Но в этот момент CL-44 начал резко выполнять разворот с большим креном на истребитель. С какой целью?! Ведь ему ещё не было ничего просигнализировано. Скорость истребителя в этот момент была близка к эволютивной (у Су-15 – 450км/ч). Учитывая наличие максимальной внешней подвески – маневрировать на этом режиме было непросто.
Что могло произойти в этой ситуации у малоопытного лётчика? Потеря скорости, выход на закритический режим полёта, сваливание – может на это нарушитель и рассчитывал? А теперь с другой стороны: если В.Куляпин добивался пересмотра решения о награде, какой смысл выставлять себя нарушителем со всех сторон? Ведь он мог бы и промолчать, поскольку уличить его в этом нарушении весьма проблематично.
Есть и др. «плюхи» автора:
-система регистрации параметров полёта Су-15 (САРПП-12В) не регистрирует отклонение ручки управления самолётом (отклонение стабилизатора - ДА, но с ошибкой 5%) – дрожание руки лётчика - фантазия автора;
- и совсем позорно для политработника не знать, что Герой Советского Союза капитан Геннадий Елисеев, лётчик 982иап (аэр.Вазиани) в 1973 г. таранил не «спортивный самолётик», а учебно-боевой самолёт Иранских ВВС Т-38 (спарка истребителя F-5, внешне они очень похожи).
Что касается «отлучённых профнепригодных начальников» 166 гв иап, - о дальнейшей судьбе многих можно прочитать на страницах нашего форума.
Конечно, таран – далеко не самый эффективный приём в воздушном бою, но ситуация может потребовать и его применения. Совершить его- тоже надо иметь мужество. Лётчику была поставлена боевая задача, и он её выполнил – это главное!
Возмущает так же то, что, представляя полёт CL-44, как полёт «мирной цели», автор закрывает глаза на то, что цель фрахта самолёта сфальсифицирована; что экипаж занимался запрещённой деятельностью – перевозкой оружия.
Ещё мне любопытно: какой бы резонанс получило это событие, если бы вышеупомянутая «мирная беззащитная цель» была бы сбита на пути в Тегеран?! И что бы тогда ответил автор сыну 2-го пилота, «распластанного на нашем базальте со штурвалом в руках»? (по свидетельству Альтимирова Р.С., вылетавшего на место падения в составе комиссии, то, что осталось от экипажа, находилось в обгоревшем отсеке кабины самолёта).
Мне не хочется обсуждать: насколько соизмерима награда совершённому поступку лётчика – пусть это останется на совести тех, кто определял эту меру. Но то, что эта статья – ГРЯЗЬ - видно и невооружённым глазом.
Уточнения к полемике: посадочная скорость Су-15 - 280-300км/ч (максимум 345-ограничение по пневматикам); совместная подвеска пушек и ракет – допускалась, но при этом не более 2-ух ракет любого типа (ограничение по стойкам шасси).