В.М.> В чем? В моей работе? Вы ее видели?
Причем здесь Ваша работа. Она к дирижаблям никакого отношения не имеет, как и моя.
Saton>>Я несколько раз предлагал: спорьте, опровергайте мою идею, что тонкая тканевая оболочка максимально чистое растяжение. В.М.> А это не ваша идея - это основы сопромата.
Уточняю- на одноосное растяжение и анизотропная оболочка.
Saton>>А на чистое (почти) растяжение она работает, когда еЁ высота много больше, чем длина. В.М.> А вот это неправда. Наддутый изрядным по сравниню с внешним давлениме шар - вот пример чистого растяжения. А не вертикальная "колбаса", как вы полагаете. Тоже основы сопромата.
Давайте приближенно рассмотрим величины сил, которые действуют в аэростатных оболочках типа "шар" и вертикальный "конус+полушарие" (
http://www.kht.ru/homepage/aeros/Pics/9.JPG - колбасу такой формы не едал
), когда эти оболочки несут вес какого-либо груза (мне кажется, что только этот груз может оправдать существование дирижабля).
Шар: В любой точке его оболочки действуют две равные тангенциально направленные силы - векторные составляющие полезных сил- веса груза и аэростатической подъемной силы. Легко можно увидеть, что наиболее неблагоприятно нагружение оболочки в нижней точке подвеса - в пределе здесь получается бесконечно большое усилие - это как если на полотно батута, натянутое с усилием в сотни килограмм становится дошкольник- батут прогибается, его полотно деформируется, пока вес ребенка не уравновесится вертикальными составляющими силами натяжения. Также и сферическая оболочка аэростата вынуждена деформироваться под действием веса груза, а это уже никуда не годится- еще никуда не летим, а часть прочности материала уже ухряпали из-за неоптимальности схемы. Потому приходится вводить "костыли" - катенарные пояса, котрые своими прямыми тросами делают то, что плохо делает сферическая оболочка - соединяют верхнюю часть (куда давит несущий газ) и нижнюю часть (на которой висит груз). Кроме того, в каждой точке оболочки действует силы натяжения, которые возникают оттого, что мы не придумали ничего лучшего, как для сохранения формы создать в оболочке избыточное давление, сверх того аэростатического, которое создает сам несущий газ (в верхней части оболочки). Нижняя многострадальная часть оболочки итак нагруженная, догружается еще и этой напастью. Если б она умела говорить, она бы сказала "ну Вы блин, даете "чистое растяжение" "
конус+полушарие: Как выйти из этого дурацкого положения. Да очень просто! Возвращаясь к примеру с батутом: что нужно сделать для того, чтобы силы в ткани батута были сопоставимы с весом ребенка, а не на порядки превышали его? Правильно- ослабить натяг и позволить ткани принять естественное положение- близкое к конусу. Чем меньше будет натяжение и угол при вершине конуса (и больше глаза ребенка), тем тоньше можно сделать ткань батута (дирижабля).
Дальше- еще интереснее. Поскольку оболочка должна летать (и иногда против ветра), то логично придать ей каплевидную обтекаемую форму, с удлинением, скажем 5.
Шар: Катенарные костыли растут! Им нужно уже воспринимать не просто вертикальные силы, но и наклонные (при маневрировании) и горизонтальные (возможность таких аварий, которые регулярно происходили в прошлом, никто не отменял). Оболочка растет в весе и стоимости - она тоже должна воспринимать все необходимые усилия во всех мыслимых положениях. Слышатся зловещие слова: "космические технологии", "алифатический полиуретан" ... 8(( В отличие от судна, на котором в случае повреждения, к примеру носового отсека, можно открыть кингстоны в кормовом и сохранить плавучесть до прихода помощи или продолжить плавание, на дирижабле сброс несущего газа должен сопровождаться сбросом балласта, сливом топлива, выбрасыванием двигателей и пассажиров... А с дифферентом 90 градусов летать неуютно
конус+полушарие: На этой форме легкое уплощение с боков сказывается мало. В целом - распределение сил остается тем-же. Только носовую часть требуется усилить, да в задней части систему УПС разместить (детали ее также возьмут на себя часть растягивающих усилий). Все гидростатические силы всех газовместилищ напавлены по одной прямой - вверх. Потеря любой части газа не скажется на дифференте. Даже сбитый дирижабль будет падать шасси вниз, что смягчит удар. Напоминаю, одноколесное шасси будет иметь иметь колесо с шиной большого диаметра и высокой энергоемкостью.
P.S.
Если нужен образец живучести ЛА позапрошлого века, перечитайте первые главы "Таинственного острова" Жуля Верна, и честно ответьте на вопрос: какой из современных ЛА имеет живучесть аэростата тех времен?
В.М.> Я воспринял, уверяю вас - я просто очнь ясно понимаю, где вы заблуждаетесь.
Хорошо. Объясните конкретику "на пальцах".