[image]

Клипер vs Shuttle - есть что новое в технологии?

Теги:космос
 
1 2 3 4

ttt

аксакал


Можно Клипер считать просто уменьшенным Шаттлом?

Применили там какие новые идеи?

Еще - как они собираются спускать его с лунной траектории - хватит теплозащиты?

Там же скорость больше

У Шаттла регулярно плитки отваливаются - как собираются с этим бороться?
   
Это сообщение редактировалось 19.03.2008 в 15:16
RU ArmoryBlaid #19.03.2008 14:40
+
-
edit
 

ArmoryBlaid

втянувшийся

> Применили там какие новые идеи?
Основное отличие - шаттл является реальным аппаратом, а клипер виртуальным.
С учетом этого фактора возможные проблемы с теплозащитой не вызывают опасений.

В общем, концепция клипера так и не устаканилась.Трудно сравнивать.
   
RU Cormorant #19.03.2008 14:52
+
-
edit
 

au

   
★★☆
Шаттл через два года тоже станет виртуальным.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
ttt> Можно Клипер считать просто уменьшенным Шаттлом?

Нельзя.
Во-первых, потому, что для Клипера предлагались/предлагаются разные схемы, в т.ч. не крылатые.

ttt> Применили там какие новые идеи?

Напр., использование движков САС для довыведения при штатном полёте. Сбрасываемый БО (фактически от Союза). Поворотные кресла экипажа для оптимизации направления перегрузок при спуске.
Единый цифровой борт для нас - новость, на Союзе только собираются перейти на цифру.

ttt> Еще - как они собираются спускать его с лунной траектории - хватит теплозащиты?

Вопрос детально не рассматривался, по кр. мере, не озвучивался публично. Но возможны разнообразные варианты, ничего принципиально нерешаемого.
В т.ч. к Луне мог бы лететь не Клипер как таковой, а разработанный на его базе КК.

ttt> Там же скорость больше

Усиленная теплозащита и/или многовходная схема (см. рис.). Осуществить её тем проще и эффективнее, чем выше аэродинамическое кач-во СА.

ttt> У Шаттла регулярно плитки отваливаются - как собираются с этим бороться?

Неизвестно, какой именно была бы (будет?) ТЗП Клипера. Это зависит от схемы.
Само по себе отваливание малой части плиток не является опасным. Несколько плиток отваливалось в каждом практически полёте шаттла. С Бураном было ровно то же самое.

И по шаттлу лупила пена с топливного бака, проблема в этом. У Клипера подобные источник повреждения ТЗП был бы в принципе исключен при любой схеме корабля.
Прикреплённые файлы:
 
   

Bell

аксакал
★★☆
ttt> Применили там какие новые идеи?

Вообще, насколько я понял, там никаких новых идей нет, кроме самой запатентованной новой формы СА. В остальном всегда делали упор на приемственность с Союзом. Не, ну есть кое что, по СУ там и т.п., но называть это новыми технологиями несколько натянуто...
   
RU Alexandrc #20.03.2008 07:50
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

-
   
Это сообщение редактировалось 21.03.2008 в 09:07
au: П. 14; предупреждение (+1)

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Конечно. Новых абляционных материалов для СА в мире давно не появлялось. Ну, европейцы разве делали... А в США фактически после Аполлонов все такие работы были заморожены - и даже многие существовавшие материалы по факту утрачены (более не производятся), тамошний народ слегка плачется по этому поводу.

А подробности какие-то есть насчёт тюменской продукции? Чего сделали-то и для каких именно целей?
   
+
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

-
   
Это сообщение редактировалось 21.03.2008 в 09:06
+
-
edit
 

AntiMat

опытный

Вроде с buran.ru скачал презентацию, в которой указывалсь проблема с теплозащитой "Клипера", вызванная именно меньшими размерами аппарата. Проблему вроде как решили, превратив "Клипер" в среднеплан. И решено было остановиться на крылатой модели, ибо не удалось разрешить сложностей с мыгкой посадкой бескрылого варианта. Отсюда вопрос - если для "Клипера" всплыла проблема с перегревом, то как решена она для проекта МАКС?
   
CZ D.Vinitski #21.03.2008 16:45
+
-
edit
 

D.Vinitski

филин-стратег
★★
Клипер даже не виртуальный КК :(
   
RU guamokolatokint #21.03.2008 23:53  @Fakir#19.03.2008 16:11
+
-
edit
 

guamokolatokint

новичок
Fakir> на Союзе только собираются перейти на цифру.

Пожалуйста уточните, что вы имеете ввиду, вроде бы цифровое управление было уже на "Союзе-Т", ещё 1983-м (а вообще-то бортовая машина и на самых первых была, примитивная, конечно)
   
CZ D.Vinitski #21.03.2008 23:54
+
-
edit
 

D.Vinitski

филин-стратег
★★
Учите матчасть...
   
+
-
edit
 

avmich

координатор

Эх :) . Я бы с удовольствием посмотрел, на каких Союзах до какой степени применялись цифровые системы, то есть, когда цифровая техника брала на себя очередную функцию. Для такого обзора :) надо хорошо знать историю Союзов.
   
+
-
edit
 

ratte07

втянувшийся

БЦВМ появилась на 7К-С (все-таки перехватчик :) ). Но есть СУБК, в котором очень много некомплексированных систем от разных субподрядчиков. И даже если они построены на базе цифровых процессоров, все равно эмулируют аналоговые блоки. Причин этого много, кроме субъективных главная - безопасность. Такие системы ведут себя однозначно. Наличие же "программной свободы" резко увеличивает вероятность отказа.
   

U235

координатор
★★★★★
Fakir> Конечно. Новых абляционных материалов для СА в мире давно не появлялось. Ну, европейцы разве делали... А в США фактически после Аполлонов все такие работы были заморожены

Не понял. А как же тогда теплозащита боевых блоков МБР? Ее тоже после Аполлонов не совершенствовали, или перешли на керамику?
   

U235

координатор
★★★★★
И интересно, как движки САС собираются при довыведении использовать? У САС же совсем другие рабочие перегрузки. Кажется, там за 10 а то и за 20 g пиковые перегрузки зашкаливают. Или собираются изменяемую схему включения пакета РДТТ САС сделать: при аварийном спасении включаем все сразу, а при довыведении последовательно несколькими группами?
   
RU Dem_anywhere #28.03.2008 09:29
+
-
edit
 

Dem_anywhere

аксакал

☠☠
Именно - при довыведении попарно или ещё как.
   
+
-
edit
 

ratte07

втянувшийся

Это весьма относительная новация. На ВА ТКС часть РДТТ САС использовалась для спуска с орбиты.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Fakir>> Конечно. Новых абляционных материалов для СА в мире давно не появлялось. Ну, европейцы разве делали... А в США фактически после Аполлонов все такие работы были заморожены
U235> Не понял. А как же тогда теплозащита боевых блоков МБР? Ее тоже после Аполлонов не совершенствовали, или перешли на керамику?

Понятия не имею насчёт ТЗП ББ. Вполне может быть, что и не совершенствовали особо - ибо зачем? Условия входа ББ в атмосферу существенно не изменились.

А что новые абляционные материалы в США более 30 лет не разрабатывались - сие медицинский факт. И не то что новые не разрабатывались, а и большая часть из сделанных за время "Аполлонов" давно не производятся - фактически утрачены.
   
+
-
edit
 

ratte07

втянувшийся

А новые нужны? В чем собственно проблема?
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Проблема в том, что для разных условий входа (и в разные атмосферы) оптимальны разные абляционные материалы. И сейчас некоторых материалов, к-е наилучшим образом подошли бы для разных межпланетных СА - де-факто уже нету, не производятся; мужики по этому поводу плачутся.
   
+
-
edit
 

ratte07

втянувшийся

Только я не понял, какое отношение ТЗП CM имеет ко входу в разные атмосферы?

После Аполлона в США было много посадочных зондов. На Венеру, Марс, Юпитер.
Были АМС с возвратом на Землю.

Те материалы, они максимум позволили бы несколько снизить массу ТЗП. Толькоя вот что не пойму, в рамках лунной программы они разрабатывали ТЗП для Титана?
   
RU Владимир Малюх #31.03.2008 16:15  @D.Vinitski#21.03.2008 16:45
+
-
edit
 
D.Vinitski> Клипер даже не виртуальный КК :(

Это - виртуальный макет КК :)
   
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
ratte07> Только я не понял, какое отношение ТЗП CM имеет ко входу в разные атмосферы?

Какого СМ?

ratte07> После Аполлона в США было много посадочных зондов. На Венеру, Марс, Юпитер.
ratte07> Были АМС с возвратом на Землю.

Да. На материалах, наработанных за время Аполло - ну, точнее, видимо, будет сказать так: "на материалах, существовавших к моменту завершения Аполло". Какая их доля обязана своим появлением непосредственно лунной программе - уже более сложный вопрос.
Суть в том, что к середине 80-х - началу 90-х большая часть этих абляционных материалов стала фактически недоступна, пр-во прекращено.

ratte07> Те материалы, они максимум позволили бы несколько снизить массу ТЗП. Толькоя вот что не пойму, в рамках лунной программы они разрабатывали ТЗП для Титана?

Они тогда разрабатывали и испытывали и производили кучу разных абляционных материалов. Многие из них использовались в Аполло. Многие оказались весьма подходящими для ряда межпланетных миссий.
   
1 2 3 4

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru