Возвращение ракетоносца
ВВС России проводят глубокую модернизацию самолетов Ту-22М3, одна из главных задач которых – подавление систем ПВО и ПРО
В России прошли учения полков Дальней авиации на самолетах Ту-22М3. «Модернизируется прицельное оборудование, оборудование для пусков ракет, и идет глубокая модернизация этих самолетов», – сказал первый заместитель командующего Дальней авиацией генерал-майор Анатолий Жихарев. По словам главы пресс-службы ВВС Александра Дробышевского, на учениях решались «вопросы отработки преодоления ПВО противника».
«Дальние бомбардировщики Ту-22МЗ предназначены как для пуска ракет, так и для бомбометания. Но для точного бомбометания необходимы новые прицелы. Таким образом, модернизируется прицельное оборудование, оборудование для пусков ракет и идет глубокая модернизация этих самолетов», – сказал первый заместитель командующего Дальней авиацией генерал-майор Анатолий Жихарев. По его словам, остаточный ресурс позволит эксплуатировать эти самолеты до 2015–2017 годов. На сегодняшний день с составе ВВС и авиации ВМФ насчитывается около 200 машин данного типа.
Особенности европейского театра военных действий всегда диктовали России необходимость иметь на вооружении ударные самолеты, превосходящие по дальности и бомбовой нагрузке обычные фронтовые бомбардировщики, но уступающие по этим параметрам межконтинентальным стратегическим самолетам.
Считается, что в случае вооруженного конфликта такие самолеты смогут наносить удары по целям в Европе, на Ближнем Востоке и в Северной Африке с авиабаз, расположенных в глубине страны, а следовательно, менее подверженных воздействию авиации и ракет противника, чем передовые аэродромы у наших западных границ.
Полноценный «стратег» для решения таких оперативных по сути задач избыточен. Так появился класс оперативно-тактических самолетов дальностью действия 7–10 тыс. км. В западной литературе за такими самолетами утвердилось название «евростратегические».
Первым в ряду этих машин стал дальний бомбардировщик-ракетоносец Ту-16, принятый на вооружение в конце 1950-х годов и исправно несший службу до середины 1990-х (в КНР эти самолеты, выпускавшиеся по лицензии под обозначением Harbin H-6, летают до сих пор).
Так случилось, что, несмотря на постепенное моральное старение, дозвуковому Ту-16 долгое время не находилось достойной замены. Его преемник – сверхзвуковой разведчик-ракетоносец Ту-22 (получивший в войсках кличку «шило» за характерную форму фюзеляжа) не принадлежал к числу выдающихся творений Андрея Николаевича Туполева. Поэтому в 1965 году ОКБ в инициативном порядке начало работы над принципиально иным самолетом, который должен был получить индекс Ту-26.
Но шли времена «ракетной лихорадки», когда о пилотируемой авиации в партийном руководстве никто не хотел слышать. Работы по новому самолету велись под вывеской модернизации Ту-22: так самолет приобрел индекс М, хотя от «предка» в нем сохранилась только передняя стойка шасси (и то на первых сериях).
Поначалу дела с Ту-22М не заладились: большой сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла получил обидную кличку «всепогодный дефектоносец». Однако конструкторам и производственникам кропотливым трудом удалось довести машину. Самолеты серии Ту-22М2, поступившие на вооружение Дальней авиации, отлично показали себя на завершающем этапе войны в Афганистане, во время второй Пандшерской операции.
Серийное производство Ту-22М3 продолжалось на Казанском авиационно-производственном объединении с 1978 по 1993 год (первое время параллельно с моделью Ту-22М2), всего построили 268 машин. Способность к дозаправке в воздухе очень нервировала Вашингтон на переговорах по СНВ-2, американцы настойчиво требовали включить Backfire (обозначение по коду НАТО) в разряд стратегических вооружений. Сошлись на компромиссном решении: с самолетов сняли штанги системы дозаправки. Но не саму систему – комплекты штанг находятся на базах хранения и в любой момент могут занять свое место на носу «Бэкфайров».
Короче говоря, ВВС России получили в наследство от СССР первоклассный боевой самолет с широкими возможностями: от нанесения ударов обычными и ядерными бомбами до ракетных атак по авианосным ударным группам на большом удалении. Последнее свойство пришлось кстати в авиации ВМФ, где Ту-22М3 отведена роль «убийц авианосцев».
Между тем самолет имел существенный недостаток – фактически это машина, оптимизированная для применения одного типа оружия – сверхзвуковой крылатой ракеты Х-22. Учитывая технические особенности подготовки ракеты, в такой ситуации сложно было говорить о постоянной оперативной готовности полков Ту-22М. Да и сама ракета разработки начала 70-х годов на сегодняшний день сильно устарела.
Положение несколько выправилось, когда в 80-е часть самолетов получила на вооружение аэробаллистические ракеты малой дальности Х-15: 6 таких ракет размещаются на револьверной пусковой установке внутри бомболюка и еще 6 самолет способен нести на внешней подвеске (по три на двух пилонах).
Собственно, у таких ракет одна задача: уничтожение особо важных и защищенных объектов типа командных бункеров, пусковых позиций и радаров ПВО/ПРО, пусковых ракетных шахт. Благодаря очень высокой скорости аэробаллистические ракеты подобны артиллеристским снарядам: достаточно перед пуском внести в инерциальную систему наведения координаты цели и дальше действовать по принципу «пустил – забыл».
Поскольку ракета не связана с носителем каналом управления (все координаты хранятся в ее вычислительном блоке), то и забить этот канал, сорвав наведение, невозможно. Кроме того, за счет высокой скорости (5–7 М) ракета является очень трудной мишенью. По сведениям из открытых источников, в нашей стране успешно ведутся работы по созданию модификаций Х-15 (Х-115), обладающих большей дальностью и лучшей точностью. Самолеты, вооруженные такими ракетами, могут представлять собой серьезную угрозу для позиций американской ПРО в Европе, по крайней мере до появления ожидаемой модификации оперативно-тактической ракеты «Искандер» повышенной дальности. Впрочем, даже после появления гипотетического «Искандера-ЭМ» боевая ценность Ту-22М3 не упадет, особенно модернизированных.
Предполагается, что модернизация прицельно-навигационного комплекса, проводимая сейчас, коснется не только параметров точности, но направлена прежде всего на расширение номенклатуры бортового вооружения, в состав которого могут войти перспективные крылатые ракеты Х-155 или иные, например современные противокорабельные типа «Яхонт» или «Москит».
По некоторым данным, в состав бортовой авионики модернизированных ракетоносцев войдут элементы и системы, которыми оснащаются сейчас стратегические Ту-160 (которые тоже проходят глубокую модернизацию) и фронтовые Су-34, что логично, учитывая «переходное» положение самолета.
Заявление Анатолия Жихарева прозвучало на фоне сообщений о прошедших на прошлой неделе успешных учениях полков Дальней авиации на самолетах Ту-22М3, которые проводились на полигонах Гурьяново (Саратовская область) и Эмба (Казахстан).
Руководил учениями командующий Дальней авиацией генерал-майор Павел Андросов. Целью учений, по словам главы пресс-службы ВВС Александра Дробышевского, были вопросы отработки преодоления ПВО противника, что также наводит на мысль о том, на какие объекты будут нацелены соединения этих самолетов.
Кроме того, в скором времени Дальней авиации могут вернуть статус самостоятельного рода войск, который она имела во времена СССР. По крайней мере, такой вывод можно сделать из заявлений командующего ДА генерал-майора Павла Андросова. Таким образом, великолепные ракетоносцы, подчиненные сегодня командованию Фронтовой авиации, займут подобающее место в структуре Вооруженных сил России.