Гвоздь - форма для глубинной бомбы?

Теги:флот
 
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
Не пробовали ли ВМФ различных стран в порядке эксперимента хотя бы изготавливать ГБ в форме этаких "гвоздей" со стабилизатором? Чтобы она, ГБ, опускалась строго вертикально, но при этом не так боялась давления (площадь приложения давления маленькая) до больших глубин, чем традиционные чушки. При этом такая форма ГБ обеспечивала бы ей более быстро погружение...
 
RU артём #15.06.2008 03:09  @AGRESSOR#15.06.2008 02:59
+
-
edit
 

артём

опытный

AGRESSOR> Не пробовали ли ВМФ различных стран в порядке эксперимента хотя бы изготавливать ГБ в форме этаких "гвоздей" со стабилизатором? Чтобы она, ГБ, опускалась строго вертикально, но при этом не так боялась давления (площадь приложения давления маленькая) до больших глубин, чем традиционные чушки. При этом такая форма ГБ обеспечивала бы ей более быстро погружение...
Используется не только форма бочек.
Давлению пофигу форма.
Для больших глубин у ГБ не достаточная скорость погружения.
Скорости свободного погружения и так достигли предела.
 
+
-
edit
 

AleX413

опытный

AGRESSOR
Собираетесь забомбить кого-то в Марианской впадине? ;) А кого там бомбить?
Вообще-то все с точностью до наоборот. Самая прочная фигура - шар (сфера). И площадь минимальна, и нагрузка только на сжатие, причем равномерно.
А если нужно именно быстрое погружение, без двигателя никак. Тогда гвоздь с мотором, хотя бы реактивным ;)
 
LT Bredonosec #16.06.2008 01:24  @AleX413#15.06.2008 08:23
+
-
edit
 
AleX413> Вообще-то все с точностью до наоборот. Самая прочная фигура - шар (сфера). И площадь минимальна, и нагрузка только на сжатие, причем равномерно.
причем, с давнишних пор =)
Прикреплённые файлы:
 
 
RU Серокой #16.06.2008 01:25
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
Со стабилизаторами были мины подводные, и то это был при внешней похожести не стабилизатор, а акустический резонатор.
Больше не раскалятся ваши колосники. Мамонты пятилеток сбили свои клыки. ©  
+
-
edit
 

AGRESSOR

литератор
★★★★★
Я знаю про прочность шара. Мне просто стало интересно ускорить погружение бомбы за счет формы гвоздя.
 
RU AdmiralHood #16.06.2008 03:24
+
-
edit
 

AdmiralHood

втянувшийся

Американская глубинная бомба Mk9. Как видите, и форма каплевидная (наиболее оптимальная для движения в вязкой среде, хотя удлиннение, конечно, маловато) и стабилизатор на месте.

Обтекаемость формы слегка извращена приваренным в носу кольцом, дабы матросы могли катить эту штуку по палубе :=)

Стабилизатор необходим, чтобы бомба погружалась строго верикально и на большой глубине не нарушалось взаимное расположение сброшенных бомб («коробочка»).

Для увеличения скорости погружения бобму специально утяжеляли свинцом.

По моим расчётам, эта штука при размерах 18х28 дюйма и массе 450 фунтов имела среднюю плотность около трёх. Сфера такой же плотности и диаметра должна была бы погружаться со скоростью 8-9 м/с. У Mk9 было около 6 м/с. То есть, похоже, обтекаемая форма не принесла особых результатов.

Надо заметить, что наиболее оптимальная форма с точки зрения сопротивления движению - это не гвоздь, а удлиннённое тело каплевидной формы, т.е. полусферический нос, который переходит в цилиндрическую часть, а затем плавно - а коническую оконечность. При оптимальном удлиннении коэффициент сопротивления такого тела примерно в 6 раз лучше, чем у сферы, поэтому скорость погружения при той же плотности и диаметре будет болеше в 2.5 раза.
Прикреплённые файлы:
Mk9.jpg (скачать) [60 кБ]
 
 
 
Это сообщение редактировалось 16.06.2008 в 03:40
+
-
edit
 

au

   
★★☆
AdmiralHood> Надо заметить, что наиболее оптимальная форма с точки зрения сопротивления движению - это не гвоздь, а удлиннённое тело каплевидной формы, т.е. полусферический нос, который переходит в цилиндрическую часть, а затем плавно - а коническую оконечность.

Эллипсоидный нос и параболоидный хвост (визуально похож на конус, но это не конус), без цилиндра. Есть формулы. :) Цилиндры появляются в пользу технологичности (крупные прочные корпусы) или безысходности (торпедный аппарат).

Насчёт мины — вот эти трубы и прочее (там донце вроде тупо обрезано — вихрь будет) тормозят её как бы не больше чем сам корпус.
 
Это сообщение редактировалось 16.06.2008 в 05:49
+
-
edit
 

AdmiralHood

втянувшийся

au> Эллипсоидный нос и параболоидный хвост (визуально похож на конус, но это не конус), без цилиндра. Есть формулы. :) Цилиндры появляются в пользу технологичности (крупные прочные корпусы) или безысходности (торпедный аппарат).
au> Насчёт мины — вот эти трубы и прочее (там донце вроде тупо обрезано — вихрь будет) тормозят её как бы не больше чем сам корпус.

Если тело движется при помощи собственного двигателя или буксируется, то да. Но когда тело погружается под действием собственной тяжести, то при одной и той же массе и средней плотности большее удлинение даёт меньшую площадь поперечного сечения и, следовательно, меньшее сопротивление движению.

Что касается формул, то в теме про свободно погружающийся шар я уже давал эту ссылку:

 
+
-
edit
 

au

   
★★☆
AdmiralHood> Если тело движется при помощи собственного двигателя или буксируется, то да. Но когда тело погружается под действием собственной тяжести, то при одной и той же массе и средней плотности большее удлинение даёт меньшую площадь поперечного сечения и, следовательно, меньшее сопротивление движению.

Удлиннение — это отдельный параметр. Я о форме — не имеет значения какая сила двигает тело, оптимальная форма будет такой. Кстати, бомба эта явно задумывалась как оптимальная форма (даже без цилиндра), но потом "обработали напильником" и "улучшили".

AdmiralHood> Что касается формул, то в теме про свободно погружающийся шар я уже давал эту ссылку:

Формула оптимальной формы тела. Удлиннение там параметр, оптимальным является в районе 6.5, есть график.

з.ы.1 Есть несколько другие формулы. Переводить на человеческий не буду, это из матлаба кусок:
code text
  1. % Rn - Reynolds number
  2. % U  - flow speed
  3. % L  - hull length
  4. % v  - water viscosity
  5. % Cf - hull viscous friction coefficient
  6. % Rt - hull resistance
  7. % ro - water density
  8. % S  - [b]hull wetted area[/b]
  9. % P  - power required to move hull at certain speed
  10.  
  11. Rn = U * L / v;
  12. Cf = 0.075 * ( log10(Rn) - 2 )^(-2);
  13. Rt = 0.5 * ro * Cf * S * U^2;
  14. P = U * Rt;


з.ы.2 Удлиннение
Прикреплённые файлы:
 
 
Это сообщение редактировалось 16.06.2008 в 14:53
RU AdmiralHood #16.06.2008 08:26
+
-
edit
 

AdmiralHood

втянувшийся

Проблема в том, что удлинение, дающее минимальное сопротивление при заданной скорости движения, не будет уже оптимальным для достижения максимальной скорости погружения под действием собственного веса. Если взять два тела одинаковой массы и одинакового объёма (т.е. с одинаковым весом и выталкивающей силой), причём одно из них будет с оптимальным, а другое - с несколько большим удлинением, то неоптимальность формы будет компенсирована уменьшением поперечной площади, т.е. уменьшением абсолютной величины силы сопротивления. Оптимум по удлиннению, естественно, сместится. Хотя, поскольку оптимумы здесь очень пологие, вряд ли выигрыш будет больше, чем несколько процентов.
 

au

   
★★☆
Для той бомбы такие мелочи полностью теряют значение из-за "улучшений" :)
 
+
-
edit
 

Cannon

опытный

"Самая лучшая ГБ - это торпеда..." (С) мой
 
+
-
edit
 

AdmiralHood

втянувшийся

au> з.ы.1 Есть несколько другие формулы. Переводить на человеческий не буду, это из матлаба кусок:

Формула несколько странная (Сf = 0.075·(lg Re – 2)2). Такое впечатление, что при решении какой-то частной задачи это формулой попытались аппроксимировать характеристику в каком-то узком диапазоне числе Рейнольдса. Потому что если применять эту формулу в широком дианапоне Re, сразу возникают странности:

При Re=100 коэффициент сопротивления нулевой.

При Re=109 (что соответствует 100-метровой лодке при скорости 30 уз.) коэффициент сопротивления 3.7, что на порядок больше, чем у шара.
 
Это сообщение редактировалось 17.06.2008 в 02:25
+
-
edit
 

au

   
★★☆
AdmiralHood> Потому что если применять эту формулу в широком дианапоне Re, сразу возникают странности:
AdmiralHood> При Re=100 коэффициент сопротивления нулевой.
AdmiralHood> При Re=109 (что соответствует 100-метровой лодке при скорости 30 уз.) коэффициент сопротивления 3.7, что на порядок больше, чем у шара.

Формулы эти взял из Hydrodynamics of High-Speed Marine Vehicles - Academic and Professional Books - Cambridge University Press
Конечно это какие-то аппроксимации. Но Re=100 для реальных размеров — это околонулевая скорость. А насчёт шара никогда не узнаем наверняка. :)
У меня интерес (как выяснилось) в диапазоне Re между 105 до 108 и для лодок на малом ходу по этим формулам прикидывал, сравнивая с мощностью их вспомогательных двигателей — хорошо совпадало.
 
Это сообщение редактировалось 17.06.2008 в 08:04
RU AdmiralHood #17.06.2008 09:15
+
-
edit
 

AdmiralHood

втянувшийся

Попробовал ориентировочно вычислить коэффициент лобового сопротивления для подводной лодки типа «Лос-Анджелес». Максимальная скорость 32...35 уз. (u=16.5...18 м/с) , мощность двигателя 35 000 л.с. (P=25 700 кВт), диаметр корпуса 10.1 м (площадь поперечного сечения 80 кв. м + 20% на рубку - примерно S=100 кв. м).

Сх = 2P/S·р·u3 = 2·25 700 000 / 100·1000·(16.5...18)3 = 0.088...0.114

Для лодки типа «Огайо» (35 000 л.с., 25-28 уз., 14 м):

Сх = 2P/S·р·u3 = 2·25 700 000 / 160·1000·(12.8...14.4)3 = 0.107...0.153

Для лодки типа «Сивулф» (45 000 л.с., 35 уз., 10.6 м):

Сх = 2P/S·р·u3 = 2·33 100 000 / 106·1000·183 = 0.107
 
Это сообщение редактировалось 17.06.2008 в 10:31

au

   
★★☆
У меня получилось для 16.5~18м/с потребная мощность 10~13МВт. Это без рубки, только тело вращения в форме и c размерами корпуса лося.

Коэффициент этот мы считаем явно по-разному, и я думаю ваша формула слишком упрощена (явно для ручных расчётов). В той что использую я, расчёт идёт по площади смоченной поверхности. Площадь расчитывается просто интеграцией по поверхности. У меня коэффициент сопротивления лося без рубки получается 0.0015 (это Cf в коде выше), площадь поверхности 2905м2
 
Это сообщение редактировалось 17.06.2008 в 10:41
RU AdmiralHood #17.06.2008 18:08
+
-
edit
 

AdmiralHood

втянувшийся

Поскольку имеет место подобие, то ПМЛМ неважно какой параметр с размерностью площади брать - площадь поперечного сечения или площадь смоченной поверхности. Конечно, значение коэффицента сопротивления при этом будет разным. Поскольку площадь смоченной поверхности больше, то во столько же раз должен быть меньше коэффициент сопротивления.

P.S. Недавно разговаривал с одной интересной женщиной (д.т.н., в 1980-е гг. занималась гидродинамикой подводных аппаратов). Спрашиваю - почему даже в самых основательных книжках так ублюдочно написано про сопротивление при обтекании тела вращения? Дык, отвечает, это уже давно никого не интересует. Квадратичный закон действует, оптимальные формы для всех случаев давно найдены, коэффициенты сопротивления для всего что можно экспериментально найдены в бассейне. В общем, вопрос, оказывается, закрыт раз и навсегда :=).

P.P.S. Ещё раз проверил ваши расчёты. С показателем степени -2 формула ведёт себя адекватно, по крайней мере при Re>105. Коэффициент сопротивления немного падает с ростом Re, что действительно отмечается для удлиннённых тел в разных мудрых книжках. В первом заходе мне показалось, что показатель степени +2, возможно это мой глюк.
 
Это сообщение редактировалось 17.06.2008 в 18:32

au

   
★★☆
Не знаю как там закрыта тема, но пока я нашёл уравнения оптимального корпуса (и где!), уже терпение кончалось. В публикации 32-летней давности оно написано, у издания нет даже сайта (если оно само есть), зато все бодро цитируют, будто оно у них на полке стоит. Наверное поэтому у всех одинаковые сосиски и выходят, а там автор обстоятельно подошёл к теме. В основательных книжках должно всё от печки даваться, а не только самый писк, иначе они не основательные.
 

MIKLE

старожил
★☆
дык ароде после альбакора никто и не чешется...
Модифицированым комплексам модифицированые танки. (С) VooDoo ХАЧУУУ МАТАЦИКЛ!!!!!!  

au

   
★★☆
MIKLE> дык ароде после альбакора никто и не чешется...

Ну, авторы 1710 очень даже почесались :) Альбакор неплох, но не идеален. Позже один тип обобщил эти вещи с теоретическим обоснованием, только надыбать его статью я не могу — её нет! Её только цитируют.
 
RU AdmiralHood #18.06.2008 08:28
+
-
edit
 

AdmiralHood

втянувшийся

Для au:

Интересно, каким образом в упомянутой вами статье выясняется оптимальное удлинение обтекаемого тела? Это просто эмпирический график или результат каких-то численных расчётов?

Вчера нашёл книжку по расчётам в дозвуковой авиации. Там коэффициент лобового сопротивления вычисляется по формуле
Сx = Cf·ηс·Sc/Sм.
Cf зависит только от скорости (Re) и представляет собой медленно спадающую функцию. Sc – площадь омываемой потоком поверхности, Sм – площадь миделя. Коэффициент ηс – функция от удлинения (λф=L/D), даётся графиком, который привожу.

Понятно, что при больших удлинениях площадь омываемой поверхности растёт примерно пропорционально удлинению. Значит оптимальное с точки зрения сопротивления удлинение будет лежать где-то в конце круто спадающего участка ηс. Так оно и получается, минимум сопротивления приходится на λф = 2, то есть когда длина вдвое больше диаметра.
Прикреплённые файлы:
nu.jpg (скачать) [36 кБ]
 
 
 
+
-
edit
 

au

   
★★☆
AdmiralHood> Для au:
AdmiralHood> Интересно, каким образом в упомянутой вами статье выясняется оптимальное удлинение обтекаемого тела? Это просто эмпирический график или результат каких-то численных расчётов?

График удлиннения я показал выше: Форумы Balancer`а / Image view - Untitled-1.png -
Это не из статьи (которой у меня нет), это книжки, которую я теперь вот найти не могу, и даже вспомнить... Мда.
Похоже он эмпирический. В общем, там видно что между 6 и 7 находится почти плоский минимум. Размеры 1710 хорошо вписываются в это — у него 7.3.
 
MD Serg Ivanov #18.03.2012 16:50
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
В тему-
ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЦАГИ | №11, 2008 год | Журнал "Наука и жизнь"
"Наряду с исследованиями стационарных или почти стационарных режимов кавитационного обтекания необходимо было изучить существенно нестационарные течения, возникающие при быстром входе в воду тел различной формы. Такие режимы движения отличаются особой сложностью, поскольку сопровождаются деформацией свободной поверхности жидкости, быстрым изменением смоченной поверхности тела, развитием нестационарных каверн с участием атмосферного воздуха, различными типами замыкания каверн.
Результат исследований — возможность достижения телом, имеющим определённую расчётную форму, больших глубин за очень короткое время. Так, при начальной скорости 1200 м/с тело массой 500 кг, движущееся по инерции, может достичь глубины 500 м менее чем за 1 секунду при условии, что его средняя плотность примерно в 6 раз превышает плотность воды."(с)
 17.0.963.7917.0.963.79

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru