Перспективные скоростные вертолеты готовятся отвоевать еще одну нишу у самолетов
Герой классического советского фильма "Мимино", уйдя в "большую" авиацию, в итоге так и не смог изменить своей маленькой винтокрылой букашке Ми-2. Но в недалеком будущем у вертолетчиков, возможно, уже не останется повода для противопоставления "большой" и "малой" авиации. Вертолеты, долгое время существовавшие как бы на периферии авиационного транспорта, сегодня сами вторгаются в те виды воздушных перевозок, которые до сих пор были безраздельно заняты самолетами. Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля ведет работу над созданием высокоскоростного вертолета, предназначенного для обслуживания отдаленных регионов. Скорость новой машины, которая получила обозначение Ми-Х1, должна составить 450-500 км/ч. Как заявил генеральный директор Московского вертолетного завода Андрей Шибитов, этот вертолет способен составить конкуренцию региональным самолетам.
Сегодня программа создания Ми-Х1 находится на стадии разработки концепции. Ми-Х1 планируется построить по традиционной схеме. Кардинальное увеличение скорости полета должно быть достигнуто благодаря использованию системы подавления срыва на отступающей лопасти и толкающего винта с изменяемым вектором тяги за счет размещения отклоняемых поверхностей в спутной струе.
Как отметил Андрей Шибитов, сегодня программы разработки и создания высокоскоростных вертолетов "захватили" все вертолетостроительные компании в мире, и Россия не исключение. К примеру, фирма Sikorsky разрабатывает вертолет Х2, скорость которого должна составлять около 460 км/час. Прототип Х2 будет готов подняться в воздух уже в первом квартале 2008 г.
У нас проработкой скоростного вертолета занимается также и ОАО "Камов". Проект Ка-92 предполагает применение соосной несущей системы и хвостового толкающего винта. Поскольку и МВЗ, и фирма "Камов" в настоящее время входят в холдинг "Вертолеты России", в конечном итоге будет реализован лишь один проект скоростного вертолета - тот, который победит во внутреннем конкурсе. Андрей Шибитов отметил, что после того как будет принято решение о техническом облике машины, на этапе эскизного проекта конструкторские бюро МВЗ и ОАО "Камов" будут работать над этим проектом совместно.
Источник: газета «Военно-промышленный курьер»Автор: Илья КедровОпубликовано: 19.12.2007, 13:26
Догоняя старшего брата
Перспективные скоростные вертолеты готовятся отвоевать еще одну нишу у самолетов
Герой классического советского фильма "Мимино", уйдя в "большую" авиацию, в итоге так и не смог изменить своей маленькой винтокрылой букашке Ми-2. Но в недалеком будущем у вертолетчиков, возможно, уже не останется повода для противопоставления "большой" и "малой" авиации. Вертолеты, долгое время существовавшие как бы на периферии авиационного транспорта, сегодня сами вторгаются в те виды воздушных перевозок, которые до сих пор были безраздельно заняты самолетами.
// Дальше — www.aviaport.ru